• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 119955.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
100/70/5
100 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Искусство VS рынок: между «заводом» и «творчеством» в поле российской литературы

11 ноября на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований состоялась презентация работы победительницы Конкурса дебютных работ журнала «Экономическая социология» Анастасии Головневой. В своем докладе «"Миры легитимности”: стратегии легитимации писателей-прозаиков в российском поле литературы» Головнева задается вопросом, каким образом автор художественного произведения получает право называться «писателем» в условиях отсутствия формальных критериев данного статуса.

В качестве теоретической рамки автором были выбраны два подхода к определению легитимности в литературном поле: через занимаемую позицию в поле (П. Бурдье) и через публичное признание (М. Ламон). В рамках первого подхода Пьера Бурдье предполагается, что легитимация может быть коммерческой и происходить на основе экономического капитала автора произведения, а может быть культурной и зависеть от его/ее культурного капитала. Эти два типа образуют два различных субполя литературы: массового производства, с книгами для более широкого читателя; и ограниченного производства, где потенциальная публика более специфична. При этом, как выяснилось в ходе исследования, переход из второго субполя в первое возможен и даже желателен, а обратный – крайне затруднителен.

В подходе же Мишель Ламон внимание обращается на признание автора публикой и коллегами, а его или ее непосредственная позиции в поле литературы исключается из фокуса внимания.

В результате проведения полуструктурированных интервью с представителями поля литературы (писатели, редакторы, критики), а также включенных наблюдений на презентациях авторов Анастасия Головнева пришла к выводу, что условно можно выделить три типа легитимности: литературную, институциональную и публичную.

Литературная легитимность – это непосредственно создание произведения, «творческая кухня». Она привязана к автору и его работе, а не к какой-либо институции. Здесь важны и качество, и количество произведений, и самоопределение писателя, и его уникальный творческий путь.

Институциональная легитимность, наоборот, может достигаться лишь за счет включения автора в какую-либо институцию – выход публикации, получение премии, написание критики и т.д. Можно выделить две ее формы: публикационную, непосредственно через публикацию книги и ее дальнейшую оценку в кругах других писателей и критиков, а также экспертную, которая предполагает позицию оценщика других работ и авторов (редакторская деятельность, работа в качестве критика, журналиста и т.д.).

И, наконец, публичная легитимность достигается благодаря успеху у читателя. И здесь, поскольку нормативное определение писателя не предзадано, могут быть различные стратегии: от «хорошей» литературы, которую будут читать люди, следящие за книжными событиями, такими как конкурсы и премии, до простого «удовлетворения потребностей читателя» (т.е. если читатель покупает – это и есть признание, это – литература).

Определив три данных «идеальных» типа легитимности, автор пришла к выводу, что для успешности и признания писателя в поле необходимо их сочетание в той или иной степени. При этом единственными «не работающими» комбинациями оказались опора на исключительно литературную легитимность и ее сочетание с публичной. Первая благодаря тому, что считается дилетантизмом и «графоманией» в сообществе, а вторая - поскольку пытаясь обойти институцию, лишается возможности вступить во взаимодействие с публикой, а это взаимодействие в подавляющем большинстве случаев контролируется институцией. В результате писатели оказываются в ситуации необходимости переключаться из одного «мира» легитимности в другой и постоянно работать над своим статусом и признанием в различных контекстах.

Выступление А.Головневой повлекло за собой достаточно длительную и интенсивную дискуссию. Так, были затронуты вопросы финансовой успешности как критерия успешности писателя, существования формальных институций типа «Союза писателей», возникновения альтернативных площадок и инструментов легитимности, как рекомендательных сервисов, или блогов в интернете.

Старший научный сотрудник ЛЭСИ Иван Павлюткин заметил, что при таком разнообразии стратегий и отсутствии наиболее эффективной из них создается ситуация, в которой институциональная легитимность выступает в качестве обязательной компоненты, а дальнейшие комбинации теряют значимость. Елена Бердышева, также с.н.с. ЛЭСИ, обратила внимание на то, что при одновременном сосуществовании логик «завода» и «творчества» писатель должен приспосабливаться к существующим правилам игры, но непонятным во всей этой ситуации оказывается место содержания литературного произведения.

Ведущая семинара Диляра Ибрагимова отметила, что полученные автором результаты также во многом могли быть обусловлены спецификой информантов, из числа которых все авторы так или иначе взаимодействовали с различными институциями для признания собственной легитимности. Для более же точных результатов необходима более четкая концептуальная рамка. Однако несмотря на это, представленный доклад не только приоткрыл завесу над сложным и малоизученным рынком литературы, но и позволил сделать полезные выводы, релевантные для всех тех, кто работает с текстом, в том числе, и для сотрудников Вышки.

Елена Конобеева,
специально для новостной службы портала