• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Социологи в мире религий»: лекция Кирилла Сорвина

В прошлую пятницу прошло очередной занятие Лектория для школьников, на котором выступил заместитель декана факультета социальных наук, член жюри Всероссийской олимпиады по обществознанию, автор учебников для школьников Кирилл Валентинович Сорвин. Своими впечатлениями делится постоянный слушатель Лектория студент Борис Белявский.

«Социологи в мире религий»: лекция Кирилла Сорвина

Прохладным октябрьским вечером 2014 года я абитуриентом пришел на второй по счету лекторий для школьников. На нем выступал тогда еще малоизвестный мне преподаватель – Кирилл Валентинович Сорвин – с темой, название которой я узнал лишь спустя год. Однако услышанное тогда очень сильно повлияло на мою дальнейшую жизнь.

Для человека, незнакомого с историей философии, было неожиданно услышать, что древнегреческие философы с помощью математики доказывали бытие Бога – логичность и стройность их доказательства, озвученного в первой половине занятия, заставила потерять интерес к жизни вне обсуждаемого вопроса, подготовив к восприятию того главного, что составило первый переворот в моей жизни.

На лекции речь шла о феномене религии, о социологическом подходе к ее изучению. И когда Кирилл Сорвин объяснил, какое понимание религии предложили классики социологической науки, я понял, что мои прежние взгляды были совершенно детскими. В сознание постепенно приходила мысль, что феномен религии гораздо сложнее, глубже, важнее, чем об этом говорили философы Просвещения и как его объясняли в обыденности в советский период. Это означало, что в будущем мне придется пересмотреть мою категоричность по отношению ко многим феноменам, которые могли бы оказаться еще более сложными…

Это был первый переворот. Метафорически заставивший встряхнуть голову и увидеть иной, ясный, но более трудный мир. Второй переворот заключался в том, что я наконец увидел социологию. Проследив за ходом мысли Эмиля Дюркгейма, одного из основателей научной дисциплины, осознав глубину результатов его поисков, я убедился, что социология – это действительно серьезное занятие, избавляющее сознание от стереотипов и способствующее практическим улучшениям. А не просто люди с анкетами и странными, бессмысленными опросами. Для вас мои заключения могут показаться банальными – и это здорово – но в тот момент это было большое открытие для маленького человека.

После того знаменательного дня, дважды повернувшего мою жизнь на 180 градусов, я купил учебники по социологии и истории социологии, углубился в предмет. Интерес получал богатую подпитку и удовлетворение от знакомства с целым пластом человеческих знаний. Это помогло мне выиграть олимпиаду «Высшая проба» по обществознанию.

И вот теперь, морозным декабрьским днем 2015 года, уже будучи студентом-бакалавром социологии я шел на лекцию Кирилла Валентиновича Сорвина по теме «Социологи в мире религий». Я привел с собой одногруппников в надежде, что им будет также интересно. И знаете, что случилось на лекции? Я вновь был потрясен – уже более года знакомясь с основами социологического знания, сперва самостоятельно и стихийно, потом систематично и академически, я сформировал мнение, что усвоил материал предыдущего лектория по религии если не на «отлично», то со знанием твердого хорошиста. Насколько же интересно было на задних рядах с улыбкой осознавать сократовскую истину – о том, как мало я понял в предыдущий раз. И о том что вся моя годовая подготовка лишь сформировала теоретическую базу для восприятия того нового, о чем стремится донести нам преподаватель.

В этом году было сказано больше, чем в предыдущем, и знания, потрясшие меня тогда, составляли основу для новых выводов. Я понял, что в прошлый раз упустил из внимания очень многие аспекты: и философские, и социологические. А также, что для понимания современных горизонтов социологии необходимо впитать весь предыдущий опыт научного сообщества, понять и разобраться в философских переходах идей. И что только к концу обучения в бакалавриате я, наконец, смогу воспринять все мысли, высказанные на обоих лекториях.

Вам все написанное мной могло показаться слишком пространным, но что поделать? У преподавателя ушло полторы пары на то, чтобы объяснить главную идею. Если ваше любопытство требует объяснения – дерзайте! Зайдите на сайт НИУ ВШЭ, поищите информацию, прочтите книги «Человек в обществе, система социологических понятий в кратком изложении» и «Семь лекций по истории социологии» и приходите на следующий лекторий для школьников.


Борис Белявский,

студент 1 курса образовательной программы «Политология»