• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Устинов: Для меня важна не прибыль, а общественная польза

В то время как одни студенты «Вышки» параллельно с учебой открывают собственный бизнес, другие затевают общественно значимые проекты. Одним из таких студентов является студент 2 курса магистратуры «Государственное и муниципальное управление» Сергей Устинов, основатель информационного сервиса «Российские школы», предназначенного для родителей. Интервью с ним подготовил студсовет факультета социальных наук.

Расскажи для начала, что привело тебя на программу «Государственное и муниципальное управление»? И почему именно Вышка?

Первое образование я получил в Барнауле, оно было в области географии туризма. И ближе к окончанию я понял, что воспринимаю эту сферу скорее как хобби, поэтому решил получать более классическое образование – экономику, право или что-то подобное. Я в то время уже занимался кое-какой общественной деятельностью – например, вел блог про городские проблемы. У него было немного подписчиков, но периодически туда заглядывали не последние люди в городе и регионе, и именно так судьба свела меня с преподавателем ВШЭ, которые был родом из Барнаула. То, что я пишу, ему показалось довольно осмысленным и содержательным, и он предложил мне рассмотреть вариант поступления в Вышку. Я понял, что это гораздо лучше, чем местные вузы, и поступил. Программа «Государственное и муниципальное управление» была выбрана потому, что она больше всего соответствует моим устремлениям – заниматься общественной деятельностью в широком смысле этого слова. Кроме того, она более практична (в отличие от политологии), и более специализирована (в отличие от экономики или права).

Сейчас тебя знают в первую очередь благодаря твоему проекту «Российские школы». В чем его цель?

«Российские школы» – это интернет-сервис, который помогает родителям выбрать школу для своих детей. Цель – дать родителям ту информацию об образовательных учреждениях, которую им сложно искать самостоятельно: результаты ЕГЭ, отчеты, финансовые и образовательные показатели деятельности, упоминания школы в СМИ и т.д. Фундамент этой деятельности – требование к государству, чтобы оно было более открытым и прозрачным, больше раскрывало данных в машиночитаемых форматах, чтобы на их основе можно было делать аналитику или сервисы, помогающие людям.

Какие трудности ты встретил при реализации своего проекта?

Самое трудное – это работа с людьми. Не так просто найти людей, готовых тратить свое свободное время забесплатно. Наверное, тут нужна какая-то общность ценностей и интересов. Вторым пунктом я бы назвал необходимость постоянно развиваться. Каждый день требует от тебя чего-то нового: то нужно выучить новый язык программирования, то научиться общаться с чиновниками, то отказаться от вечеринок и даже прогулок. В общем, головной боли хватает.

На какой стадии твой проект сейчас?

Весь прошлый год мы занимались разработкой продукта, победили в двух крупных конкурсах (Всероссийский конкурс по открытым финансовым данным и Всероссийский конкурс «Открытые данные Российской Федерации»), про наш проект и по нашим материалам было около 50 публикаций в региональных и федеральных СМИ. Сейчас проект находится, можно сказать, на стадии «наращивания мышечной массы». Полученное нами признание и приобретенные знакомства предстоит использовать в целях дальнейшего развития – для повышения административного веса при общении с государственными служащими, для фандрайзинга, для привлечения экспертов.

Помог ли тебе наш университет в работе над проектом?

Прямой поддержки от университета не было, но вышкинская среда помогает найти новые контакты, зарядиться энергией от активных людей. Вышка предоставляет много возможностей тем, для кого основной целью создания проекта является прибыль. Тут есть ряд хороших бизнес-инкубаторов и конкурсов. Для нас же наш сервис интересен скорее с точки зрения его общественной пользы, в частности в плане лоббирования раскрытия данных государством. Собственно, сейчас это и есть основная деятельность команды – наполнение сервиса данными и «в глубину» (как можно больше информации о каждой школе), и «в ширину» (новые города и регионы), а также взаимодействие с органами власти.

Как ты считаешь, насколько перспективно выбранное тобой направление обучения?

Ох, мне тут тяжело судить. Перспективы выпускника программы «Государственное и муниципальное управление» можно рассматривать двояко. С одной стороны, это возможность осесть в будущем где-нибудь в скучных ведомствах, получать причитающиеся деньги и льготы и стабильно существовать. И многие пришли сюда именно за этим. С другой стороны, из-за неэффективности государственного управления и (дай бог!) неизбежности его реформирования в ближайшие годы может увеличиться спрос на хороших специалистов, способных справиться с этой задачей.


Над материалом работали:
Андрей Балыко,
студент образовательной программы «Психология», 1 курс,
Алиса Бабаева,
студентка образовательной программы «Политология», 2 курс

 

См. также: Сергей Устинов рассказывает о проекте «Российские школы» на Дне открытых данных в Москве, 5 марта 2016 г. (видео)