Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Яковлева А. Ю., Царьков И. Н., Коссов В. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19. № 1. С. 77-89.
Рылецкая А. С., Березнер Т. А.
В кн.: Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 6–8 декабря 2024 г.. Яр.: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2024. С. 264-268.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
Профессор Тьеерда Андрингу (Tjeerd Andringa) прочитал цикл лекций, посвященных остроактуальным проблемам психологии и смежных дисциплин. Были затронуты такие темы, как: звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте; интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества; субъектность (агентность) как центральное понятие психологии. Также профессор Андринга провел консультации и беседы в неформальном режиме, посвященные перспективам сотрудничества в области исследований и публикаций.
В отличие от западных стран, исследование звуковой среды и раздражения от звуков в России сложно назвать активно изучаемой областью, в то время как именно эта область является источником множества неудобств и препятствий для физического и психического здоровья. Tjeerd Andringa, основатель некоммерческой лаборатории SoundAppraisal, профессионально занимается изучением звуковой среды и проблем, связанных с ней. В списке его клиентов числятся европейские железнодорожные компании, санатории, а также целые города (Амстердам, Роттердам).
В своей лекции Андринга рассказал о побочном и систематическом (структурном) раздражении, вызываемом звуковой средой и о его последствиях, влияющих на поведение людей в повседневной жизни. Концепт звуковой среды, известный еще со времен советской психологии, требует междисциплинарного подхода. Учитывая особенности жизни в сложных и запутанных условиях современного мира и прибегнув к данным биологии, физики, социологии и, конечно же, психологии, Тьеерд Андринга показал, что́ именно делает одни места аудиально привлекательными для нас, а что вызывает отторжение, и почему это происходит.
Исследования звуковой среды не могут сказать нам, как выглядит будущее, однако говорят, как именно здоровое и приятное будущее будет звучать.
В чем отличие образованного человека от необразованного? Можно ли стать образованным человеком в университете? Почему диктаторами становились высокоинтеллектуальные, но необразованные люди? Почему рассуждения интеллектуальных людей порой слишком абстрактны и расплывчаты?
Тьеерд Андринга ответил на эти вопросы. Он занимается изучением интеллектуального развития студентов и разработкой стратегий, позволяющих ускорить этот процесс и сделать его наиболее эффективным. Здоровый путь развития интеллекта включает в себя три этапа: на первом происходит получение контроля над собственным телом, на втором – превращение разума в мощный и надежный инструмент, что открывает путь к мудрости и самоактуализации. Многим из нас не удаётся пройти путь до конца и стать подлинно независимыми творцами своей жизни.
Профессор Андринга рассказал, почему высокие оценки по предмету не приводят к развитию образованности и интеллекта, как правильно воспитывать в себе мудрость и самостоятельно развивать себя. Критическая оценка знания, выход из зоны комфорта, ответственный подход к саморазвитию позволяют не только стать более свободным человеком, но также пробуждают взаимный интерес и уважение к вам со стороны других.
Также слушатели узнали о том, как правильно развивать себя, как группа образованных людей может повлиять на разумность и качество общества, а также — какие общества становятся более тоталитарными, в то время как другие обретают свободу.
Что изменилось, когда появились первые субъекты? Откуда берется познание и каковы его основные понятия? Уникальна ли свобода воли и познание для человека или для животных с нервной системой?
Профессор Андринга доказывает, что познание значительно старше, чем люди или даже нервная система. Он утверждает, что определяющие свойства познания возникли с появлением живых субъектов и что многие основополагающие психические явления возникли из процессов, породивших саму жизнь.
В действительности многие традиционные оппозиции в психологии, такие как подход vs избегание, рациональность vs эмоции, неявное знание vs явное знание, левое vs правое полушарие, положительные vs отрицательные эмоции и эгоистичное vs просоциальное, по-видимому, восходят к моменту происхождения жизни и к требованию быть живым субъектом.
Хотя дистанция от происхождения жизни до современного общества огромна, два механизма помогают понять глубокие связи между жизнью и психологией: Правило консервативных изменений и Адаптивный цикл. Первый подразумевает, что живой агент не может изменить основы, от которых зависят его функции, и таким образом защищает субъекта. Второй – это понятие, заимствованное из экологии, которое объясняет, как сложные системы субъектов (агентов) развиваются и учатся быть все более сложными и устойчивыми.