• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как мы воспринимаем и познаем друг друга?

15 мая состоялось завершающее занятие Лектория для школьников. С лекцией на тему «Как мы воспринимаем и познаем друг друга?» выступил заведующий кафедрой организационной психологии, руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» Владимир Артурович Штроо. Своими впечатлениями делится постоянный участник Лектория одинцовский школьник Борис Белявский.

Мы все — наивные психологи. И это не насмешка, а реальный научный термин.

На прошедшей недавно лекции о восприятии людьми друг друга нам, гостям Лектория для школьников, психолог Владимир Артурович Штроо рассказал и про нашу «наивность», и про массу фактов и теорий, знание которых может нас этой от этой наивности избавить.

Но Владимир Артурович начал свое выступление не с рассказа о теориях. Когда я вошел в аудиторию за двадцать минут до занятия, увидел за преподавательским столом очень серьезного, о чем-то своем думавшего человека.  Перед ним сидело небольшое пока количество слушателей, которым, как и мне, неловко было нарушать тишину даже отодвиганием стульев.

К радости всех оробевших, лектор развеял наши опасения уже со вступления. Через небольшой эксперимент он продемонстрировал, что подобные страхи есть обычная составляющая социального восприятия многих людей. Оказалось, что очень многое мы додумываем или неверно оцениваем, исходя из социального статуса человека или наших стереотипов о том, каким он должен быть. И, несмотря на то, что мы могли догадываться, понимать, что наши стереотипы ошибочны, в реальной ситуации эти знания игнорировались. Разве не наивно?

В ходе лекции Владимир Артурович открыл нам множество интересных фактов о том, как мы оцениваем человека, пытаемся проанализировать его поведение и предсказать поступки. И каждый раз, когда он рассказывал об очередном механизме восприятия, о возникающем в ходе общения эффекте, кто-нибудь из нас обязательно улыбался, приложив услышанное к своему опыту, и что-то быстро записывал в конспект, радуясь неожиданному открытию.

Узнали мы и про то, кто такой «наивный психолог». Это человек, который не является специалистом в области психологии, осознанно или нет, анализирует свои социальные взаимодействия. По сути — каждый человек. Ведь мы в своей повседневности практически полностью ориентируемся лишь на свои чувства, прошлый опыт и надеемся на логику. Почти ничего не зная об открытиях наук, о том, в чем ежедневно обманывается наше сознание, преувеличивая одни факторы, недооценивая другие, не замечая логических ошибок. Действуем буквально «вслепую», наивно.

Однако к концу занятия мы чувствовали себя чуть менее «наивными». Владимир Артурович незаметно выстроил в нашем сознании некоторую систему представлений о механизмах межличностного восприятия людей. Очень интересно было ближе к окончанию лекции «решать» психологические задачи по разобранной только что таблице, еще интереснее объяснять привычные бытовые ситуации, суеверия, «чудеса» на основе знаний, усвоенных в ходе лекции.

И пусть наша едва начавшая формироваться система психологических знаний еще несовершенна, но для нас, пока только школьников, она стала значительным открытием. Теперь мы будем учиться замечать свои заблуждения и постепенно избавляться от них. А приоткрывшиеся горизонты науки, достижения ученых мира стали более доступными и одновременно более соблазнительными.

Хотелось бы от лица всех присутствовавших еще раз поблагодарить Владимира Артуровича Штроо за увлекательную и познавательную лекцию, за готовность делиться знаниями, а организаторов – за проведение всего цикла лекций для школьников, шедших на протяжении учебного года. Надеюсь, в будущем нам представится возможность вновь приобщиться к знаниям не одной науки.


Борис Белявский, 11 класс,

гимназия Одинцовского гуманитарного университета 
(Московская область)