• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекторий для школьников на Факультете социальных наук

12 декабря на факультете социальных наук прошло четвертое занятие в рамках «Лектория для школьников» – цикла ежемесячных бесплатных развивающих занятий для старшеклассников по социологии, политологии и обществознанию. Своими впечатлениями от лектория делится одинцовский школьник Борис Белявский.

О лектории для школьников, проводимом факультетом социальных наук, я узнал на второй неделе сентября. И тогда это мероприятие представлялось мне не более чем занимательным времяпрепровождением, возможностью узнать «что-нибудь новенькое». Но в реальности все оказалось иначе, и каждое из четырех прошедших занятий стало ярким эпизодом текущего учебного года.

Впечатление от первого приезда можно назвать захватывающим. Потому что сразу после выхода из метро на Ильинке я очутился в сказочном месте. Стыдно признаться, но проживая в ближнем Подмосковье, я ни разу не был с той стороны Кремля, никогда не ходил по Ильинке, Мясницкой, Лубянке. Архитектура старой Москвы очаровала меня, на некоторое время заставив почувствовать себя героем какого-нибудь романа. Атмосфера деловой жизни древнего города внушала мысль о величественности и важности планируемого события, которое еще до своего начала стало праздником. Внутри научно-исследовательского университета ощущалось еще более духа творчества, знаний, серьезности и значительности. Контраст с повседневной школьной рутиной был настолько велик, что, наверное, уже тогда появилось предчувствие грядущих перемен.

Но само занятие произвело гораздо более сильное  впечатление. Прежде всего, я был поражен, как мало у меня, оказывается, правильных представлений о социологии, философии, политологии, психологии, экономике – науках, из которых состоит обществознание. Примерно столько же, сколько  у третьеклассника, изучающего предмет  «окружающий мир», представлений  о биологии, географии, физике и  химии. И причина в этом не  только в малом количестве  усвоенной информации, но и как  сказал читавший лекцию преподаватель Кирилл Валентинович Сорвин в смешении методов, используемых  науками. Осознание этого стало, пожалуй, самой большой для меня неожиданностью. К счастью, Кирилл Сорвин назвал перечень литературы, которая поможет преодолеть методологическую безграмотность.

Другим важным результатом первого занятия стали для меня новые требования к себе и своим действиям. Во время лекции Кирилл Валентинович рассказывал о способах поступления в НИУ ВШЭ через олимпиады и конкурсы, в частности через конкурс «Юный социолог». И когда прозвучали слова: «Это достаточно простой способ. Ну что, вы не напишете эссе на десять страниц?» – я сначала немного испугался. Работ подобного объема я писал мало… Но после этих слов начал размышлять: «Ведь я могу это сделать. К тому же, в жизни не получится мало трудиться. Значит, нужно себя приучать. Значит, я должен это сделать!» Да, требования к работе здесь будут выше, чем в школе, и придется к ним приучаться. С этой мыслью прошла вся осень, и благодаря ей я повысил свою работоспособность.

В то время как нам рассказывали основные моменты написания эссе, я ощутил себя студентом Вышки. Испытывая это чувство, я отчетливо понял, как здорово правильно понимать процессы и смотреть знающими глазами на мир, как здорово находиться в окружении таких же интересующихся людей. Сейчас очень многие говорят о бесполезности высшего образования, приводят в подтверждение своих взглядов истории успеха людей, не получивших его. Возможно, что для зарабатывания денег можно обойтись и без высшего образования… Но это ощущение счастья, что ты прикоснешься к знаниям, познаешь мир, – бесценно. Возможности обретения мудрости, уверенность в том, что тебя не обманут, стоит любых сил и времени. И уезжая домой, я твердо знал, что хочу вернуться сюда снова, потому что здесь я чувствую себя счастливым, находящимся на своем месте и уверенным в будущем.

Когда родители в очередной раз раздраженно будили меня, утверждая, что нельзя столько спать, я подумал о том, что мое поведение не конформно, не соответствует ролевым ожиданиям моей первичной малой группы и что здесь может идти речь о ролевом напряжении.

