Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.
СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
Валиахметов Р. М., Ломанова А. К., Абылкаликов С. И.
Новые исследования Тувы. 2024. № 4. С. 360-376.
В кн.: Десятая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Пятигорск, 26–30 июня 2024 г.. Пятигорск: ОПиИД УНР ФГБОУ ВО «ПГУ», 2024. С. 328-329.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
Сессия «Changing values and identities» (Изменяющиеся ценности и идентичности), которой руководили К. Бёнке (Jacobs University, НИУ ВШЭ) и Н.М. Лебедева (НИУ ВШЭ) включала 4 доклада на английском языке. Доклады этой сессии представляли свежие исследования межпоколенных изменений ценностей, идентичностей, социального капитала и межкультурных отношений в кросс-культурном сопоставлении. В. Галяпина (НИУ ВШЭ), Н.Лебедева (НИУ ВШЭ), З.Лепшокова (НИУ ВШЭ) представили исследование «Межпоколенная трансмиссия ценностей и психологического благополучия этнических русских в разных социокультурных контекстах», Е. Коджа, Н. Лебедева, Т. Рябиченко (НИУ ВШЭ) сделали сообщение «Межкультурные отношения в российском Крыму: эмпирическая проверка трех гипотез межкультурных отношений», соруководитель Международной лаборатории социокультурных исследований К. Бенке рассказал об исследовании развития ценностей в зрелом возрасте). A. Алмакаева и E. Mитрохина (НИУ ВШЭ) представили доклад «Ценности и социальный капитал: когортные тренды в России, Польше и Швеции)». Презентации вызвали много вопросов от иностранных участников, сессия завершилась живой дискуссией.
Сессия «Социальный капитал, этническое разнообразие и межкультурные отношения» (руководитель А.Н. Татарко) включала 4 доклада. Доклады, сделанные во время сессии, были посвящены рассмотрению связей миграции, межэтнических отношений, социальной сплочённости и экономического развития. Сессия носила междисциплинарный характер, представленные исследования была выполнены в рамках социальной психологии и экономической социологии. С сообщениями выступили А. Н. Татарко, Д. Берри (Королевский университет), Г. Цой «Социальный капитал, аккультурационные установки и социокультурная адаптация (на примере мигрантов из стран Центральной Азии и Кореи)», Д. И. Дубров (НИУ ВШЭ) «Генерализованное доверие как фактор позитивного отношения москвичей к культурному разнообразию», З. Х. Лепшокова, В. Н. Галяпина (НИУ ВШЭ) «Межкультурные отношения в республиках Северного Кавказа», В. А. Вороненко (НИУ ВШЭ) «Массовая миграция и социальный капитал: риски и возможности для экономического роста».
Проф. С.К. Нартова-Бочавер руководила сессией «Преодоление образовательного неравенства за счет повышения показателей благополучия». Было представлено четыре доклада. В. С. Собкин (ИУО РАО) представил результаты совместного с Е. А.Калашниковой (ИУО РАО) исследования на тему «Репетиторство как резерв качества образования: к вопросу о социальном неравенстве» в котором на очень репрезентативной выборке было показано, что к услугам репетиторов в основном прибегают ученики из экономически более благополучных районов и из более эффективных школ, при этом репетиторами в большинстве случаев оказываются также педагоги средних школ. Вдокладе Е. С. Павленко (НИУ ВШЭ) по исследованию, проведенному совместно с Е. В.Мининой (НИУ ВШЭ) «Образовательные и жизненные притязания современных российских школьников» на материале глубинных интервью было показано, что современные школьники выстраивают преимущественно краткосрочные временные перспективы и в образовании видят в первую очередь прагматический смысл. В докладе Н. В. Бысик (НИУ ВШЭ) по исследованию с С. Г. Косарецким (НИУ ВШЭ) «Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися сриском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие» анализировались трудности профессиональной деятельности педагогов инклюзивных и других школ с особыми осложненными условиями; рассматривались факторы профессионального выгорания преподавателей. Наконец в докладе М. А. Пинской (НИУ ВШЭ) по результатам совместного с А. М. Михайловой, Р. С. Звягинцевым и С. Г. Косарецким (НИУ ВШЭ) исследования «Почему одни школы справляются с дефицитом ресурсов и социально неблагополучным контингентом, а другие нет (сравнение резильентных и отстающих школ)» отмечались возможности самоорганизации деятельности школы, в силу чего изначально неблагоприятные факторы успеваемости могут компенсироваться, а школа становиться эффективной. Сессия прошла интенсивно, с продуктивными дискуссиями.
Наконец, сессия «Культура и психические процессы» (руководитель – М.В. Фаликман) собрала доклады, посвященные культурной обусловленности и кросскультурным различиям в представлениях о влиянии эмоций на познавательные процессы (Д.В. Люсин, НИУ ВШЭ, Ю. Ченцова-Даттон, университет Джорджтаун, США), автобиографической памяти личности (В.В. Нуркова, МГУ имени М.В. Ломоносова), решении мыслительных задач и принятии решения (В.В. Апанович, Институт психологии РАН, Ю.И. Александров, Институт психологии РАН, НИУ ВШЭ) и креативности (С.Р. Яголковский, НИУ ВШЭ, А. Хархурин, Американский университет Шарджи, ОАЭ). В частности, в докладе проф. В.В. Нурковой были проанализированы эмпирически выявленные различия между культурными форматами личности, отраженными в воспоминаниях о детстве, в российской, китайской и узбекской выборках. Д.В. Люсин убедительно показал, что представления о влиянии эмоций на успешность решения задач, различные в российской и американской выборке, расходятся с их реальным влиянием. С.Р. Яголковский представил масштабное исследование различий в разных проявлениях творческих способностей в американской, российской и арабской выборках. В.В. Апанович обсудил возможные эволюционные и нейробиологические механизмы различий в когнитивных процессах между представителями западных и восточных культур (преобладание аналитических и холистических особенностей познания, соответственно), а также между индивидами, для которых характерны данные особенности когнитивной сферы.
Материалы докладов доступны на сайте конференции
Лаборатория сравнительных социальных исследований: Заместитель заведующего лабораторией
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Заместитель заведующего лабораторией
Департамент образовательных программ: Преподаватель
Международный центр изучения институтов и развития: Лаборант
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: ведущий научный сотрудник
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Младший научный сотрудник
Центр социально-экономического развития школы: Аналитик
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Стажер-исследователь
Департамент образовательных программ: Доцент
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Заведующий лабораторией
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Старший научный сотрудник
Департамент психологии: Доцент
Департамент образовательных программ: Доцент
Лаборатория сравнительных социальных исследований: Стажер-исследователь
Центр социально-экономического развития школы: Аналитик
Департамент психологии: Профессор
Департамент образовательных программ: Преподаватель
Центр социально-экономического развития школы: Ведущий научный сотрудник
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Старший научный сотрудник
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: главный научный сотрудник
Департамент психологии: Руководитель
Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований: Старший научный сотрудник