• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России

Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А. и др.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Сотрудники департамента психологии приняли участие в юбилейной XX Международной Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ

Две сессии в рамках конференции организовали сотрудники Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований

Сессия «Changing values and identities» (Изменяющиеся ценности и идентичности), которой руководили К. Бёнке (Jacobs University, НИУ ВШЭ) и Н.М. Лебедева (НИУ ВШЭ) включала 4 доклада на английском языке. Доклады этой сессии представляли свежие исследования межпоколенных изменений ценностей, идентичностей, социального капитала и межкультурных отношений в кросс-культурном сопоставлении. В. Галяпина (НИУ ВШЭ), Н.Лебедева (НИУ ВШЭ), З.Лепшокова (НИУ ВШЭ)  представили исследование «Межпоколенная трансмиссия ценностей и психологического благополучия этнических русских в разных социокультурных контекстах», Е. Коджа, Н. Лебедева, Т. Рябиченко (НИУ ВШЭ) сделали сообщение «Межкультурные отношения в российском Крыму: эмпирическая проверка трех гипотез межкультурных отношений», соруководитель Международной лаборатории социокультурных исследований К. Бенке рассказал об исследовании развития ценностей в зрелом возрасте). A. Алмакаева и E. Mитрохина (НИУ ВШЭ) представили доклад «Ценности и социальный капитал: когортные тренды в России, Польше и Швеции)». Презентации вызвали много вопросов от иностранных участников, сессия завершилась живой дискуссией.

Сессия «Социальный капитал, этническое разнообразие и межкультурные отношения» (руководитель А.Н. Татарко) включала 4 доклада. Доклады, сделанные во время сессии, были посвящены рассмотрению связей миграции, межэтнических отношений, социальной сплочённости и экономического развития.  Сессия носила междисциплинарный характер, представленные исследования была выполнены в рамках социальной психологии и экономической социологии. С сообщениями выступили А. Н. Татарко, Д. Берри (Королевский университет), Г. Цой «Социальный капитал, аккультурационные установки и социокультурная адаптация (на примере мигрантов из стран Центральной Азии и Кореи)», Д. И. Дубров (НИУ ВШЭ) «Генерализованное доверие как фактор позитивного отношения москвичей к культурному разнообразию», З. Х. Лепшокова, В. Н. Галяпина (НИУ ВШЭ) «Межкультурные отношения в республиках Северного Кавказа», В. А. Вороненко (НИУ ВШЭ) «Массовая миграция и социальный капитал: риски и возможности для экономического роста».

Проф. С.К. Нартова-Бочавер руководила сессией «Преодоление образовательного неравенства за счет повышения показателей благополучия». Было представлено четыре доклада. В. С. Собкин (ИУО РАО) представил результаты совместного с Е. А.Калашниковой (ИУО РАО) исследования на тему «Репетиторство как резерв качества образования: к вопросу о социальном неравенстве» в котором на очень репрезентативной выборке было показано, что к услугам репетиторов в основном прибегают ученики из экономически более благополучных районов и из более эффективных школ, при этом репетиторами в большинстве случаев оказываются также педагоги средних школ. Вдокладе Е. С. Павленко (НИУ ВШЭ) по исследованию, проведенному совместно с Е. В.Мининой (НИУ ВШЭ) «Образовательные и жизненные притязания современных российских школьников» на материале глубинных интервью было показано, что современные школьники выстраивают преимущественно краткосрочные временные перспективы и в образовании видят в первую очередь прагматический смысл. В докладе Н. В. Бысик (НИУ ВШЭ) по исследованию с С. Г. Косарецким (НИУ ВШЭ) «Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися сриском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие» анализировались трудности профессиональной деятельности педагогов инклюзивных и других школ с особыми осложненными условиями; рассматривались факторы профессионального выгорания преподавателей. Наконец в докладе М. А. Пинской (НИУ ВШЭ) по результатам совместного с А. М. Михайловой, Р. С. Звягинцевым и С. Г. Косарецким (НИУ ВШЭ) исследования «Почему одни школы справляются с дефицитом ресурсов и социально неблагополучным контингентом, а другие нет (сравнение резильентных и отстающих школ)» отмечались возможности самоорганизации деятельности школы, в силу чего изначально неблагоприятные факторы успеваемости могут компенсироваться, а школа становиться эффективной. Сессия прошла интенсивно, с продуктивными дискуссиями.

Наконец, сессия «Культура и психические процессы» (руководитель – М.В. Фаликман) собрала доклады, посвященные культурной обусловленности и кросскультурным различиям в представлениях о влиянии эмоций на познавательные процессы (Д.В. Люсин, НИУ ВШЭ, Ю. Ченцова-Даттон, университет Джорджтаун, США), автобиографической памяти личности (В.В. Нуркова, МГУ имени М.В. Ломоносова), решении мыслительных задач и принятии решения (В.В. Апанович, Институт психологии РАН, Ю.И. Александров, Институт психологии РАН, НИУ ВШЭ) и креативности (С.Р. Яголковский, НИУ ВШЭ, А. Хархурин, Американский университет Шарджи, ОАЭ). В частности, в докладе проф. В.В. Нурковой были проанализированы эмпирически выявленные различия между культурными форматами личности, отраженными в воспоминаниях о детстве, в российской, китайской и узбекской выборках. Д.В. Люсин убедительно показал, что представления о влиянии эмоций на успешность решения задач, различные в российской и американской выборке, расходятся с их реальным влиянием. С.Р. Яголковский представил масштабное исследование различий в разных проявлениях творческих способностей в американской, российской и арабской выборках. В.В. Апанович обсудил возможные эволюционные и нейробиологические механизмы различий в когнитивных процессах между представителями западных и восточных культур (преобладание аналитических и холистических особенностей познания, соответственно), а также между индивидами, для которых характерны данные особенности когнитивной сферы.

Материалы докладов доступны на сайте конференции