• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Конференция Общества австралийских социальных психологов (SASP 2019)

25-27 апреля в Австралии, в университете Нового Южного Уэльса прошла Ежегодная конференция Общества австралийских социальных психологов (SASP 2019). В ней приняла участие аспирантка Аспирантской школы по психологии Ирина Прусова.

25-27 апреля в Австралии, в университете Нового Южного Уэльса прошла Ежегодная конференция Общества австралийских социальных психологов (SASP 2019). В ней приняла участие аспирантка Аспирантской школы по психологии Ирина Прусова.

В этот день, 25 апреля, австралийцы вспоминают граждан, которые погибли в военных конфликтах, и это как-то символично в преддверии разговоров о межгрупповых отношениях.

SASP 2019 собрала исследователей из 14 стран, которые представляли работы, посвященные вопросам межгрупповых отношений. В этом случае рассматривались вопросы гомосексуальных отношений, гендерного неравенства, социально-психологических факторов вегетарианства, особенности межгруппового контакта, роль эмоций в социальных процессах, прикладное значение теории социальной идентичности, специфики политических аттитюдов и отношений к национальным аутгруппам. Если локальные исследования представили широкий спектр гендерных исследований (от агрессии по отношению к женщинам в межличностных отношениях до предрассудков в профессиональной сфере) и дискриминации сексуальных меньшинств, то представители из европейских стран познакомили с исследованиями в рамках теории межгруппового контакта (Intergroup Contact Theory).

Мне посчастливилось выступить в секции «Нормы и Стереотипы» с докладом на тему «Влияние страха смерти на отношение к национальным аутгруппам». Я рассказала коллегам о том, как напоминание о смерти влияет на отношение к другим странам, в частности, к украинцам, белорусам и эстонцам. Представив противоречия прошлых исследований и специфику российского телевещания (а в частности, фреймы украинского военного конфликта), я сформулировала основные направления нового исследования. После столкновения с такой информацией российские студенты демонстрировали более низкий уровень «симпатии» и «доверия» к данной стране. Согласно теории управления страхом смерти такие результаты легко можно объяснить активацией дистальной защиты («культурного буфера»), содержание которого как раз и определяется СМИ. Но вместе с тем, страх смерти, вызванный новостями о военных событиях, снижает уровень «доверия» к Эстонии (которая изначально рассматривалась как нейтральная страна). Можно предположить, что такое отношение к эстонцам связано с определенным уровнем межгрупповой тревоги (символической или реальной). Тем не менее, отсутствие эффекта в отношении «дружелюбно-настроенной» группы в какой-то степени подтверждают результаты прошлых исследований (например, в исследованиях Бассета и Коннели (2011) после напоминаний о смерти американцы демонстрируют негативные аттитюды к мигрантам из Мексики (которые воспринимаются как «культурно непохожие»), но такой тенденции не наблюдается по отношению к «культурно похожим» мигрантам из Канады). Обобщая полученные результаты, можно сказать, что страх смерти влияет на отношение к тем странам, которые воспринимаются как «недружелюбно-настроенные» или «культурно непохожие». Для проверки представленной гипотезы в дальнейших исследованиях необходимо предварительно замерять уровень межгрупповой угрозы и восприятие «культурной гетерогенности» групп.

Такой опыт выступления на международном уровне позволил мне по-другому посмотреть на роль конференций в научном сообществе. Раньше мне казалось, что конференция – это вид активности, в рамках которой каждый человек хочет выступить со своими идеями и показать другим специфику своей области исследований. Участие в SASP 2019 изменило мой взгляд. У меня возникло ощущение, что вне зависимости от того, что исследуют отдельные участники, все мы являемся частью некоторого научного сообщества, которое посредством сотрудничества может обогатить социальную психологию и работы друг друга. Если посмотреть на неформальную часть конференции, то можно увидеть, как любые знакомства или разговоры начинались с вопросов о направлениях и результатах исследований. Очень впечатлил неподдельный интерес результатам исследований каждого участника. Это просто не может не вдохновлять!

