Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Ульяновск: Зебра, 2023.
Delvecchio E., Cenci G., Lis A. et al.
Healthcare. 2023. Vol. 11. No. 24.
Клеева Д. Ф., Кубяк А. Е., Федосов Н. П. и др.
В кн.: Сборник тезисов XXIV съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. СПб.: ООО "Издательство ВВМ", 2023. С. 310-310.
Andreev S., Zinchenko O., Gorin A. et al.
Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2023. No. 137.
Регулярный семинар по нейронаукам об образовании (по-английски Educational Neuroscience) — смелая идея, ведь эта исследовательская область ещё только формируется. Об этом на открытии семинара рассказала научный сотрудник Института образования психолог Анастасия Петракова .
По её словам, пока нет даже сообщества специалистов именно по нейронаукам об образовании — это или исследователи мозга, которые заинтересовались сферой обучения, или психологи образования с интересом к работе мозга, либо учёные других специальностей. Например, одним из докладчиков семинара был аспирант департамента психологии ВШЭ Андрей Фабер — медицинский физик по первому образованию.
Что же объединяет таких разных специалистов? Анастасия Петракова перечислила основные цели, к которым стремятся исследователи в нейронауках об образовании:
Во-первых, перенести результаты исследований о нейронных механизмах обучения в образовательную практику. Из исследований методами нейровизуализации становится известно, какой активностью мозга сопровождаются заучивание новой информации, воспоминания, состояние покоя и другие действия. Возможно, нейронауки об образовании смогут превратить знания о том, как между группами нейронов появляются, крепнут или исчезают связи, в новые подходы к обучению.
Во-вторых, исследовать, как образование воздействует на нервную систему, в том числе на мозг. Мозг меняется вслед за любым опытом, в том числе образовательным. Каким именно его делает то или иное обучение и к чему это ведёт, ещё только предстоит понять.
В-третьих, объединить нейронауки, исследования образования и психологию. Многими вопросами, которыми задаются сегодня исследователи в новой области нейронаук об образовании, традиционные образовательные дисциплины занимаются уже давно. И шансы на верные (и полезные на практике) ответы будут выше, если нейроучёные, психологи, педагоги и другие специалисты будут работать вместе или хотя бы учитывать результаты из смежных дисциплин.
Какие из методов нейронаук подходят для образовательных задач, рассказал аспирант и стажёр-исследователь научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ Андрей Фабер.
Для исследований образования пригодны только неинвазивные методы — то есть те, для которых не нужно проникать в черепную коробку. К счастью, таких уже немало.
Представляет собой запись электрической активности мозга с помощью электродов, закреплённых на коже головы. В последние годы большое развитие получили портативные ЭЭГ — с ними испытуемые могут двигаться и вести себя более естественно (число электродов в таких приборах гораздо меньше, и качество измерений, как правило, ниже).
Метод позволяет фиксировать изменения в мозге практически в реальном времени, но обладает невысоким пространственным разрешением. То есть по данным ЭЭГ можно точно сказать, когда активность мозга изменилась, но лишь приблизительно определить, в какой точке это произошло.
Регистрирует не сами электрические импульсы, а магнитное поле, которое они создают. Для этого даже не нужно ничего крепить к голове — все необходимые датчики находятся внутри «шлема», который надевается на голову испытуемого. Метод точный, но очень дорогой — редко какой исследовательский центр может себе позволить аппаратуру для него. К тому же МЭГ-системы нельзя перевозить, и для исследований, например, в школьных классах они неприменимы.
Позволяет получать изображения внутренних органов, используя явление ядерно-магнитного резонанса. Для этого ядра атомов водорода (его много в человеческом теле — в составе воды и не только) возбуждают электромагнитными волнами безопасной для организма частоты, а потом регистрируют выделенную ядрами энергию.
В образовательных исследованиях могут быть полезны такие виды МРТ мозга:
анатомическая (структурная) — статичные «снимки»;
функциональная — практически «видео», на котором реакции мозга видны в динамике;
диффузионно-тензорная — визуализация проводящих путей мозга.
Диффузионно-тензорная МРТ показывает, какие группы нейронов связаны между собой и насколько сильно.
Функциональную МРТ (фМРТ), основанную на измерении кровотока в сосудах мозга (интенсивность кровотока связана с активностью нейронов), можно рассматривать как аналог ЭЭГ. Она точнее, чем ЭЭГ, фиксирует активность в пространстве, но каждый «кадр» получается с небольшим отставанием по времени.
При этом во время фМРТ испытуемый, конечно, находится в условиях, очень далёких от привычных для обучения — решать задачки, лёжа в томографе, совсем не то же самое, что в классе. Отчасти поэтому учёных-когнитивистов особенно интересует фМРТ покоя. Этим методом регистрируется активность нейросетей, которые работают в состоянии «блуждания ума» (mind-wandering), когда у испытуемого нет конкретной задачи (или он от неё отвлёкся).
Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга. Головной мозг почти полностью закрыт плотными и толстыми костями черепа, есть лишь несколько «окон прозрачности», например, на висках. На них и направляют ультразвуковые зонды.
Как и у МРТ, у транскраниальной допплерографии есть функциональная версия. С её помощью можно узнать, как меняется кровоток в мозге во время различных действий. Ультразвуковое оборудование не такое громоздкое, как МРТ-сканеры или МЭГ-системы, но тоже применяется только в лабораторных условиях.
Точнее, функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области (functional near-infrared spectroscopy, fNIRS). Для испытуемых этот метод похож на ЭЭГ, только без неприятного подчас закрепления на коже головы металлических электродов. Вместо них используются светодоводы, которые посылают волны инфракрасного света в мозг, и детекторы — они фиксируют, как свет возвращается. Результат позволяет оценить насыщенность крови в сосудах кислородом, а значит, интенсивность кровотока. По этим данным можно оценить активность участков мозга при различных действиях.
Эти и другие методы относятся к нейровизуализации: они позволяют получать изображения мозга и сопоставлять их. Кроме них, в нейронауках об образовании могут применяться классические задачи и опросники, а также ай-трекинг (окулография) — буквально запись движений глаз при различной активности. Это простая и относительно недорогая технология, которая используется, например, в исследованиях чтения.
Нейронауки об образовании сосредоточены, во-первых, на том, как внедрить в практику методы, основанные на нейрокогнитивных исследованиях обучения. Понимание работы мозга может помочь, например, обучению и поддержке нетипичных для массового образования аудиторий — детей с нейрофизиологическими нарушениями и другими ограниченными возможностями здоровья и людей старшего возраста.
Второе направление — оценка эффективности новых и традиционных образовательных методов, изучение того влияния, которое они оказывают на человека на нейрофизиологическом уровне.
Третье направление важно не только для образования — это поддержка «здоровья мозга». Тут в фокусе исследований вопросы о том, что улучшает, а что тормозит выполнение когнитивных задач, как снизить действие вредных факторов.
Чтобы развивать любое из этих направлений, важно повысить нейронаучную грамотность разных участников образовательного процесса.