• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Книга
Субъективное благополучие сотрудника в организации
В печати

Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.

СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.

Глава в книге
Нормативные оценки эмоциональной окраски слов русского языка: стратегия развития базы данных ENRuN

Сысоева Т. А., Люсин Д. В.

В кн.: Десятая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Пятигорск, 26–30 июня 2024 г.. Пятигорск: ОПиИД УНР ФГБОУ ВО «ПГУ», 2024. С. 328-329.

Конференция Европейского общества изучения развития во взрослом возрасте

25-27 мая в университете Гринвич (Лондон, Великобритания) по инициативе факультета образования и здоровья состоялась конференция Европейского общества изучения развития во взрослом возрасте (European Society for Research in Adult Development, ESRAD). Рассказывает профессор департамента психологии Софья Нартова-Бочавер.

Гринвич – символ пространства, времени, перемещения - всего, что описывает процесс развития.  Трудно представить себе место, более архетипичное и подходящее для мероприятия в области психологии развития. Возможно, отчасти именно поэтому общение и интеллектуальное творчество участников конференции отличались высокой интенсивностью и продуктивностью.

Конференция была особым событием:  впервые члены сообщества встречались в формате конференции, а не симпозиума, как это было на пяти предыдущих встречах. Авторитет сообщества повышается, и это не случайно; исследования участников конференции отвечают современным демографическим трендам. В чем же они заключаются?

Как известно, психология развития как наука в начале своего становления, в 19 веке, занималась только особенностями развития детей. Это не удивительно: детей было много, их нужно было учить и воспитывать. При этом не каждый доживал до взрослого возраста. Несколько позже стали привлекать к себе внимание подростки как особая внутренне противоречивая группа, создающая близким и обществу в целом множество проблем:  будучи интеллектуально и физиологически зрелыми, они не имеют достаточных социальных возможностей и самоконтроля, чтобы удовлетворить свои недавно появившиеся потребности, и это делает их чрезвычайно трудными людьми, кризисы которых не заметить невозможно. Изучение других возрастных стадий началось значительно позже, в середине 20 века, когда было обнаружено, что взрослые также имеют разные траектории развития, переживают типичные и ненормативные кризисы. Поскольку именно люди среднего возраста наделены высокой социальной ответственностью, то их благополучие определяет состояние всех остальных возрастных групп – детей, подростков, пожилых людей. Еще позже стала привлекать к себе группа людей позднего «третьего» возраста, что связано с успехами медицины, увеличением продолжительности жизни и, как результат – увеличением доли пожилых и старых людей в популяции. Социальных проблем, связанных с этим явлением, довольно много – это необходимость обеспечить им занятость, досуг, полноценный отдых, заботу, наконец,  достойный уход из жизни. Стало ясно, что психологические ресурсы и пластичность людей позднего возраста очень велики, но их нужно укреплять и использовать, исходя из индивидуальных особенностей людей, траекторий и типов их старения. Поэтому психология развития во взрослом возрасте на ближайшие десятилетия обеспечена внушительным участком работы.

Научное общество ESRAD занимается теоретическими  и эмпирическими исследованиями новых явлений в ходе жизненного пути человека – малоизученных кризисов, подобных кризису первой четверти жизни и середины жизни, а также привязанности/сепарации во взрослом возрасте, развития идентичности, субъектности и жизнестойкости.

Председатель общества и организатор конференции  д-р Оливер Робинсон занимается исследованием кризиса первой четверти жизни (quarter-life crisis), смысл которого состоит в том, что молодые люди совершают основные жизненные выборы (близких людей и профессии) и нередко, после ошибок в этих выборах, кристаллизируют свои основные жизненные цели. Кризис четверти жизни переживается в возрасте между 20 и 30 годами и сопровождается чувством потерянности, депрессией, экзистенциальным вакуумом. Поскольку этот возраст  приходится на студенчество, во многих  университетах, в том числе и в Гринвиче,  уделяется большое внимание сопровождению адаптации молодых людей к университету с учетом возрастных особенностей и связанных с ними возможных рисков для психологического благополучия.

В конференции приняло участие около 80 человек из разных стран; Россия по количеству участников заняла третье место. Приглашенный лектор профессор Джефф Арнетт из университета Кларк (Массачусетс, США) посвятил свою лекцию пониманию взросления в 21 веке, выделив четыре основных особенности: это выбор партнеров по «созвучию души», выбор работы, исходя из переживания идентичности, осознанное управляемое родительство и увеличение продолжительности жизни. Арнетт – автор эвристичного и популярного понятия «становящаяся взрослость» (emerging adulthood). Другим приглашенным лектором была Татьяна Башкирова из университета Оксфорд Брукс (Великобритания). Темой ее лекции были особенности постановки целей во взрослом возрасте и роль коучинга в интенсификации этого процесса.

