• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России

Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А. и др.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Состоялся цикл лекций профессора Тьеерда Андринги

15-19 мая департамент психологии принимал профессора Тьеерда Андрингу (Гронинген, Нидерланды), специалиста в области междисциплинарных исследований в психологии и искусственного интеллекта, основателя лаборатории Sound Appraisal.

Профессор Тьеерда Андрингу (Tjeerd Andringa) прочитал цикл лекций, посвященных остроактуальным проблемам психологии и смежных дисциплин. Были затронуты такие темы, как: звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте; интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества; субъектность (агентность) как центральное понятие психологии. Также профессор Андринга провел консультации и беседы в неформальном режиме, посвященные перспективам сотрудничества в области исследований и публикаций.

Лекция 1: Звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте. Слышат ли русские?

В отличие от западных стран, исследование звуковой среды и раздражения от звуков в России сложно назвать активно изучаемой областью, в то время как именно эта область является источником множества неудобств и препятствий для физического и психического здоровья. Tjeerd Andringa, основатель некоммерческой лаборатории SoundAppraisal, профессионально занимается изучением звуковой среды и проблем, связанных с ней. В списке его клиентов числятся европейские железнодорожные компании, санатории, а также целые города (Амстердам, Роттердам­).

В своей лекции Андринга рассказал о побочном и систематическом (структурном) раздражении, вызываемом звуковой средой и о его последствиях, влияющих на поведение людей в повседневной жизни. Концепт звуковой среды, известный еще со времен советской психологии, требует междисциплинарного подхода. Учитывая особенности жизни в сложных и запутанных условиях современного мира и прибегнув к данным биологии, физики, социологии и, конечно же, психологии, Тьеерд Андринга показал, что́ именно делает одни места аудиально привлекательными для нас, а что вызывает отторжение, и почему это происходит.

Исследования звуковой среды не могут сказать нам, как выглядит будущее, однако говорят, как именно здоровое и приятное будущее будет звучать.

Лекция 2: Интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества Задавались ли Вы вопросом, почему некоторые люди умнее других?

В чем отличие образованного человека от необразованного? Можно ли стать образованным человеком в университете? Почему диктаторами становились высокоинтеллектуальные, но необразованные люди? Почему рассуждения интеллектуальных людей порой слишком абстрактны и расплывчаты?

Тьеерд Андринга ответил на эти вопросы. Он занимается изучением интеллектуального развития студентов и разработкой стратегий, позволяющих ускорить этот процесс и сделать его наиболее эффективным. Здоровый путь развития интеллекта включает в себя три этапа: на первом происходит получение контроля над собственным телом, на втором – превращение разума в мощный и надежный инструмент, что открывает путь к мудрости и самоактуализации. Многим из нас не удаётся пройти путь до конца и стать подлинно независимыми творцами своей жизни.

Профессор Андринга рассказал, почему высокие оценки по предмету не приводят к развитию образованности и интеллекта, как правильно воспитывать в себе мудрость и самостоятельно развивать себя. Критическая оценка знания, выход из зоны комфорта, ответственный подход к саморазвитию позволяют не только стать более свободным человеком, но также пробуждают взаимный интерес и уважение к вам со стороны других.

Также слушатели узнали о том, как правильно развивать себя, как группа образованных людей может повлиять на разумность и качество общества, а также — какие общества становятся более тоталитарными, в то время как другие обретают свободу.

Лекции 3-4: Познание из жизни: субъектность (агентность) как центральное понятие психологии

Что изменилось, когда появились первые субъекты? Откуда берется познание и каковы его основные понятия? Уникальна ли свобода воли и познание для человека или для животных с нервной системой?

Профессор Андринга доказывает, что познание значительно старше, чем люди или даже нервная система. Он утверждает, что определяющие свойства познания возникли с появлением живых субъектов и что многие основополагающие психические явления возникли из процессов, породивших саму жизнь.

В действительности многие традиционные оппозиции в психологии, такие как подход vs избегание, рациональность vs эмоции, неявное знание vs явное знание, левое vs правое полушарие, положительные vs отрицательные эмоции и эгоистичное vs просоциальное, по-видимому, восходят к моменту происхождения жизни и к требованию быть живым субъектом.

Хотя дистанция от происхождения жизни до современного общества огромна, два механизма помогают понять глубокие связи между жизнью и психологией: Правило консервативных изменений и Адаптивный цикл. Первый подразумевает, что живой агент не может изменить основы, от которых зависят его функции, и таким образом защищает субъекта. Второй – это понятие, заимствованное из экологии, которое объясняет, как сложные системы субъектов (агентов) развиваются и учатся быть все более сложными и устойчивыми.