Исламское образование в Ингушетии: отчёт об экспедиции Лаборатории в рамках проекта "Открываем Россию заново"
С 14 по 21 мая 2022 года прошла экспедиция Лаборатории в Республике Ингушетия.
Деятельность исламских вузов в регионах России вот уже несколько лет находится в фокусе внимания сотрудников Лаборатории. После экспедиции в Дагестан в 2019 году был открыт большой потенциал данного направления, оданко пандемия covid-19 не позволила проводить полевые исследования. Наконец, возможности для экспедиций снова открылись для сотрудников и студентов Вышки. В этот раз мы отправились в Ингушетию - один из немногих регионов, в которых моноэтничность сочетается с доминированием ислама в конфессиональной структуре общества. Кстати, Лаборатория стала первым подразделением Вышки, организовавшим экспедицию в Ингушетии, тем самым открыв этот регион с новой стороны.
По итогам экспедиции, можно отметить, что исламское образование в Ингушетии развивается достаточно интенсивно. Первые исламские вузы возникли практически сразу после распада СССР. На данный момент в регионе функционируют два таких заведения – в Сунже и Малгобеке, а также множество медресе (школ) при мечетях. В пересчете на душу населения охват исламского высшего образования в Ингушетии даже выше, чем в Дагестане, где работают рекордные для России 6 религиозных вузов. Кроме того, в Ингушетии существуют собственные традиции ислама, которые, во-первых, смогли пережить давление, оказанное на религиозных деятелей в советский период и вернуть свои позиции в ходе постсоветской реисламизации; во-вторых, устоять под влиянием идей и течений, приходящих в республику извне.
Экспедиция получилась междисциплинарной. В ней приняли участие студенты направлений «Политология», «Социология», «Право», «Журналистика», «Физика», а также магистерских программ «Мусульманские миры в России» и «Доказательное развитие образования». При отборе участников руководители экспедиции направленно взяли курс на «открытие дверей» для студентов различных образовательных программ, поскольку это даёт возможность посмотреть на изучаемую проблематику под разными углами. Студенты различных специальностей гармонично дополняли друг друга, что позволило комплексно изучить сферу исламского образования в регионе.
В ходе подготовки к поездке и самой работы «в поле» у студентов была возможность поучаствовать в кабинетном исследовании, подготовить теоретическую базу исследования, принять участие в обсуждении опросников и гайдов для преподавателей и студентов исламских вузов, а также получить опыт самостоятельного поиска респондентов и взаимодействия с ними.
“Экспедиция, посвящённая изучению исламского образования в Ингушетии, помогла мне получить практический опыт, что крайне важно для меня как социолога – погружение “в поле”, опыт качественных социологических исследований, проведения интервью и составления гайда и анализа полученных данных”.
Дина Малекова, 3-ий курс ОП Социология.
В ходе визита в регион студенты могли ознакомиться с богатством истории и культуры ингушского народа, что является одной из целей проекта «Открываем Россию заново»:
“Опыт, приобретённый мною во время экспедиции в Ингушетию, не сравнится ни с одним путешествием. Несмотря на то, что республики Кавказа мне приходилось посещать и ранее, такого полного погружения в культуру, местную жизнь и атмосферу добиться не получалось. Завораживающие горные пейзажи, сытная и вкусная кухня, открытые и дружелюбные люди - все, с чем мне посчастливилось повстречаться там! Я набралась опыта в проведении интервью, обработки материалов и осознала, какие личностные качества мне помогли с этим хорошо справиться, а какие нужно ещё развивать. В общем, осталась я под прекрасным впечатлением и сейчас всех друзей вдохновляю на участие в последующих экспедициях, чтобы они для себя тоже открыли Россию!”
Диана Чередова, 1-ый курс ОП Физика.
"Экспедиция в Ингушетию стала переломным моментом в моем становлении как исследователь, дав шанс выйти за привычные рамки в научной деятельности и предоставив возможность научиться проводить качественные полевые исследования, работать «в поле». Эта поездка помогла мне понять, что изучение ислама не должно быть замкнуто в стенах университета, а увиденное и услышанное убедило меня в том, что часы чтения литературы по теме не заменят реального общения с людьми.
Экспедиция стала важным источником вдохновения и мотивации не бросать свою научную деятельность, а так же помогла найти единомышленников – таких же увлеченных исследованиями студентов как и я, будущих коллег в академической среде и хороших друзей".
Юлия Воскобойник, 3-ий курс ОП Юриспруденция.
В ходе экспедиции студентам удалось изучить опыт исламского высшего образования в Сунже и Малгобеке. Студенты, преподаватели и руководство исламских вузов рассказали о том, как ведется преподавание и изучение исламоведческих дисциплин, кто проявляет интерес к исламскому высшему образованию в республике, а также о карьерных траекториях выпускников. Кроме того, участникам экспедиции удалось пообщаться с имамами ингушских мечетей и побывать на пятничной проповеди в Соборной мечети Назрани.
Интерес к тематике экспедиции проявили и представители региональных властей. В ходе встречи со студентами и сотрудниками Высшей школы экономики министр по внешним связям, национальной политике, печати и информации Ваха Абдул-Вагапович Беков отметил своевременность изучения исламского образования в Ингушетии. Возможные способы интеграции исламского образования в российскую общеобразовательную систему участники экспедиции обсудили с министром образования и науки Ингушетии Эсет Ибрагимовной Боковой.
В ходе встречи в Народном собрании Ингушетии участникам экспедиции рассказали о системе религиозного образования в республике. Заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, национальной политике, связям с общественностью и религиозными организациями Ахмед Костоев отметил, что «самостоятельное изучение первоисточников позволит разрушить негативные стереотипы об исламе, а также укрепить межконфессиональное сотрудничество».
Результаты полевого исследования в Ингушетии дополнили эмпирическую базу, сбор которой начался тремя годами ранее в Дагестане, и позволили значительно расширить представление об инфраструктуре исламского образования на Северном Кавказе, а также вызовах, проблемах и точках потенциального развития данной сферы.
Одним из главных результатов исследования стало формирование дискуссии о реформировании образовательной модели в исламских вузах. Нынешний подход к обучению в большей степени сосредоточен на подготовке служителей религиозного культа. В дополнение к существующей модели могли бы быть созданы прикладные факультеты, на которых организуется подготовка специалистов в таких областях, как исламские финансы, исламское право, производство и сертификация исламской продукции (халяль) и др. Появление таких специалистов важно для России в целом с точки зрения выстраивания отношений с шариатскими юрисдикциями и исламскими финансовыми институтами.