• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Weight Perturbations for Simulating Virtual Lesions in a Convolutional Neural Network

MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.

Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.

Глава в книге
The Noëtic Orientations Test (NOT): A Multiscale Russian Modification of the Purpose-in-Life Test

Leontiev D., Osin E.

In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.

Препринт
CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES

Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.

Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024

Департамент психологии впервые в рейтинге QS

Департамент психологии впервые в рейтинге QS

Предметные рейтинги QS демонстрируют новые успехи российских вузов в глобальном продвижении, где ВШЭ занимает лидирующие позиции. ВШЭ вошла в 16 предметных и 3 отраслевых рейтингах QS, увеличив их количество и улучшив показатели почти по всем предметам по сравнению с прошлым годом. В топ-100 ВШЭ представлена 3 предметами: «Социология», «Политика и международные отношения», «Экономика и эконометрика» и отраслью «Социальные науки и менеджмент». По этим же предметам ВШЭ является безусловным лидером среди российских вузов.

В этом году в рейтинге представлен 31 российский вуз, Россия увеличила свое присутствие в рейтинге по сравнению с прошлым годом. Сегодня уже 10 российских университетов входят в первые сотни 16 рейтингов по областям знаний. Благодаря вузам-участникам программы повышения международной конкурентоспособности, известной под названием Проект 5-100, значительно увеличено присутствие российского высшего образования в отраслевых и предметных рейтингах. Сегодня российские вузы представлены во всех пяти отраслевых рейтингах QS и в 34 из 48 предметов QS, а участники Проекта 5-100 вошли в топ-листы 25 предметов.

Более половины, а именно 10 предметов ВШЭ вошли в топ-150: из них 7 предметов в диапазоне 101-150. В двух из них Вышка сохранила свои позиции по сравнению с прошлым годом: «Математика», «Философия», в четырех улучшила позиции более чем на 50 позиций: «Бухгалтерский учет и финансы», «Бизнес и менеджмент», «История», «Лингвистика». Самый значительный рост демонстрирует ВШЭ в предмете «Образование», поднявшись почти на 150 позиций в сравнении с прошлым годом и став лидером по этому предмету в России.


Исак Фрумин, 
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

«Такой значительный рост объясняется тем, что в рейтингах QS по образованию большую роль играет не только показатель академической репутации, но и публикации за пять лет. Академическая репутация формируется десятилетиями, поэтому молодым университетам сложнее бороться за высокие места в рейтингах. Шесть лет назад, когда в ВШЭ был создан Институт образования, было еще очень мало исследований в этой области, которые бы проводились российскими учеными и были заметны за пределами страны. Но, конечно, этот результат — плод работы ученых из всего университета. Значительную роль и в публикациях высокого уровня по образованию и в росте репутации играют Институт институциональных исследований, Институт статистических исследований и экономики знаний, многие специалисты факультета социальных наук из Москвы и других кампусов. В результате по количеству публикаций в авторитетных мировых изданиях НИУ ВШЭ уже сопоставим с университетами из топ-50 рейтинга QS».

ВШЭ впервые вошла в рейтинг по психологии, что было ожидаемым, т.к. осенью ВШЭ уже была представлена в одноименном рейтинге THE на позициях 151-175, заняв второе место после МГУ. В нынешнем рейтинге QS, где объявляется 300 лучших вузов по психологии, ВШЭ сразу заняла место в диапазоне 201-250 и первое место в России.



Мария Фаликман,
руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ

«Департамент психологии НИУ ВШЭ развивается быстрее, чем можно было бы себе представить. Сотрудники департамента, пришедшие десятилетие назад в НИУ ВШЭ молодыми учеными и преподавателями, становятся узнаваемыми и цитируемыми авторами в мировой психологической науке. Название университета всё чаще появляется в ведущих журналах по психологии личности и мотивации, социальной и кросскультурной психологии, когнитивной психологии и психофизиологии. К штату департамента присоединяются новые коллеги, как сложившиеся профессионалы в разных областях психологии, так и молодые перспективные сотрудники, представляющие результаты своих исследований на крупнейших международных конференциях и при этом умеющие увлечь студентов. Бакалаврская программа департамента устойчиво повышает популярность и привлекает сильных абитуриентов со всей России и из стран СНГ, а в магистратуры приезжают учиться студенты со всего мира. На мой взгляд, появление в рейтинге QS — результат многолетних консолидированных усилий всей команды департамента, в который каждый делает всё возможное для развития научных исследований и яркого преподавания психологии в НИУ ВШЭ».