Борис Белявский
школьник

На второй лекции я еще более отчетливо осознал ограниченность своих воззрений. То, что я узнал о социологии религии и религии вообще, перевернуло мои представления сразу о комплексе наук и обществе в целом. До этого занятия я считал себя человеком, много знающим и неплохо разбирающимся в социальных процессах и их причинах. После него я стал лучше понимать мысль Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю…», потому что обыденные представления и знания об этом явлении, дающиеся в школе, оказались настолько далеки от научных взглядов, а сами научные теории показались настолько очевидными, понятными и простыми, что я испытал шок. Я был удивлен и, вместе с тем, очарован научной трактовкой возникновения религии. Подобные чувства испытали бы свидетели явления Христа, случись оно в реальности. Я просто сидел и восхищался действиями первобытных людей и современных ученых, которые смогли понять наших дальних предков.

Параллельно я удивлялся новому для меня взгляду на математику как на доказательство существования сверхъестественного. Узнавая все это, я лучше и лучше понимал, что мои познания ничтожны по сравнению с огромным опытом, накопленным человечеством. Я начал осознавать, как наивны были мои суждения относительно пользы или вреда того или иного явления, как самонадеянно желание избавиться от некоторых социальных институтов! И ведь это я понял только относительно религии и математики, а сколько еще наук, социальных институтов, процессов и событий, насчет которых я заблуждаюсь!

Знания, которыми с нами делились на лекции, совершили переворот в моей душе, вызвав сильное желание увидеть мир через призму последних достижений науки. Помимо этого, они научили меня осторожнее судить о вещах: ведь при любом уровне знаний мы не сможем абсолютно объективно оценить их.

Главным, что дали мне две первые лекции, были все-таки не теоретические и практические знания (хотя они и являются ценными, и я нахожу им применение в своей повседневной жизни), а эмоциональный заряд и жизненная позиция. Мои суждения и ожидания от жизни стали взвешеннее, а интеллектуальная деятельность направилась на активное изучение наук, с которыми до этого я был знаком лишь заочно.

Где-то в промежутке между второй и третьей лекциями я прочел большинство рекомендованных книг, и после этого я стал замечать за собой некоторые изменения. Первое заключается в том, что я начал жить категориями изучаемых наук. Кирилл Валентинович Сорвин сказал на первой лекции: «Физик становится физиком в тот момент, когда начинает видеть в запущенном по столу блюдце скольжение материальной точки по идеально гладкой поверхности». Исходя из этих слов, я стал немного социологом, немного философом и в некоторой степени – правоведом.

Когда родители в очередной раз раздраженно будили меня, утверждая, что нельзя столько спать, я подумал о том, что мое поведение не конформно, не соответствует ролевым ожиданиям моей первичной малой группы и что здесь может идти речь о ролевом напряжении. Во время общения с друзьями я начинал размышлять о функциях подобных малых групп, а назвав все вспомнившиеся, я задумывался: «А если взглянуть с позиции философии: возможно ли понимание между пусть даже близкими людьми? Так ли уж оно необходимо или и без него наша жизнь будет вполне приемлемой?» И подобные рассуждения стали возникать обо всем.

С момента приезда на первую лекцию изменения в моем сознании накапливались как снежный ком, но перед третьей я почему-то был уверен, что основной переворот уже совершен и теперь будет плавное и спокойное наращивание знаний. Да и в психологии, мне казалось, я разбираюсь лучше, чем разбирался в социологии и философии перед более детальным знакомством с ними.

Первые двадцать минут все шло в соответствии с моими ожиданиями. Но потом я незаметно для себя полностью погрузился в тему лекции, восхищаясь открывающимися горизонтами познания. Как и прежде, читавший лекцию профессор доказал мне, что его наука гораздо более интересная, сложная и многоплановая, чем это представляется непосвященным. То, что я узнал от Александра Николаевича Поддьякова о мышлении и психологии вообще, дало мне новые темы для размышлений и поисков, а также изменило мое отношение к способам оценки умственных способностей, тестам и задачам.

