• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как выйти в люди: рецепты от Андрея Гречко

Многие студенты факультета находят себе работу или начинают собственное дело еще во время учебы. Один из них – студент 4 курса образовательной программы «Политология» Андрей Гречко. В материале, подготовленном Студсоветом факультета, он рассказывает о своей учебе в Вышке, о профессиональном росте и о собственном образовательном проекте LUDI.

– Расскажи, пожалуйста, как ты попал на наш факультет.

– До поступления я год проучился на отделении мировой политики факультета мировой экономики. Мне не понравилось отделение, но понравилась Вышка. Поэтому я написал письмо Андрею Юрьевичу Мельвилю с просьбой встретиться и задать ему несколько вопросов. К моему удивлению, Андрей Юрьевич согласился, и мы полчаса проговорили о том, что меня ждет на факультете (тогда еще факультете прикладной политологии). Его открытость покорила меня, и я решил поступать именно на факультет политологии.

– Многие знают тебя как успешного репетитора. Твои ученики выигрывают различные олимпиады, о тебе пишут на профессиональных сайтах. Расскажи об этом поподробнее.

– Репетиторством по обществознанию я начал заниматься еще на первом курсе, поэтому сейчас у меня будет пятый выпуск моих учеников. Осенью 2015 года мы с моим коллегой, выпускником философского факультета МГУ Ильей Созонтовым создали свой образовательный центр LUDI. Илья в прошлом занимался темой философии спорта, много играл в баскетбол и американский футбол. Когда школьникам ведет занятия двухметровый спортсмен, покрытый татуировками – это их удивляет и вдохновляет. Наши классы расположены в самом центре Москвы, на Николькой улице (дом 4/5). Учим школьников по системе «перевернутый класс» – ребята получают информацию не из лекций, а из домашнего задания, включающего учебник и несколько интересных ссылок на материалы СМИ. В классе мы обсуждаем домашний материал и решаем задания ЕГЭ. Мы планируем запускать бесплатные трансляции занятий, чтобы школьники из других регионов могли наблюдать за нашими занятиями.

– Мы наслышаны про нестандартные практики образования у вас в LUDI. Недавно случилась довольно громкая история, связанная с рэпером Oxxxymiron'ом. Расскажешь подробнее?

– В ноябре мы разместили в группе ВКонтакте пост про новый альбом рэпера Оксимирона, предложив несколько вопросов, ответив на которые, школьник может связать рассказанную в альбоме историю с понятиями из курса обществознания. Подобным образом мы поступаем со ссылками на материалы СМИ в наших домашних заданиях. Школьник получает ссылку от видео ПостНауки, статью Esquire или игру WOS вместе с вопросами для осмысления.

Через два дня через цепочку общих знакомых пост случайно дошел до самого Оксимирона, он опубликовал ссылку на него во всех социальных сетях. В итоге, наш пост набрал 1100 репостов и более 11 000 лайков, вызвал множество эмоций у школьников-поклонников исполнителя.

– Помогают ли тебе знания и опыт, полученные в Вышке?

– Знания, полученные в Вышке, конечно, очень помогают. Но важен еще и личный пример. У многих преподавателей я учился тому, как сделать процесс обучения по-настоящему интересным и увлекательным.

– Можешь назвать особо запомнившиеся примеры?

– Например, первая фраза Ирины Соболевой на первом семинаре курса по политической теории (2 курс) – «цель этого курса – развить вашу личность». Эти слова сильно меня тронули, сейчас я считаю, что цель наших занятий в LUDI – не только подготовить школьников к ЕГЭ, но и помочь им разобраться в окружающем мире и самих себе, «развить свою личность». Другой пример касается Валерия Георгиевича Ледяева. Мне безумно нравилась его манера задавать наводящие вопросы студентам, вступать с ними в коммуникацию в ходе семинаров. Позже я узнал, что в западной преподавательской практике этот прием называется «фронтальное интерактивное обучение». Сейчас свою работу со школьниками я стараюсь строить вокруг этого приема. Второе, чему я научился у Валерия Георгиевича – придумывать для учеников жесткие, а потому запоминающиеся примеры.

– Как человек, обладающий опытом, что бы ты посоветовал студентам, которые хотят быть репетиторами?

– Я бы рекомендовал относиться к репетиторству не как к подработке, а как к профессии, изучать профессиональную литературу, искать пути улучшить свою работу. Лично я всем людям, которые как-то связаны с преподаванием, посоветовал бы изучить книгу Джеффа Петти «Современное обучение».

– Кроме репетиторства, во время учебы ты начал осваивать еще одну профессию – социолога, устроившись работать в Фонд «Общественное Мнение». Как ты туда попал?

В ФОМе я оказался случайно. В 2012 году я приехал на Летнюю школу «Русского Репортера» (неформальный полевой университет, существующий за счет взносов и работы самих участников) на мастерскую научной журналистики. Девушка Маша, с которой я тогда встречался, занималась в мастерской полевой социологии («Центр Полевых Исследований»). Поскольку на мастерской не было ни одного юноши, я много таскал дрова и ведра с водой до деревенской избы, в которой они разместились. Заодно иногда оставался на лекциях и задавал вопросы гостям мастерской. Через три месяца мне внезапно позвонила одна из преподавателей мастерской – Катя Кожевина – и предложила работу в ФОМ. В итоге я проработал там два года. Сначала занимался составлением анкет для массовых опросов, потом внешними коммуникациями (связи со СМИ и социальные сети) и созданием образовательного проекта для студентов «ФОМ-ЛАБС».

– Кем ты видишь себя в будущем? Политологом, социологом, преподавателем?

– Мой главный проект сейчас – LUDI, и я делаю все возможное, чтобы он развивался и улучшался. Мы хотим создать систему обучения, которая позволит любому школьнику через интересные материалы и усердный труд прийти к успеху на ЕГЭ и олимпиадах. Благодаря Вышке я примерно понимаю, как создаются эффективные институты, и пытаюсь применить это знание в своей работе.

– А теперь вопрос, интересующий многих студентов: какие, на твой взгляд, перспективы у выпускников нашего факультета в России в ближайшие 10-15 лет?

– Про весь факультет гадать не буду, а что касается выпускников-политологов, то могу предположить, что в ближайшие восемь лет, до 2024 года, их перспективы будут связаны с выбранной специальностью не в преобладающей степени. Хотя жизнь переменчива, всякое может случиться!


Над материалом работали:
Дмитрий Турчанинов, студент ОП «Политология», 2 курс,
Андрей Балыко, студент ОП «Психология», 1 курс,
Алиса Бабаева, студентка ОП «Политология», 2 курс