Миллениалы
«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат.
О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.
Эпохи для ровесников
Межпоколенческие границы автор предлагает проводить, во-первых, не по годам рождения, а по периоду взросления, вступления во взрослую жизнь (в 17–25 лет, когда человек становится самостоятельным и наиболее восприимчив к изменениям в социуме); во-вторых, по ключевым и совместно пережитым историческим событиям и процессам (в новейшей отечественной истории это Великая Отечественная война, оттепель, застой, перестройка, либеральные реформы и стабилизация). В итоге картина российских поколений, по версии Вадима Радаева, выглядит так:
Мобилизационное поколение
Годы рождения: 1938 и ранее (до Великой Отечественной войны). Период взросления: 1941–1956 (война и послевоенное десятилетие). Поколение также называют молчаливым, но к российскому опыту это не вполне применимо, замечает исследователь.
Поколение оттепели
Годы рождения: 1939–1946 (военные годы). Период взросления: 1956–1964 (хрущевская оттепель).
Поколение застоя
Годы рождения: 1947–1967 (послевоенные). Период взросления: 1964–1984 (брежневский застой). Другое известное название — Бэби-бумеры.
Реформенное поколение
Годы рождения: 1968–1981 («застойный зрелый социализм»). Период взросления: 1985–1999 (горбачевская перестройка и последующие либеральные реформы). Другое известное название — поколение Х.
Миллениалы (поколение Y)
Годы рождения: 1982–2000 (время реформ). Период взросления: 1999–2017 (относительно стабильное и благополучное начало нового тысячелетия).
Поколение Z
Годы рождения: с 2001. Период взросления: с 2018.
Классифицировав поколения, исследователь выяснил, чем они разнятся в вопросах здорового образа жизни, религиозности, планирования семьи, использования цифровых технологий и оценки собственного благополучия.
Со временем все эти параметры меняются, но миллениалы в большинстве случаев заметно и статистически значимо отличаются от предшествующего реформенного поколения (даже при приведении их к одному среднему возрасту), не говоря уже о более старших поколениях, делает вывод Вадим Радаев по результатам анализа данных опросов более 250 тыс. респондентов (RLMS-HSE, 1994–2016 гг.)*.
Отложенная взрослость
В отличие от предшественников миллениалы не спешат «взрослеть» — откладывают вступление в брак, рождение детей, выход на рынок труда.
В 2016 году при медианном возрасте 27 лет считали себя женатыми/замужними лишь 54% из них, а 41% еще никогда не образовывали семью. Предыдущее поколение (реформенное) в аналогичном возрасте было активнее: 68% и 24% соответственно.
Больше половины (54%) миллениалов не имеют детей. Реформенное поколение в аналогичном возрасте — 30,7%.
Показатели трудоустройства отличаются в обратном порядке: среди миллениалов работающих меньше, чем среди реформенных: 64% против почти 73%. При этом миллениалы нетерпеливее в стремлении к высокой зарплате и карьерному росту. В поисках того и другого они часто (в 2016-м свыше 21%) меняют работу. «В каждом предшествующем поколении эта доля ступенчато уменьшается в полтора раза», — отмечает автор.
К здоровой нации
Миллениалы в большей степени, нежели их предшественники, озабочены здоровым образом жизни. Именно они ускоряют позитивные тенденции и вносят максимальный вклад в распространение занятий физкультурой, сокращение потребления алкоголя и курения.
«В текущий период (2016) в каждом последующем поколении доля потребителей алкоголя значимо больше, чем в предыдущем, за исключением миллениалов — у этого самого молодого поколения доля пьющих оказывается меньше, чем в двух предшествующих поколениях», — говорится в исследовании. Они пробуют алкоголь раньше, однако пьют реже и в меньших объемах. К 18–20 годам доля употребляющих алкоголь достигает 50–52%, а после падает до 40%. Показатель реформенного поколения в аналогичном среднем возрасте более чем в полтора раза выше (64%).
В кругу миллениалов меньше курящих при аналогичной интенсивности курения. В одинаковом возрасте представители соседних поколений курят одинаково. Все, кроме миллениалов. Здесь доля курильщиков резко уменьшается: почти в 1,5 раза по сравнению с реформенным поколением.
Столь же значительно увеличивается число занимающихся спортом и физкультурой. В возрасте 27 лет у миллениалов таких 43%, а у реформенного поколения в том же возрасте — лишь 25%.
