• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
10 апреля – 11 апреля
11 апреля в 10.00  
10 апреля – 11 апреля
10 апреля в 10.00  
13 апреля, 15:30
April 13, 15:30-17:00 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 1-15.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/20
60 бюджетных мест
50 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/80/5
95 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/1
35 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
60/50
60 платных мест
50 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
32/5/3
32 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/15
20 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
40/3
40 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/2
30 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5/1
40 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

«Социологи в мире религий»: лекция Кирилла Сорвина

В прошлую пятницу прошло очередной занятие Лектория для школьников, на котором выступил заместитель декана факультета социальных наук, член жюри Всероссийской олимпиады по обществознанию, автор учебников для школьников Кирилл Валентинович Сорвин. Своими впечатлениями делится постоянный слушатель Лектория студент Борис Белявский.

«Социологи в мире религий»: лекция Кирилла Сорвина

Прохладным октябрьским вечером 2014 года я абитуриентом пришел на второй по счету лекторий для школьников. На нем выступал тогда еще малоизвестный мне преподаватель – Кирилл Валентинович Сорвин – с темой, название которой я узнал лишь спустя год. Однако услышанное тогда очень сильно повлияло на мою дальнейшую жизнь.

Для человека, незнакомого с историей философии, было неожиданно услышать, что древнегреческие философы с помощью математики доказывали бытие Бога – логичность и стройность их доказательства, озвученного в первой половине занятия, заставила потерять интерес к жизни вне обсуждаемого вопроса, подготовив к восприятию того главного, что составило первый переворот в моей жизни.

На лекции речь шла о феномене религии, о социологическом подходе к ее изучению. И когда Кирилл Сорвин объяснил, какое понимание религии предложили классики социологической науки, я понял, что мои прежние взгляды были совершенно детскими. В сознание постепенно приходила мысль, что феномен религии гораздо сложнее, глубже, важнее, чем об этом говорили философы Просвещения и как его объясняли в обыденности в советский период. Это означало, что в будущем мне придется пересмотреть мою категоричность по отношению ко многим феноменам, которые могли бы оказаться еще более сложными…

Это был первый переворот. Метафорически заставивший встряхнуть голову и увидеть иной, ясный, но более трудный мир. Второй переворот заключался в том, что я наконец увидел социологию. Проследив за ходом мысли Эмиля Дюркгейма, одного из основателей научной дисциплины, осознав глубину результатов его поисков, я убедился, что социология – это действительно серьезное занятие, избавляющее сознание от стереотипов и способствующее практическим улучшениям. А не просто люди с анкетами и странными, бессмысленными опросами. Для вас мои заключения могут показаться банальными – и это здорово – но в тот момент это было большое открытие для маленького человека.

После того знаменательного дня, дважды повернувшего мою жизнь на 180 градусов, я купил учебники по социологии и истории социологии, углубился в предмет. Интерес получал богатую подпитку и удовлетворение от знакомства с целым пластом человеческих знаний. Это помогло мне выиграть олимпиаду «Высшая проба» по обществознанию.

И вот теперь, морозным декабрьским днем 2015 года, уже будучи студентом-бакалавром социологии я шел на лекцию Кирилла Валентиновича Сорвина по теме «Социологи в мире религий». Я привел с собой одногруппников в надежде, что им будет также интересно. И знаете, что случилось на лекции? Я вновь был потрясен – уже более года знакомясь с основами социологического знания, сперва самостоятельно и стихийно, потом систематично и академически, я сформировал мнение, что усвоил материал предыдущего лектория по религии если не на «отлично», то со знанием твердого хорошиста. Насколько же интересно было на задних рядах с улыбкой осознавать сократовскую истину – о том, как мало я понял в предыдущий раз. И о том что вся моя годовая подготовка лишь сформировала теоретическую базу для восприятия того нового, о чем стремится донести нам преподаватель.

В этом году было сказано больше, чем в предыдущем, и знания, потрясшие меня тогда, составляли основу для новых выводов. Я понял, что в прошлый раз упустил из внимания очень многие аспекты: и философские, и социологические. А также, что для понимания современных горизонтов социологии необходимо впитать весь предыдущий опыт научного сообщества, понять и разобраться в философских переходах идей. И что только к концу обучения в бакалавриате я, наконец, смогу воспринять все мысли, высказанные на обоих лекториях.

Вам все написанное мной могло показаться слишком пространным, но что поделать? У преподавателя ушло полторы пары на то, чтобы объяснить главную идею. Если ваше любопытство требует объяснения – дерзайте! Зайдите на сайт НИУ ВШЭ, поищите информацию, прочтите книги «Человек в обществе, система социологических понятий в кратком изложении» и «Семь лекций по истории социологии» и приходите на следующий лекторий для школьников.


Борис Белявский,

студент 1 курса образовательной программы «Политология»