• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна
Заместитель руководителя Кургинян Сергей Сергеевич
Статья
The relationship between involvement in the use of information and communication technologies and family social capital

Dubrov D.

Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2023. Vol. 20. No. 1. P. 62-70.

Глава в книге
Пилотажная психометрическая оценка русскоязычной версии шкалы соматосенсорной амплификации

Золотарева А. А.

В кн.: Поляковские чтения 2023. Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф. Полякова). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23–24 марта 2023 г.). М.: Издательство МГППУ, 2023. С. 327-330.

Фасилитируя надежду – персональные и социальные вызовы: конференция в Вене

8-12 июля в г. Вене, Австрия, прошла 13-я Международная конференция человекоцентрированной и экспериентальной психотерапии и консультирования под названием «Фасилитируя надежду – персональные и социальные вызовы». Рассказывает аспирант Аспирантской школы по психологии Роман Шаповалов.

В конференции, поддержанной государственным Венским университетом и частным Университетом Зигмунда Фрейда приняли участие около 400 человек со всего мира – теоретики и практики человекоцентрированного подхода (person-centered approach) и экспериентальной (experiential) психотерапии и консультирования. Расписание конференции представляло собой плотный график докладов и мастер-классов: ключевые докладчики выступали с самого утра, а в течение остального дня работали параллельные секции различных направлений: философское и этическое, научное и исследовательское, клиническое, социальное-политическое и межкультурное, практическое и другие. Доклады, мастер-классы и лекции были посвящены не только феномену надежды в человекоцентрированном подходе, но и современным наработкам в исследованиях и практике человекоцентрированного подхода.

Профессор и преподаватель университета Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия) доктор Peter Schmid прочитал интересную лекцию с названием «Надежда, не оптимизм». Он, во-первых, различает надежду как текущий процесс (act of hoping) и как совокупность объективированных надежд будущего (hopes), во-вторых, противопоставляет надежду и оптимизм, поскольку надежда (act of hoping) – это не перспектива положительных результатов, не ожидание, не стратегия и не убеждение, что всё будет хорошо. Надежда, считает доктор Schmid – это «голос» тенденции к актуализации (actualizing tendency), то есть тенденции к росту, развитию, усилению, укреплению. В этом смысле в процессе психотерапии надежда находится на стороне клиента, а основная задача психотерапевта заключается в фасилитации (поддержка и содействие) надежды клиента, а не в увеличении количества надежд.

Профессор Arthur Bohart (США) выступил с докладом «Слушание как бытие: альтернатива надежде» (Listening as being: alternative to hope), где определяет надежду как стремление контролировать свою жизнь, что в итоге может приводить к пессимизму и состоянию безнадежности. В противовес надежде, профессор Arthur Bohart предлагает обращать внимание на процесс чуткого слушания собственных чувств, мыслей, совокупности всего текучего опыта. Иными словами, следует постепенно смещать фокус с «там и потом» на «здесь и сейчас», не пытаться контролировать свое будущее, но в большей степени открываться новым возможностям, которые появляются в текущий момент времени и действовать согласно ситуации. В таком случае человек становится более активным в проживании своей жизни и формирует новый способ бытия (a way of being).

Профессор Greet Vanaerschot из Университета Антверпена (Бельгия) презентовала базу исследований в области человекоцентрированной и экспериентальной психотерапии PCE Literature, а также организовала небольшой круглый стол для сбора отзывов и предложений по улучшению базы. Для меня это была полезная информация, так как я планирую использовать данный ресурс в образовательном процессе – в рамках научно-исследовательского семинара на магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» (специализация «Человекоцентрированный подход»).

Старший преподаватель консультирования и психотерапии Graham Westwell из Eниверситета Эдж Хилл (Edge Hill University, Lancashire, England) представил коллегам шкалу, измеряющую уровень компетентности человеко-центрированного и экспериентального психотерапевта (person-centered and experiential psychotherapy scale-10 или PCEPS-10) и основанную на анкетировании клиента после сеанса психотерапии. Учитывая сложность в оценке надежности шкал эффективности работы психотерапевта, данная работа представляет интерес и потенциал для дальнейших исследований.

