• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
28 сентября – 15 ноября
Книга
Темпорализм социальной реальности пандемии: общественное настроение, дискурсы и опыт

Антонова В., Божок Н. С., Веденеева Я. и др.

М.: ООО "Вариант", 2022.

Глава в книге
Reality monitoring in native and foreign language

Dolgoarshinnaia A., Martín-Luengo B.

In bk.: 6th HBP Student Conference on Interdisciplinary Brain Research. Frontiers Media S. A., 2022. P. 123-127.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Томас Волджи: «Важно не только то, какими ресурсами располагает государство, но и то, как оно ими распоряжается»

8 апреля в рамках XVI апрельской конференции «Модернизация экономики и общества» состоялся доклад профессора политической науки университета Аризоны, живого классика современных исследований международных отношений Томаса Дж. Волджи. Тема доклада — «Атрибуция статуса в международной системе: практические и нормативные аспекты» («The Attribution of Status in the International System: Realist and Normative Considerations»). 

Концепция «мягкой силы» («soft power») широко известна и популяризирована СМИ, выйдя далеко за пределы одной лишь сферы политической науки. Однако, как это часто бывает, за слишком общей формулировкой скрывается отсутствие концептуальной ясности. Волжди ставит вопрос о том, какую роль во взаимоотношениях на мировой политической арене играет статус, или «государственный имидж», в более широком смысле.

В докладе было представлено, какое место понятие статуса с точки зрения международных отношений занимает в противоборствующих парадигмах нормативистов – сторонников некоторого идеального устройства международного сообщества, и реалистов – прагматиков и скептиков, чьи взгляды опираются на идеи таких классиков, как Аристотель или Никколо Макиавелли.

Невероятно интересный доклад. Оригинальный подход к проблеме, как с концептуальной, так и с методологической точки зрения. Кроме того, эта тема очень близка к теме моей курсовой работы. Мне удалось пообщаться с Томасом Волджи после доклада, и он обещал прислать мне более подробные материалы и литературу. Замечательно, что есть такие уникальные возможности по академическому взаимодействию! 

Артем Мальцев
2 курс бакалавриата, факультет социальных наук, образовательная программа «Политология»

Хотя с точки зрения реалистов возможности влияния необходимо рассматривать лишь с точки зрения традиционных параметров экономического потенциала и военной мощи, докладчик представил убедительные доказательства того, что эффекты, создаваемые статусом в некоторых ситуациях, куда важнее и даже играют определяющую роль. Более того «порой важно не только то, какими военными и экономическими ресурсами располагает государство, но и то, как оно ими распоряжается, проще говоря, что оно с ними делает».

Огромное значение, как оказалось, для уровня статуса каждого государства имеет соблюдение (или несоблюдение) различных международных норм. Оценив приверженность шести нормам — перемещаемости ресурсов (в пользу менее развитых стран), принципу многосторонних отношений, экономическому либерализму, демократическому правлению, уважению прав человека и мирному урегулированию споров — исследователь пришел к выводу, что степень влияния следования той или иной норме сильно зависит от того, насколько общепринятыми они являются на международном уровне. Чем более определенное нормативное поведение признано в мировом сообществе (пусть даже оно еще не утверждено международными соглашениями и не защищается специальными организациями), тем больший эффект такое поведение оказывает на статус (uncontested norm). Так, поддержка демократических институтов является менее общепринятой нормой (contested norm) и менее влияет на статус, чем, например, с инвестирование в гуманитарные и экономические программы в развивающихся странах.

Отдельно докладчик остановился на объяснении механизма возникновения международных норм и их перехода из числа оспариваемых норм к числу безусловных.

Доклад профессора Волджи особо актуален именно сейчас — когда прошел уже почти год с момента утраты понимания, что такое «адекватность», как в российском, так и мировом медиа-пространстве. Когда одни рассказывают о «потере Россией своего статуса», а другие, наоборот, утверждают, что он вернулся вместе с блудным полуостровом, весьма интересно узнать, что, собственно, такое статус в международных отношениях, чем он определяется и возможно ли его вообще «подсчитать».

Кирилл Толокнёв
2 курс бакалавриата, факультет социальных наук, образовательная программа «Политология»

Наконец, выяснилось, что с помощью нормативного анализа также можно эффективно предсказывать статус государства. Сравнительные регрессионные модели показали, что комбинированное использование традиционных показателей со статистикой следования основным международным нормам показывает увеличение эффективности предсказания статуса государства с 46% (в модели реалистов) до 74% (в комбинированной нормативно-реалистской модели).

Предложенный Волджи подход трудно переоценить с точки зрения актуальности. Кроме того, он открывает огромное поле для дальнейшего изучения. Например, остаются вопросы, о том, как именно государства выстраивают стратегии следования тем или иным международным нормам, а также о наличии мультипликационных эффектов между разными нормами с точки зрения их влияния на статус государств. 

Артем Мальцев 
студент 2 курса бакалавриата,
образовательная программа «Политология»