Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Под редакцией: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич
Т. Методология, теория и история психологии. М.: Институт психологии РАН, 2024.
Ганичева А. А., Поликанова И. С., Панфилова Е. А. и др.
Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2024. Т. 235. № 9. С. 123-127.
В кн.: Психология личности: методология, теория, практика. Институт психологии РАН, 2024. С. 85-91.
Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.
00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024
На семинаре Ирина подробно раскрыла суть 4 принципов этики психолога: уважения, компетентности, ответственности и честности. При этом она подчеркнула, что несмотря на интуитивную ясность этих принципов и ощущение уверенности в их хорошем знании, психологи часто допускают различные ошибки в этой области. В частности, специалисты не всегда достаточно тщательно выясняют причины возникновения ситуации, в которой они пытаются оказать помощь. Иногда разрешаемая ситуация является моральной дилеммой, и чтобы найти ее оптимальное решение, крайне желательна супервизия коллег. Немаловажными факторами являются: соблюдение принципов общего уважения, поиска оптимального баланса конфиденциальности и обеспечения физической и психологической безопасности клиента в различных жизненных обстоятельствах; понимание психологом границ компетентности и методологических ограничений применяемых в работе подходов; принятие ответственности за результаты своей работы.
Доклад вызвал оживленную дискуссию участников, среди которых были и представитель российской этической комиссии психологов-консультантов, и юрист, а также преподаватели и студенты департамента психологии. Семинар посетил главный редактор журнала «Организационная психология» профессор В.А. Штроо, автор Положения об этической комиссии департамента психологии. В центре обсуждения оказались вопросы возможностей защиты не только клиентов психолога, но и его самого в экстраординарных ситуациях; принципы выбора экспертов этической комиссии; соотношение личной и профессиональной, профессиональной и общественной этики, в том числе в процессе взаимодействия в профессиональном сообществе; соответствие процедуры деятельности этической комиссии юридическим нормам. В ходе дискуссии выкристаллизовалась идея приоритета личной этики для успешного разрешения психологом сложных, неоднозначных кейсов, а также адекватного прогнозирования и управления их последствиями. В итоге семинара на примере анализа кейсов из книги «Этика для европейских психологов», из личной практики ведущего и участников было показано, что мотивация и умение психолога следовать этическим принципам являются фундаментом его профессионализма.
Участники семинара также получили возможность ознакомиться с русскоязычным изданием книги «Этика для европейских психологов»
Соруководитель образовательной программы:Измерения в психологии и образовании
Департамент психологии: Профессор