По другим предметам ВШЭ перешла в более высокий диапазон, перешагнув более 50 позиций в каждом предмете по сравнению с прошлым годом: «Право»(151-200), «Современные языки» (151-200), «Компьютерные науки» (201-250).

И, наконец, Вышка в этом году вернула себе утраченные позиции по «Комуникациям и медиаисследованиям» (151-200) и стала лидером среди российских вузов в этой области.



Илья Кирия,
заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

«Главная причина, почему нам удалось войти в рейтинг, — это все-таки наличие у нас внутреннего баланса между достаточно прикладным обучением и развитием академических знаний. Ни для кого не секрет, что в первую очередь на направления, связанные с медиа и коммуникациями, в Вышку студенты приходят за прикладными навыками, позволяющими им потом быть востребованными в бурно меняющейся индустрии. Однако наличие помимо прикладных дисциплин и прикладных студенческих проектов ядра академических, теоретических и исследовательских дисциплин (или исследовательских проектов) позволяет поддерживать интерес и студентов, и преподавателей к исследовательской деятельности. И нам кажется, что у нас получается держать этот баланс между численностью преподавателей-практиков и преподавателей, ведущих исследовательскую и научную деятельность. В результате у нас растет число публикаций в ведущих журналах, растет цитируемость, что, разумеется, положительно влияет на наши результаты в рейтингах. Мы продолжаем проводить академические мероприятия международного уровня или участвовать в мировых мероприятиях, что, конечно, положительно влияет на академическую репутацию НИУ ВШЭ, а в этой предметной сфере — это ключевой элемент рейтинга».



Открытие факультета физики не замедлило проявиться вхождением в предметный рейтинг QS «Физика и астрономия» (551-600). Ранее, осенью 2018 года, университет также впервые вошел в рейтинг THE в этой области знаний.


Сергей Заварин
заместитель декана факультета физики НИУ ВШЭ

«В нашем случае результат в немалой степени обусловлен библиометрическими показателями — это ожидаемо, поскольку подавляющее большинство сотрудников факультета являются действующими учеными, чьи работы публикуются в ведущих журналах, индексируемых в Scopus. Со временем данные показатели должны только улучшаться. Также важно отметить, что в итоговый результат предметного рейтинга QS по физике наиболее значимый вклад (40%) вносит академическая репутация, которую объективно сложно наработать за два с половиной года существования факультета — у нас пока еще не было ни одного выпуска из бакалавриата и магистратуры. Тем не менее, мы активно работаем и в этом направлении, студенты и сотрудники факультета принимают участие в совместных исследованиях и научно-образовательных мероприятиях с российскими и зарубежными коллегами, что позволяет нам с оптимизмом смотреть на продвижение в рейтинге».


В отраслевых рейтингах ВШЭ сохранила место в топ-100 по «Социальные науки и менеджмент»  — 75 место, выросла на 67 позиций по «Искусство и гуманитарные науки» — 153 место и закрепила свои позиции в «Технические науки и инженерное дело» — 451-500.

Следует отметить, что в текущем году картина позитивного роста качественно отличается от предыдущих лет. Если ранее рост в рейтингах осуществлялся в основном за счет репутационных составляющих, а библиометрические показатели — традиционно «слабые» для российских вузов —  несколько отставали, то теперь они приблизились к среднемировому уровню и наряду с продолжающимся ростом академической репутации обеспечили продвижение в рейтингах.

В течение последних лет, несмотря на возрастающую конкуренцию, российские университеты показывают устойчивое продвижение в этих рейтингах. Каждый год результаты подтверждают, что престиж и результативность нашего высшего образования растут. Если в 2018 году в этом рейтинге было представлено 24 российских университета, то в 2019 — уже 31, причем значимую роль в этом играют участники Проекта 5-100.

Помимо традиционных лидеров российского образования МГУ и СПбГУ сегодня в рейтингах на высоких позициях находятся уже 5 участников Проекта 5-100 — НГУ, ВШЭ, МИФИ, МИСИС, МФТИ, тогда как в 2013 году это были только МГУ и СПбГУ. Наибольшее количество новых предметов и отраслей (вуз впервые вошел в топ-лист рейтинга) имеют УРФУ и ИТМО — по 4 позиции у каждого. Наибольший диапазон продвижения в рейтингах, на 100-150 позиций, показали ИТМО по 4 предметам; ТГУ — по 2 предметам; ВШЭ, МИСиС, МИФИ, СПбГУ — по 1.