• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Таксономия черт личности, основанная на прилагательных русского языка

Мишкевич А. М., Щебетенко С. А., Калугин А. Ю. и др.

Сибирский психологический журнал. 2024. № 91. С. 60-80.

Глава в книге
Грамотность в вопросах здоровья и ее роль в профилактике тревоги, депрессии и соматизации

Золотарева А. А.

В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Состоялась конференция «Психология и технологии в математическом образовании»

На международной конференции «Психология и технологии в математическом образовании», проведенной в Москве Международным обществом исследователей в области психологии математического образования (PME) и Яндексом 18-21 марта 2019 г., выступил с докладом профессор департамента психологии НИУ ВШЭ А.Н.Поддьяков.

Доклад А.Н.Поддьякова был посвящен разработке игрушек-головоломок, показывающих работу известного принципа "камень-ножницы-бумага" на необычном материале - механики и геометрии.

Презентация доклада “Learning intransitivity: from intransitive geometrical objects to "rhizomatic" intransitivity”

Доклады представили также члены НУЛ Нейробиологических основ когнитивного развития. В пленарном докладе руководитель НУЛ Мари Арсалиду ("Brain and mathematics: implications for education") рассказала про нейронные основы репрезентации множеств и математических операций (сложение, вычитание и умножение). Она представила результаты исследований (на материале мета-анализа и использования фМРТ), в которых подтвердилась идея из теории Ж. Паскуаль-Леоне (1970) об участии разных полушарий  в префронтальных и теменных областях при обработке математической информации разных уровней сложности (модель Right-Left-Right). Доклад закончился описанием текущих исследований о роли островкой доли, ответственной за мотивацию и восприятие уровня субъективной сложности в математическом познании.

В постерных докладах были представлены разнообразные методы и направления исследования математического познания. В докладе магистранта Ирины Матюлько и Софьи Куликовой ("Functional investigation of the networks and white matter substrates associated with the processing of mathematical operations") была описана связь между скоростью миелинизиации нервных волокон и скоростью математических вычислений.

В докладе магистранта Ксении Конопкиной ("Mathematical problem solving: behavioral and neuroimaging studies") был представлен материал новой методики, которая позволяет оценить реакции мозга на увеличение сложности математических задач и одновременно получить субъективную оценку сложности.

В последнем докладе членов НУЛ - студентки Юлии Судоргиной и Алексея Котова («Influence of verbalizing geometry rules on their transfer in primary schoolers») были представлены результаты эксперимента о роли вербализации при запоминании за небольшое время большого количества новых геометрических правил взрослыми и детьми 8-9 лет. В эксперименте авторы показали, что дополнительная вербализация позволяет испытуемым быстрее распознавать новые примеры этих правил.

В устном докладе Мортеза Чархаби и Анастасия Ляшенко рассказали о разработке в НУЛ нового опросника ("School engagement and math performance: ratings from students and teachers in Russia») по измерению школьной вовлеченности.

В целом на конференции было много практико-ориентированных докладов с описанием новых методов, средств и технологий обучения математике. Обсуждения докладов включали как вопросы о когнитивных, психологических механизмах математического познания, так и вопросы о новых и эффективных практиках обучения.

Сайт конференции