Цифровые мигранты
Миллениалы энергичнее других в использовании интернета и гаджетов. Это ожидалось. Но установлено, что решающий количественный скачок в освоении новых технологий (пользовании компьютерами и интернетом) обеспечили не они, а их непосредственные предшественники, взрослевшие в годы перестройки и реформ 1990-х. Сейчас им от 37 до 50 лет и их отличие от соседнего (более старшего) поколения значительнее: прирост доли пользователей на треть. А миллениалы обеспечили дополнительный прирост лишь на 11–12%. Такой же расклад в динамике выходивших в интернет с мобильных устройств (сотовых телефонов, смартфонов): +28% в реформенном и +20% у миллениалов.
«Представителям реформенного поколения гаджеты достались уже во взрослый период, но они были еще достаточно молоды и деятельны, чтобы успеть «мигрировать» в цифровое пространство в достаточном количестве и освоить многие практики, которые старшим даются с трудом, а миллениалами только еще более усиливаются», — поясняет Вадим Радаев.
«Одноклассники» сближают
Родившиеся с 1982 по 2000 год, то есть сегодняшние 18–36-летние, ожидаемо активнее в социальных сетях. В 2016-м там присутствовали 86% миллениалов. Для сравнения: реформенное поколение — 69%, а самое старшее (мобилизационное) — 19%.
Посещение социальных сетей по поколениям
(за последние 12 месяцев, 2016 г., 15 лет и старше, % от пользователей интернета)
Поколение оттепели — 35,2%
Поколение застоя — 55,4%
Пореформенное поколение — 69,3%
Миллениалы — 86,1%
Источник: расчеты автора исследования по данным RLMS-HSE
«Заметим, что речь идет преимущественно не о Фейсбуке, роль которого среди прочих социальных сетей часто преувеличивается», — обращает внимание автор исследования. В 2016 году ФБ посещали лишь 13% миллениалов и 7% всех взрослых старше 14 лет.
Большинство миллениалов (68%) пользуются «ВКонтакте». На втором месте «Одноклассники» (49%), которые почти так же популярны у более старшего реформенного поколения. Далее идут Твиттер — 5,5% и «Живой журнал» — 1,3%.
Мимо храма
К неожиданным результатам привело сравнение по уровню религиозности. Несмотря на распространенное мнение об увлечении россиян религией и усилении влияния церкви, число верующих и регулярно посещающих церковные службы, в каждом поколении сокращается.
Доля верующих в 2011–2016 годах снижалась с 56% в мобилизационном поколении до 32% у миллениалов. Доля посещающих службы не реже одного раза в месяц уменьшалась начиная с поколения оттепели (15%) до миллениалов (6%).
Уровень религиозности по поколениям
(доля верующих, средняя за 2011–2016 гг.; доля раз в месяц или чаще посещающих религиозные службы, 2016 г., 15 лет и старше, %)
Поколение оттепели — 46,9% и 15,2%
Поколение застоя — 36,7% и 11,7%
Пореформенное поколение — 34,8% и 7,5%
Миллениалы — 31,6% и 5,8%
Источник: расчеты автора исследования по данным RLMS-HSE
Счастливая молодость
Чем моложе поколение, тем чаще его представители чувствуют себя счастливыми. Российские миллениалы не исключение. Ощущают себя счастливыми 60% из них, у старших цифра в два раза меньше.
Яркий контраст и по уровню общей удовлетворенности жизнью — у миллениалов он самый высокий. В 2016 году удовлетворенных жизнью среди них было 59%. В среде людей реформенного поколения (в 2002 году, когда они находились в том же возрасте) — 36%.
Также молодые оптимистичнее в отношении экономической ситуации. Даже в кризис (после 2013-го) доля тех, кто считал, что через 12 месяцев будет жить лучше, не опускалась ниже 50%. За четыре кризисных года она сократилась, но осталась на высоте: 41%. Разрыв с реформенным поколением почти в 1,6 раза, с более старшими поколениями — в 3–4 раза.
Таким образом, миллениалы выглядят счастливее и жизнерадостнее. Но считать высокий уровень субъективного благополучия отличительной чертой именно этого поколения не стоит, предупреждает исследователь. Это, скорее, проявление возраста, которое с годами, по всей вероятности, пройдет.
* Исследование «Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ» базируется на данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». При кроссекционном анализе текущих межпоколенческих различий используются данные 25-й волны (2016 г., 14943 респондента), при анализе динамики этих различий — объединенный массив всех доступных волн (1994–2016 гг., 258366 респондентов). Представители самого молодого поколения Z, которым в 2016 году исполнилось 15 лет, из анализа исключены, так как их период взросления только начинался.
IQ