• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индексы активного долголетия: зачем они нужны и как их использовать?

Индексы активного долголетия: зачем они нужны и как их использовать?

10 марта состоялся совместный научно-практический семинар Центра анализа доходов и уровня жизни (ЦАДУЖ) Института управления социальными процессами и Лаборатории экономических исследований общественного сектора ЦФИ «Активное долголетие в контексте социальной политики: проблемы измерения».

На семинаре, проведенном в рамках научно-исследовательского проекта "Влияние изменений в экономической и социальной политике на потребительское поведение основных групп населения и формирование условий для активного долголетия" были представлены четыре доклада. Основное внимание было уделено методологии измерения активного долголетия и сопоставимости источников данных.

В докладе аналитика ЦАДУЖ Анны Ермолиной «Индекс активного долголетия как инструмент оценки политики в отношении пожилых в России» были представлены результаты расчетов Индекса активного долголетия (Active Ageing Index) по методологии Европейской экономической комиссии ООН для России. Особое внимание было уделено методологии построения индекса, сравнению источников данных и индивидуальных индикаторов европейского и российского индексов. Важной частью доклада стало сравнение Индекса активного долголетия в гендерном разрезе и в разрезе типа поселения (город/село), а также определение позиции России в европейском рейтинге активного долголетия. В заключение докладчица проанализировала наиболее проблемные сферы активного долголетия в России.

Научный сотрудник ЦАДУЖ Мария Варламова в докладе «Стареть в России: сравнительный анализ места России в международных индексах активного долголетия – Active Ageing Index и Global AgeWatch Index» рассмотрела два основных индекса, используемых для сравнительного анализа условий старения в различных странах. Кроме того, она уделила внимание еще одному важному сравнительному инструменту — Индексу готовности к глобальному старению (The Global Aging Preparedness Index, GAP). Докладчица проанализировала структуру и методологию построения индексов активного долголетия на примере России, показала их сильные и слабые стороны, рассмотрела особенности, которые необходимо учитывать при интерпретации показателей, а также причины существенных расхождений в итоговых значениях.

Заместитель заведующего Лабораторией экономических исследований общественного сектора Людмила Засимова, выступившая с докладом «"Активное долголетие": вопросы оценки доли активного пожилого населения России и сопоставления результатов с зарубежными странами», представила результаты оценки доли активного пожилого населения России и стран группы БРИКС (исключая Бразилию, однако с добавлением Мексики), выполненной на основе материалов базы данных ВОЗ Study of Global Ageing and Adult Health (SAGE). Методология, ранее использованная для России, была распространена на сопоставимые зарубежные страны. Было установлено, что получаемые на микроуровне выводы не всегда соотносятся с картиной, наблюдаемой при сравнении общегосударственных статистических показателей. В частности, несмотря на формально высокий уровень российского здравоохранения, по компоненте «здоровье» Россия находится в наихудшем положении из рассматриваемых стран. Эти и другие результаты позволили сделать ряд выводов и предположений об источниках недостаточной активности пожилых в России и возможных направлениях улучшения ситуации.

Ведущий научный сотрудник ЦАДУЖ Оксана Синявская в докладе «Активное долголетие и социальная политика в России» обратила внимание на то, что в России вызовы старения традиционно оцениваются с точки зрения дефицита трудоспособного населения или нагрузки на пенсионную систему. Взгляд на проблемы старения сквозь призму концепции активного долголетия и сравнительный анализ данных международных индексов активного долголетия позволяет по-иному сформулировать приоритеты социальной политики в отношении пожилого населения. Индексный подход к активному долголетию дает широкие возможности для выработки комплексной политики в отношении старения в России. На основании этого подхода докладчица предложила новый список приоритетов социальной политики в отношении пожилых – с точки зрения более полного использования потенциала для активного долголетия.

На иллюстрации: фрагмент картины финской художницы Инге Лоок.