«Социологи в мире религий»: лекция Кирилла Сорвина
Прохладным октябрьским вечером 2014 года я абитуриентом пришел на второй по счету лекторий для школьников. На нем выступал тогда еще малоизвестный мне преподаватель – Кирилл Валентинович Сорвин – с темой, название которой я узнал лишь спустя год. Однако услышанное тогда очень сильно повлияло на мою дальнейшую жизнь.
Для человека, незнакомого с историей философии, было неожиданно услышать, что древнегреческие философы с помощью математики доказывали бытие Бога – логичность и стройность их доказательства, озвученного в первой половине занятия, заставила потерять интерес к жизни вне обсуждаемого вопроса, подготовив к восприятию того главного, что составило первый переворот в моей жизни.
На лекции речь шла о феномене религии, о социологическом подходе к ее изучению. И когда Кирилл Сорвин объяснил, какое понимание религии предложили классики социологической науки, я понял, что мои прежние взгляды были совершенно детскими. В сознание постепенно приходила мысль, что феномен религии гораздо сложнее, глубже, важнее, чем об этом говорили философы Просвещения и как его объясняли в обыденности в советский период. Это означало, что в будущем мне придется пересмотреть мою категоричность по отношению ко многим феноменам, которые могли бы оказаться еще более сложными…
Это был первый переворот. Метафорически заставивший встряхнуть голову и увидеть иной, ясный, но более трудный мир. Второй переворот заключался в том, что я наконец увидел социологию. Проследив за ходом мысли Эмиля Дюркгейма, одного из основателей научной дисциплины, осознав глубину результатов его поисков, я убедился, что социология – это действительно серьезное занятие, избавляющее сознание от стереотипов и способствующее практическим улучшениям. А не просто люди с анкетами и странными, бессмысленными опросами. Для вас мои заключения могут показаться банальными – и это здорово – но в тот момент это было большое открытие для маленького человека.
После того знаменательного дня, дважды повернувшего мою жизнь на 180 градусов, я купил учебники по социологии и истории социологии, углубился в предмет. Интерес получал богатую подпитку и удовлетворение от знакомства с целым пластом человеческих знаний. Это помогло мне выиграть олимпиаду «Высшая проба» по обществознанию.
И вот теперь, морозным декабрьским днем 2015 года, уже будучи студентом-бакалавром социологии я шел на лекцию Кирилла Валентиновича Сорвина по теме «Социологи в мире религий». Я привел с собой одногруппников в надежде, что им будет также интересно. И знаете, что случилось на лекции? Я вновь был потрясен – уже более года знакомясь с основами социологического знания, сперва самостоятельно и стихийно, потом систематично и академически, я сформировал мнение, что усвоил материал предыдущего лектория по религии если не на «отлично», то со знанием твердого хорошиста. Насколько же интересно было на задних рядах с улыбкой осознавать сократовскую истину – о том, как мало я понял в предыдущий раз. И о том что вся моя годовая подготовка лишь сформировала теоретическую базу для восприятия того нового, о чем стремится донести нам преподаватель.
В этом году было сказано больше, чем в предыдущем, и знания, потрясшие меня тогда, составляли основу для новых выводов. Я понял, что в прошлый раз упустил из внимания очень многие аспекты: и философские, и социологические. А также, что для понимания современных горизонтов социологии необходимо впитать весь предыдущий опыт научного сообщества, понять и разобраться в философских переходах идей. И что только к концу обучения в бакалавриате я, наконец, смогу воспринять все мысли, высказанные на обоих лекториях.
Вам все написанное мной могло показаться слишком пространным, но что поделать? У преподавателя ушло полторы пары на то, чтобы объяснить главную идею. Если ваше любопытство требует объяснения – дерзайте! Зайдите на сайт НИУ ВШЭ, поищите информацию, прочтите книги «Человек в обществе, система социологических понятий в кратком изложении» и «Семь лекций по истории социологии» и приходите на следующий лекторий для школьников.
Борис Белявский,
студент 1 курса образовательной программы «Политология»