Впечатления Романа Шаповалова:

Одним из наиболее ярких событий на конференции для меня стал круглый стол, посвященный опыту преподавания и обучения человекоцентрированного подхода, на котором я встретился с такими известными преподавателями и исследователями как David Murphy (University of Nottingham, England), Gillian Proctor (University of Leeds, England), Jeffry Cornelius-White (Missouri State University, USA). На этой встрече поднимался важный вопрос внешнего оценивания процесса и результата обучения студентов в недирективной, центрированной на студенте, безоценочной, принимающей атмосфере. Основная сложность здесь проявляется в совмещении заданной программы обучения, требований университета и образовательных организаций с одновременным предоставлением студентам свободы учиться (freedom to learn), о которой так много говорил Карл Роджерс, основатель человекоцентрированного подхода. Каким образом можно сохранить свободу выбора траектории обучения и высокое качество образования? Как сохранить безоценочное отношение к студентам в условиях необходимости оценивать процесс и результат обучения студентов? Каким образом должен осуществляться оценочный процесс учебной деятельности в условиях безоценочного отношения к студентам? В конце концов, кто решает, что данному студенту эти конкретные знания сейчас наиболее важны и максимально наполнены для него смыслом? Студент, преподаватель или менеджер образовательной программы? У меня эти вопросы вызывают огромный интерес, так как, с одной стороны, я понимаю важность обучения знаниям и передачи опыта, а с другой стороны, я наблюдаю, как многие учащиеся испытывают скуку и не видят смысла в получаемых знаниях.

Второй интересный для меня круглый стол был посвящен обучению в гуманистической парадигме человекоцентрированного подхода. Вместе с другими участниками я и мой научный руководитель Вениамин Колпачников делились опытом обучения в группах, состоящих из студентов из разных стран мира. Какие трудности возникают в понимании людей из других культур? Что помогает в принятии людей из другой культуры? По опыту большинства участников, в таких ситуациях часто ощущается барьер (в иных формулировках – стена, стекло), из-за чего становится сложно понять другого человека и стать ближе. Вместе с тем, человекоцентрированный подход дает возможности для снятия этих барьеров: безусловное уважение, желание понять, готовность услышать и принять, искреннее самовыражение позволяют «увидеть человека в человеке», а не только его принадлежность к культуре и стране.

Позже мне удалось побеседовать в неформальной обстановке с профессором Renate Motschnig (Венский университет, Вена, Австрия), которая поделилась своим опытом преподавания. Возглавляя исследовательскую группу по изучению эффективности применения технологий в образовательном процессе, профессор Renate Motschnig в своей работе со студентами практикует принцип свободы обучения. В начале курса студенты определяются с тем, что им наиболее важно и интересно. Затем они ставят персональные задачи и совместно с преподавателем согласуют форму отчетности, а также критерии оценивания выполненной работы. Таким образом, элемент внешнего оценивания сводится к минимуму, а студент выполняет ту работу, которая для него имеет смысл. Сейчас, с развитием технологий, это стало более доступно: профессор Renate Motschnig использует технологии e-learning и blended-learning, тем самым обращаясь к свободному, ответственному и самостоятельному обучению студентов. Так происходит смещение с преподавателе-центрированного обучения (teacher-centered learning) на студенто-центрированное обучение (student-centered learning).