Иногда меня спрашивают: «Что ты узнал полезного? О чем вам там рассказывали?» В таких случаях приходится отвечать какой-нибудь общей фразой вроде: «Рассказывали о психологии мышления». Или: «О социологии религии». После такого ответа спрашивающие плохо представляют себе, о чем именно говорили преподаватели. Зато это становится понятным из мелочей, вошедших в мою жизнь после занятий. Например, в классе мы определяли примерный круг проблем экзаменационного текста по русскому языку, а затем сверяли их по ответам. Часто оказывалось, что предложенные нами проблемы не присутствовали в ответах. И я заметил другу: «Как говорит профессор психологии Александр Поддьяков, "задания с открытым ответом – это стандарт оценивания нестандартности". Подобные задания могут оценить развитие творческих способностей средних людей, но действительно неординарный человек просто не сможет успешно выполнить такое задание».  Вроде это понимание особо ничего не изменило в выполнении заданий, но отношение к самим заданиям изменилось, как и ко многим другим вещам, рассмотренным на лекциях.

Четвертая лекция была такой же впечатляющей, как и предыдущие три. Хотя на нее я тоже почему-то ехал с чувством, что просто узнаю «что-нибудь новенькое». Возможно, отчасти в этом были виноваты пригласительные брошюры, которые, как мне показалось, обещали достаточно сложную лекцию по праву, на которой мы будем педантично изучать букву закона. На самом же деле занятие прошло в форме мастер-класса, на котором весь материал был подан кратко, легко, увлекательно и с юмором. Елена Сергеевна Шомина представила нам современные проблемы муниципалитетов, дала представление о статусах домов, жильцов и владельцев, рассказала об общественных организациях, их победах, деятельности и трудностях. Во время ее выступления я ощутил свою причастность к судьбе своего микрорайона, города, области, страны. Понял, что чем больше мы узнаем, тем больше сможем изменить в своей жизни, тем больше решим проблем в государстве.

Оглядываясь назад, я все отчетливее понимаю, как сильно на меня повлияли занятия в лектории. Возможно, все сказанное звучит чересчур возвышенно, но без них я не скоро открыл бы учебник по социологии и философии, я никогда бы не узнал о подлинном происхождении религии. Я редко писал бы эссе и не задумался над этикой прохождения психологических тестов. Благодаря лекторию я погрузился в познавательную деятельность, начал лучше разбираться в различных аспектах жизни человека и общества. К тому же я испытал удовольствие от самих поездок и ощущения причастности к университетской жизни.

Хочу сказать спасибо всем, кто придумал эти мероприятия, организовал их и нашел время на выступление. Здорово, что несколько десятков школьников смогли получить такой же заряд энергии и знаний. И напоследок скажу: примите участие в лектории при любой возможности – проведенное там время окупится сполна!

Борис Белявский, 11 класс,
гимназия Одинцовского гуманитарного университета 
(Московская область)

 



В программе лектория: 
– лекции ведущих ученых России по актуальным проблемам современности и ключевым вопросам социальных наук; 
– методические занятия по технике выполнения письменных олимпиадных заданий разного формата;
– консультации по проектной деятельности.
– консультации. 

Тематика занятий включает в себя изучение материала по основным дисциплинарным составляющим обществознания: социологии, философии, политологии, права, экономики. Изучение данных дисциплин происходит в модульном режиме, что позволяет ученикам не только более эффективно освоить изучаемый материал, но и почувствовать каждую из научных дисциплин в их методологической целостности, что является необходимым условием для успешного выполнения творческих заданий.

Важнейшая особенность курса – сочетание теоретического изучения материала с отработкой навыков выполнения письменных заданий различных форматов. Школьники последовательно знакомятся с основными схемами ловушек, существующих в тестовых заданиях, освоят специфику выполнения заданий, требующих развернутого ответа.

Особый акцент сделан на отработке навыков самостоятельного написания эссе различных форматов и объемов, поскольку данный тип заданий является наиболее значимым практически на всех вступительных испытаниях для школьников по обществознанию. Подобная специфика занятий позволяет осуществить одновременную подготовку учащихся и к участию в олимпиадах, и к сдаче ЕГЭ. 

Следующее занятие лектория пройдет в январе. О его теме и дате мы объявим дополнительно.