Хранительницы рубля
Как россиянки оптимизировали семейные бюджеты в кризис 2014–2017 годов и почему это пересекается с гендерным вопросом, исследовательницы рассказали в ВШЭ на XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
В фокусе исследования оказались представительницы среднего класса, которые даже в кризисное время могут позволить себе выбирать между тратами и отказом от них. Для начала, опросив 539 москвичей, ученые выявили гендерную специфику практик экономического поведения. Выяснилось, что мужчинам и женщинам примерно в равной степени нравится экономить, так как это позволяет эффективно управлять бюджетом. Но при этом женщины чаще экономят на мелких расходах. Женщины расчетливее и внимательнее при трате денег. Большинство (70%) просматривают чеки из магазинов. Среди мужчин таким контролем занимаются 59%. 48% женщин специально следят за распродажами и подстраивают под них график покупок. Мужчины делают это реже (37%).
Разной была реакция на увеличение стоимости товаров. Увидев изменившуюся цену, мужчины чаще, чем женщины, на это не реагируют — то есть приобретают по новой цене. Женщины более склонны к радикальному — отложить покупку.
На разных полюсах
Ответить на вопрос, какие формы экономии практиковали представительницы среднего класса в России в 2014–2017 кризисные годы, авторам исследования помог анализ 39 глубинных интервью с россиянками разного уровня образования, степени религиозности, семейного положения, места проживания и занятости.
Контрастных подходов к экономии было выделено два:
Экономия как оптимизация расходов для более продуктивного использования ресурсов. Потребление в пользу максимальной простоты, которое ассоциируется с усилием, напряжением воли. «Женщины осваивают мужскую модель принятия решений, построенную на готовности к аскезе, компетентности в расчетах и страховании рисков».
Экономия как форма бережливого и бережного поведения (отношения к миру) . Отказ от покупки ненужного как отрицание самой идеи потребления. В основе экономических решений лежат «традиционные семейные ценности».
К первому подходу в большей степени расположены женщины с престижным образованием, дающим шансы на хорошую карьеру и положение в обществе. Выбор формата бережливости связан с принятием альтернативного мировоззрения, в соответствии с которым залогом счастья женщины (в какой бы точке социального пространства она ни находилась) является ее умение строить отношения и качественно заботиться о жизненном благополучии окружающих.
Подход 1. Экономия как оптимизация расходов
Действия «оптимизирующих»:
ищут способы сохранить привычное качество жизни, заплатив за это меньше;
повышают свою рыночную компетентность;
развивают навыки рациональной домашней бухгалтерии;
проводят флешмобы экономии;
активно используют калькулятивные девайсы (от сложных календарей распродаж до специального программного обеспечения).
При таком подходе женщина осваивает «культуру рациональности, эффективности и калькуляции», претендует на равенство финансового вклада в благосостояние семьи.
«За счет находчивости в плане реализации экономии имеющая хорошее экономическое образование домохозяйка в декрете не чувствует себя социально дисконтированной, ведь благодаря тому, что она покупает целую курицу вместо разделанной, ее семья получает возможность планомерно выплачивать ипотечный кредит. Экономия оказывается способом “посеять зерно богатства”, что вызывает у респонденток большой отклик и одобрение», — говорят исследователи.
Подход 2. Экономия как форма бережливого и бережного отношения
Действия «бережливых»:
осмысляют свои потребности и потребности семьи в терминах «быть вместо казаться» и далее структурируют свои расходы, исходя из того, какие товары или услуги «принесут дома больше позитива » (прим. – здесь и далее по тексту курсивом в кавычках выделены цитаты из интервью участниц исследования);
повышают собственную грамотность в области sharing economy, осваивают способы оптимизации расходов за счет отказа от диктуемых стандартов и развития навыков совместного использования;
развивают свои компетенции «генерального директора корпорации “Семья”» и отказываются от аутсорсинга в домашнем хозяйстве;
осваивают различные способы рутинизации сбережений (с жестким отказом от кредитов и долгов) одновременно с разными формами частной благотворительности, считая, что «жизнь всегда дает деньги на благие цели, благие цели всегда связаны с налаживанием мостов, и если искать радость в отношениях, то на удовлетворение потребностей, не закрытых отношениями, хватит и самых малых денег».
Участницы подобных практик критикуют чрезмерный консьюмеризм (перепотребление), напряжению потребительской гонки предпочитают расслабленность принятия жизни, стремятся не самореализоваться за счет обретения внешних атрибутов, а максимально проявить свои таланты в межличностных отношениях.
Вместо попыток оптимизировать расходы они ищут «духовный путь решения материальных проблем» . Это отражает традиционные взгляды на гендерное разделение: муж — вожак и защитник, отвечающий за достижения, основанные на способности к расчету, жена —«берегиня дома» , обязанная заботиться о семье в широком смысле, ориентируясь на эмоциональные ценности.
Женщины относятся к деньгам как к ресурсу, позволяющему инвестировать в человеческие отношения, и в условиях кризиса переосмысливают жизненные трудности как творческую задачу: «Вместо бюджета домашних расходов сторонницы такого подхода к экономии ведут по вечерам “дневники благодарности жизни”, где акцентируют позитивные моменты дня, заодно переосмысливая любые лишения в терминах уроков, которые нужно извлечь.»
IQ
Белявская Елена Сергеевна
Решетеева Регина Игоревна