На конференции я выступил с докладом «Человекоцентрированный взгляд на отношение мужчин к психотерапии» («Person-centered perspective on men’s attitude toward psychotherapy»). В последнее время ученые стали больше уделять внимания исследованиям психологического здоровья и благополучия мужчин, так как, по наблюдениям, мужчины реже женщин обращаются за психологической помощью. Я представил результаты количественного исследования, в котором подтвердились как эти наблюдения, так и предположения о том, что у мужчин более негативное отношение к психотерапии. Кроме того, по данным моего исследования оказалось, что маскулинность, фемининность и полноценное функционирование не имеют значимых связей с отношением мужчин к психотерапии. Полноценное функционирование, как одно из центральных понятий человекоцентрированного подхода, представляет наибольший интерес. Полноценное функционирование – качество жизни человека, основанное на открытости опыту, доверии своему организму, стремлении жить настоящим, творческом подходе к жизни и способности проживать жизнь полно. Отсутствие положительной связи отношения мужчин к психотерапии и полноценного функционирования, по моему мнению, может объясняться тем, что мужчины могут находиться на высоком уровне полноценного функционирования, распознавать потребность в получении психологической помощи, но предпочитать иные способы преодоления проблем, например, медитацию, или техники самопомощи. Возможно и обратное: положительно относящиеся к психотерапии мужчины далеки от полноценного функционирования, например, в начале прохождения психотерапии.

Некоторых слушателей заинтересовало, как я объясняю обнаруженную мной положительную связь маскулинности и полноценного функционирования. В ответ я предположил, что в культуре, построенной по маскулинному типу, быть полноценно функционирующим означает проявлять маскулинные характеристики как можно чаще. Другой слушатель, психотерапевт из Швейцарии, поинтересовался, нет ли у меня идей, как все-таки привлечь мужчин к получению психологической помощи? Такая идея у меня оказалась: вариантом может быть организация мужских групп. Основываясь на факте гомосоциальности мужчин, я предположил, что мужчинам будет проще собираться и проводить время в мужских коллективах, выражать сдерживаемые эмоции, делиться опытом, получать поддержку. (К слову, я уже, с сентября 2017 года, организую открытую мужскую энкаунтер-группу или группу встреч, особый формат групповой психотерапевтической работы в человекоцентрированном подходе, нацеленный на личностный рост участников. Цель – не усиление маскулинности, а создание доверительной, поддерживающей и принимающей атмосферы, где мужчины могут выражать себя и свои подавляемые эмоции, вести диалог с мужчинами, понимать и слушать других мужчин и договариваться с ними). Слушатели поблагодарили меня за интересный доклад и отметили, что в Австрии мужчины являются редкими гостями психотерапевтических кабинетов, уточнив, что среди тех, кто все же посещает их, более представлено молодое поколение.

В целом, конференция позволила мне наладить контакты с исследователями, работающими в русле человекоцентрированного подхода и заинтересованными в дальнейшем научном общении и сотрудничестве, а также получить доступ к информационным ресурсам, которые пригодятся мне в преподавательской деятельности. Также важной для меня была поддержка коллег в отношении темы моих исследований: многие уважаемые мной ученые согласились с важностью дальнейшего исследования отношения мужчин к психотерапии.

Впечатления Вениамина Колпачникова

Конференция мне очень понравилась. Прежде всего тем, что участники по-настоящему проявили заинтересованность в решении актуальных проблем и вопросов сегодняшней жизни – преодолении глобального кризиса современной цивилизации, связанного с доминирующей парадигмой конкуренции и индивидуализма. Этот кризис проявляется на всех уровнях – личностном, межличностной, групповом, государственном, международном. Сторонники человекоцентрированного подхода понимают, что их теория и практика дают возможности по-новому, гораздо более конструктивно строить индивидуальную жизнь, отношения между людьми. И это дает надежду. И накладывает ответственность на нас, как носителей подхода.

Было множество интереснейших презентаций. Мне понравилась пленарная лекция Маурин О'Хара (США) о возможностях ЧЦП в решении самых разных вопросов и затруднений. Запомнилась демонстрация человекоцентрированной супервизии в исполнении Жан-Марка Рандина (Швейцария). Очень привлекательным и живым оказалось многообразие рабочих форматов конференции: пленарные лекции, теоретические доклады, мастер-классы, дискуссии.

Конечно, хочу отменить великолепную организацию конференции. Небольшой оргкомитет благодаря мотивированности и тщательности сумел создать условия комфорта и удобства как для работы, так и совместного времяпрепровождения участников конференции.


Роман Шаповалов,
аспирант Аспирантской школы по психологии

Вениамин Колпачников,
доцент кафедры психологии личности