Томас Волджи: «Важно не только то, какими ресурсами располагает государство, но и то, как оно ими распоряжается»
8 апреля в рамках XVI апрельской конференции «Модернизация экономики и общества» состоялся доклад профессора политической науки университета Аризоны, живого классика современных исследований международных отношений Томаса Дж. Волджи. Тема доклада — «Атрибуция статуса в международной системе: практические и нормативные аспекты» («The Attribution of Status in the International System: Realist and Normative Considerations»).
Концепция «мягкой силы» («soft power») широко известна и популяризирована СМИ, выйдя далеко за пределы одной лишь сферы политической науки. Однако, как это часто бывает, за слишком общей формулировкой скрывается отсутствие концептуальной ясности. Волжди ставит вопрос о том, какую роль во взаимоотношениях на мировой политической арене играет статус, или «государственный имидж», в более широком смысле.
В докладе было представлено, какое место понятие статуса с точки зрения международных отношений занимает в противоборствующих парадигмах нормативистов – сторонников некоторого идеального устройства международного сообщества, и реалистов – прагматиков и скептиков, чьи взгляды опираются на идеи таких классиков, как Аристотель или Никколо Макиавелли.
Невероятно интересный доклад. Оригинальный подход к проблеме, как с концептуальной, так и с методологической точки зрения. Кроме того, эта тема очень близка к теме моей курсовой работы. Мне удалось пообщаться с Томасом Волджи после доклада, и он обещал прислать мне более подробные материалы и литературу. Замечательно, что есть такие уникальные возможности по академическому взаимодействию!
Хотя с точки зрения реалистов возможности влияния необходимо рассматривать лишь с точки зрения традиционных параметров экономического потенциала и военной мощи, докладчик представил убедительные доказательства того, что эффекты, создаваемые статусом в некоторых ситуациях, куда важнее и даже играют определяющую роль. Более того «порой важно не только то, какими военными и экономическими ресурсами располагает государство, но и то, как оно ими распоряжается, проще говоря, что оно с ними делает».
Огромное значение, как оказалось, для уровня статуса каждого государства имеет соблюдение (или несоблюдение) различных международных норм. Оценив приверженность шести нормам — перемещаемости ресурсов (в пользу менее развитых стран), принципу многосторонних отношений, экономическому либерализму, демократическому правлению, уважению прав человека и мирному урегулированию споров — исследователь пришел к выводу, что степень влияния следования той или иной норме сильно зависит от того, насколько общепринятыми они являются на международном уровне. Чем более определенное нормативное поведение признано в мировом сообществе (пусть даже оно еще не утверждено международными соглашениями и не защищается специальными организациями), тем больший эффект такое поведение оказывает на статус (uncontested norm). Так, поддержка демократических институтов является менее общепринятой нормой (contested norm) и менее влияет на статус, чем, например, с инвестирование в гуманитарные и экономические программы в развивающихся странах.
Отдельно докладчик остановился на объяснении механизма возникновения международных норм и их перехода из числа оспариваемых норм к числу безусловных.
Доклад профессора Волджи особо актуален именно сейчас — когда прошел уже почти год с момента утраты понимания, что такое «адекватность», как в российском, так и мировом медиа-пространстве. Когда одни рассказывают о «потере Россией своего статуса», а другие, наоборот, утверждают, что он вернулся вместе с блудным полуостровом, весьма интересно узнать, что, собственно, такое статус в международных отношениях, чем он определяется и возможно ли его вообще «подсчитать».
Кирилл Толокнёв
2 курс бакалавриата, факультет социальных наук, образовательная программа «Политология»
Наконец, выяснилось, что с помощью нормативного анализа также можно эффективно предсказывать статус государства. Сравнительные регрессионные модели показали, что комбинированное использование традиционных показателей со статистикой следования основным международным нормам показывает увеличение эффективности предсказания статуса государства с 46% (в модели реалистов) до 74% (в комбинированной нормативно-реалистской модели).
Предложенный Волджи подход трудно переоценить с точки зрения актуальности. Кроме того, он открывает огромное поле для дальнейшего изучения. Например, остаются вопросы, о том, как именно государства выстраивают стратегии следования тем или иным международным нормам, а также о наличии мультипликационных эффектов между разными нормами с точки зрения их влияния на статус государств.
Артем Мальцев
студент 2 курса бакалавриата,
образовательная программа «Политология»
Артем Мальцев
2 курс бакалавриата, факультет социальных наук, образовательная программа «Политология»