• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Книга
Системный мониторинг глобальных и региональных рисков

Под редакцией: Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, Д. А. Быканова

Т. 12: Революционные процессы в афразийской макрозоне нестабильности и их глобальный контекст. Издательство "Учитель", 2021.

Статья
National identity predicts public health support during a global pandemic

Van Bavel J. J., Cichocka A., Agadullina E. et al.

Nature Communications. 2022. Vol. 13.

Глава в книге
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМУ ОТРАСЛЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ступин Р. С.

В кн.: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Томас Волджи: «Важно не только то, какими ресурсами располагает государство, но и то, как оно ими распоряжается»

8 апреля в рамках XVI апрельской конференции «Модернизация экономики и общества» состоялся доклад профессора политической науки университета Аризоны, живого классика современных исследований международных отношений Томаса Дж. Волджи. Тема доклада — «Атрибуция статуса в международной системе: практические и нормативные аспекты» («The Attribution of Status in the International System: Realist and Normative Considerations»). 

Концепция «мягкой силы» («soft power») широко известна и популяризирована СМИ, выйдя далеко за пределы одной лишь сферы политической науки. Однако, как это часто бывает, за слишком общей формулировкой скрывается отсутствие концептуальной ясности. Волжди ставит вопрос о том, какую роль во взаимоотношениях на мировой политической арене играет статус, или «государственный имидж», в более широком смысле.

В докладе было представлено, какое место понятие статуса с точки зрения международных отношений занимает в противоборствующих парадигмах нормативистов – сторонников некоторого идеального устройства международного сообщества, и реалистов – прагматиков и скептиков, чьи взгляды опираются на идеи таких классиков, как Аристотель или Никколо Макиавелли.

Невероятно интересный доклад. Оригинальный подход к проблеме, как с концептуальной, так и с методологической точки зрения. Кроме того, эта тема очень близка к теме моей курсовой работы. Мне удалось пообщаться с Томасом Волджи после доклада, и он обещал прислать мне более подробные материалы и литературу. Замечательно, что есть такие уникальные возможности по академическому взаимодействию! 

Артем Мальцев
2 курс бакалавриата, факультет социальных наук, образовательная программа «Политология»

Хотя с точки зрения реалистов возможности влияния необходимо рассматривать лишь с точки зрения традиционных параметров экономического потенциала и военной мощи, докладчик представил убедительные доказательства того, что эффекты, создаваемые статусом в некоторых ситуациях, куда важнее и даже играют определяющую роль. Более того «порой важно не только то, какими военными и экономическими ресурсами располагает государство, но и то, как оно ими распоряжается, проще говоря, что оно с ними делает».

Огромное значение, как оказалось, для уровня статуса каждого государства имеет соблюдение (или несоблюдение) различных международных норм. Оценив приверженность шести нормам — перемещаемости ресурсов (в пользу менее развитых стран), принципу многосторонних отношений, экономическому либерализму, демократическому правлению, уважению прав человека и мирному урегулированию споров — исследователь пришел к выводу, что степень влияния следования той или иной норме сильно зависит от того, насколько общепринятыми они являются на международном уровне. Чем более определенное нормативное поведение признано в мировом сообществе (пусть даже оно еще не утверждено международными соглашениями и не защищается специальными организациями), тем больший эффект такое поведение оказывает на статус (uncontested norm). Так, поддержка демократических институтов является менее общепринятой нормой (contested norm) и менее влияет на статус, чем, например, с инвестирование в гуманитарные и экономические программы в развивающихся странах.

Отдельно докладчик остановился на объяснении механизма возникновения международных норм и их перехода из числа оспариваемых норм к числу безусловных.

Доклад профессора Волджи особо актуален именно сейчас — когда прошел уже почти год с момента утраты понимания, что такое «адекватность», как в российском, так и мировом медиа-пространстве. Когда одни рассказывают о «потере Россией своего статуса», а другие, наоборот, утверждают, что он вернулся вместе с блудным полуостровом, весьма интересно узнать, что, собственно, такое статус в международных отношениях, чем он определяется и возможно ли его вообще «подсчитать».

Кирилл Толокнёв
2 курс бакалавриата, факультет социальных наук, образовательная программа «Политология»

Наконец, выяснилось, что с помощью нормативного анализа также можно эффективно предсказывать статус государства. Сравнительные регрессионные модели показали, что комбинированное использование традиционных показателей со статистикой следования основным международным нормам показывает увеличение эффективности предсказания статуса государства с 46% (в модели реалистов) до 74% (в комбинированной нормативно-реалистской модели).

Предложенный Волджи подход трудно переоценить с точки зрения актуальности. Кроме того, он открывает огромное поле для дальнейшего изучения. Например, остаются вопросы, о том, как именно государства выстраивают стратегии следования тем или иным международным нормам, а также о наличии мультипликационных эффектов между разными нормами с точки зрения их влияния на статус государств. 

Артем Мальцев 
студент 2 курса бакалавриата,
образовательная программа «Политология»