Так как это научное событие международного уровня было первым в моей жизни, как и путешествие, знакомство с новыми исследованиями в области социальной психологии вызвало множество впечатлений и инсайтов. Общение с представителями из других университетов привело к размышлениям о создании научно-учебной группы или включении в состав международной исследовательской группы. Обращаясь к истокам, можно выделить две основные причины таких идей, с которыми мне хотелось бы поделиться.

 

Первая встреча была с Керри Каваками (Kerry Kawakami), профессором психологии из Университета Йорка. В рамках интересного воркшопа главный редактор журнала Journal of Personality and Social Psychology поделилась опытом «вдохновляющего сотрудничества» с исследователями из других направлений. Это интересная история о том, как сочетать изучение теории межгруппового контакта в рамках социальной психологии с достижениями из области психофизиологии. В этом случае публикация успешного исследования – это больше про выбор «команды», а не про попытки представить «идеальный текст». В рамках беседы профессор задала нам вопрос: «Как относиться к отрицательному решению журнала?». Казалось бы, конечно, негативно (предполагается, что исследователь потратил напрасно много ресурсов и нервов). Но ни один человек в аудитории так не ответил: многие исследователи высказались о том, что обратная связь, которую предлагает журнал, может дать нечто большее, чем публикация статьи. В некоторых случаях, такие комментарии могут полностью изменить фокус исследования и привести человека к большему успеху.

Если кратко обратиться к тому, как повысить публикационную активность или опубликоваться в хороших журналах, то Kerry Kawakami предлагает несколько полезных советов:

1. Большую часть времени стоит уделять дизайну исследования (основная критика рецензентов направлена на ограничения экспериментальной процедуры).

2. Найти команду, которая будет вдохновлять на «свершения» и поддерживать в выборе исследовательского пути.

3. При представлении результатов в журналах первого квартиля большую роль играет размер эффекта, нежели всеми любимое значение p-value.

4. При выборе методов лучше отдавать предпочтение количественным, так как результаты качественных исследований редко публикуются в таких журналах

5. При выборе поискового исследования (когда Вы не уверены в результатах), лучше первоначально отправить research proposal в выбранный журнал; при согласии с дизайном и процедурой повышается вероятность публикации результатов при отрицательном исходе.

Вторая встреча — с международной лабораторией Oliver Christ's Lab, в которую входят исследователи из Германии и Великобритании (может и больше, по крайней мере, я познакомилась только с коллегами из этих стран) — произошла в неформальной обстановке. Эта команда исследовала барьеры, возникающие при межгрупповом контакте. Дружеская атмосфера, взаимная поддержка во время участия и разработки дальнейших исследований позволили увидеть, как «вдохновляющее взаимодействие», о котором говорила Керри Каваками, работает на практике. Важно отметить, что каждый человек в этой группе, помимо научных интересов, обладает определенными функциями: кто-то привлекает новых исследователей, кто-то помогает с линейным моделированием, и как результат – это очень качественные исследования.

Как ни странно, я много лет не могла решиться выступить на конференции в другой стране. И мне хочется пожелать всем, кто «выжидает лучшего дня» или сомневается в своих возможностях, действовать «здесь и сейчас». Международные конференции ценны не столько оценками вашего выступления, сколько дискуссиями, которые направлены на поиск лучших решений в определенной области знания. Моя поездка позволила мне не только представить себя австралийскому сообществу социальных психологов и сформулировать новые направления будущих исследований, но и почувствовать себя частью научного сообщества.

Хочется выразить благодарность университету за предоставленную возможность заявить о себе научному сообществу, а также научному руководителю Ольге Александровне Гулевич за поддержку как в реализации исследования, так и подготовке к конференции. И, конечно, я очень благодарна организаторам конференции SASP 2019 за возможность принять участие в такой масштабной конференции с дружеской атмосферой, вдохновляющими комментариями и поддержкой.


Ирина Прусова
аспирантка Аспирантской школы по психологии