Главными темами конференции были заявлены 1) стадиальность жизненного пути, переходные периоды и поиск смыслов на новой стадии жизни, 2) коучинг и лидерство в соотнесении с теориями развития во взрослом возрасте и 3) кросс-культурный подход к развитию во взрослом возрасте. Характеризуя научные акценты конференции в целом, можно отметить, что отчетливо доминировало предпочтение идиографических исследований и качественных методов. Также была широко представлена тема юности и адаптации к университету. Большой интерес вызвали российские исследования, в частности, теория диалектического мышления Н.Е. Вераксы, которой было посвящено отдельное событие после окончания конференции. На конференции упоминалось также понятие субъекта (agent), типичное для российской психологии и германо-скандинавской традиции, однако нечасто использующееся в психологии других стран, что также способствовало научному диалогу.

События конференции включали разнообразные формы – лекции приглашенных профессоров, симпозиумы и постерную сессию. Интересно, что, поскольку на большинстве международных научных событий количество выступлений одного докладчика лимитировано, представление своего исследования в виде постера не считается предосудительным даже для «взрослых» участников, и это событие, которое проходит наименее формально в обстановке фуршета, обычно способствует интенсивному общению ученых, дискуссии и определению общих интересов.

Я представила два доклада – устный и постерный. Устный доклад «How home environment and dormitory help first-year students in adapting to university» (соавторы Александра Бочавер, Софья Резниченко и Милана Хачатурова, при поддержке РНФ, проект 14-18-02163) был посвящен роли такого эко-социального ресурса, как жилище (дом и/или общежитие), в поддержании психологического благополучия первокурсников и превенции депрессивной симптоматики. Результаты исследования говорят о том, что наиболее восприимчивы к этому ресурсу студенты-москвичи и иногородние студентки; в целом ресурсная функция жилища выше в женской подвыборке. Любопытно также, что жилище скорее укрепляет благополучие, нежели предотвращает депрессию. Доклад вызвал высокий интерес и был очень уместен в контексте главных направлений конференции; данные планируется развернуть подробно в новой статье. Представляется возможным использовать эти результаты и в процессе психологического сопровождения первокурсников в НИУ ВШЭ, т.к. данные были собраны именно здесь.

Мой постерный доклад «The personal sovereignty in students from Armenia, China, and Russia» (соавторы Hakobjanyan Anna, Harutyunyan Svetlana, Khachatryan Narine, Wu Michael Shengtao, при поддержке РФФИ, проект 16-06-00239) был чрезвычайно значим для меня, т.к. впервые было представлено кросс-культурное исследование психологической суверенности – феномена, обоснованного мной в отдельной теории, которая имеет много последователей в России, но за рубежом пока еще малоизвестна. Психологическая суверенность – это черта личности, которая ответственна за поддержание приватности в разных сферах человеческого бытия (телесности, территориальности, личных вещей, режимных привычек, круга общения, вкусов и ценностей). Суверенность позволяет удерживать личностные границы и не позволять окружающим внедряться в них. Эта черта чрезвычайно адаптивна и связана практически со всеми показателями душевного здоровья и психологического благополучия, особенно в юности. Концепт и теория суверенности вызвали высокий интерес зарубежных коллег в силу высокой прикладной и психотерапевтической  значимости. В исследовании было показано, что, при отсутствии различий в общем показателе суверенности, композиция ее составляющих (профиль суверенности) различна в зависимости от культуры – в нашем случае осуществлялось сравнение Армении, Китая и России. Кроме того, фактор культуры оказался связан с фактором пола – так, если в целом показатели суверенности выше в России и Китае, в группе китаянок они особенно высоки; если в суверенность территории выше в группе юношей, то суверенность временны́х привычек выше в группе девушек. Эти данные интересны в перспективе продолжения и без того тесных экономических связей между нашими странами, а также большого количества интернациональных браков.

Конференция была, безусловно, значимым событием. Ее камерность позволила завязать много новых интересных знакомств и укрепить прежние профессиональные связи. Можно прогнозировать процветание научного сообщества и дальнейшее возрастание интереса к последующим конференциям, которые я рекомендую коллегам и в которых с удовольствием приму участие сама.


Софья Нартова-Бочавер,
профессор департамента психологии