• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Роль просоциальной идентичности и коллективной эффективности в коллективной активности
В печати

Прусова И. С., Ананьева О. А.

В кн.: Субъективное благополучие сотрудника в организации. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. Гл. 5. С. 103-127.

Весенняя психологическая школа 2018

Седьмой год подряд студенты Департамента психологии НИУ ВШЭ проводят Весеннюю психологическую школу для старшеклассников со всей страны. Мы провели интервью с организаторами школы и попросили их рассказать о своем опыте и поделиться впечатлениями. О проекте, учебе в университете и не только рассказывают директор школы Марина Романова и руководитель учебной программы Кирилл Ольховик.

Какую задачу вы, как организаторы такого масштабного мероприятия, ставите перед собой как основную? Что должна и может дать ВПШ как участникам-школьникам, так и вам, её организаторам?

Кирилл: Вопрос самоопределения – краеугольный камень всего проекта. Помочь понять ребятам, кем они хотят быть, с какой профессиональной ролью себя соотносить, а также снизить тревогу перед ближайшим будущим – это то, на что направлена Весенняя Психологическая Школа. Также одна из главных наших задач – объяснить школьникам, что же из себя представляет психология, показать все ее многообразие и многогранность. Еще нам важно дать ребятам понять, что это не какая-то абстрактная штука, а конкретная наука – про знания, умения, навыки.

Марина: Да, важно показать им, что это не какая-то псевдонаучная выдумка, вечные диалоги на тему «У вас проблемы? Хотите поговорить о них?» или постижение тайн эфемерной и загадочной души. Это серьёзное изучение работы мозга, причем с помощью новейших технологий, это психологические знания, которые помогают и жить, и работать.

Кирилл: Не буду скрывать, есть и небольшая сверхзадача – ненавязчиво продемонстрировать, каким уникальным местом является Департамент психологии. Конечно, вся Вышка прекрасна, но наш Департамент и вовсе удивителен! Здесь собрались уникальные, креативные и талантливые люди, которые умеют и серьёзно учиться, и веселиться от души! И я сейчас не только про студентов. В целом, я бы сказал, что все мы здесь одна большая дружная семья и держимся друг за друга.

Для меня ВПШ – это ещё и замечательная возможность прокачать свои организаторские навыки, а также пообщаться с ребятами. Мне это важно не только потому, что я сам могу их чему-то научить, что-то показать, но и, что очень часто случается, я сам очень многому учусь у этих молодых и талантливых людей. Безусловно, общение с ними заряжает меня позитивными эмоциями и даёт надежды на светлое будущее наших образовательных учреждений.

Кирилл, вы являетесь руководителем учебной программы, можете ли вы приоткрыть завесу тайны – что конкретно ждёт школьников на ВПШ 2018?

Кирилл: Учебная программа Весенней Школы разделена на три трека, как и на нашей бакалаврской программе. Это когнитивная психология, социальная психология и психология личности. А вот в первый день будут семинары и лекции, посвященные введению в общую психологию. Также планируется междисциплинарный день, его основу составят занятия, которые сложно однозначно отнести к какому-либо одному из треков. Они, можно сказать, находятся на стыке дисциплин.

К тому же, у нас предусмотрена работа с проектами: наши участники будут делать исследования, теоретические и эмпирические. Весьма вероятно, что кому-то выпадет возможность разработать свой тренинг или даже поучаствовать в дебатах. Ребята будут презентовать результаты своей работы в последний день, чтобы показать, чему они научились и какие они вообще молодцы.

А сложно ли вам находить преподавателей? Или наоборот все рвутся, от первокурсника до руководителя департамента?

Марина: Всё очень сильно зависит от занятости конкретного человека. Бывает, что желание есть, но никак не получается. Наши преподаватели часто очень загружены, поэтому у них отнюдь не всегда получается найти время, чтобы прочитать дополнительную лекцию школьникам. Но всё же они всегда очень стараются его отыскать. Зато студенты занимают весьма активную позицию и всячески стремятся присоединиться к школе, они разрабатывают и присылают нам свои программы. Конкурс есть, поэтому мы имеем возможность выбирать лучших из лучших!

А за самыми крутыми преподавателями нашего Департамента действительно разворачивается охота. Но с другой стороны, для участников школы это такой своеобразный стимул потом поступать к нам, ведь если не смогли послушать на Школе, то смогут услышать их во время обучения. Лекторы у нас и в самом деле замечательные, а курсы у всех уникальные и чрезвычайно захватывающие.

Наверняка есть и темная сторона. Часто ли на Школе возникают проблемы и как с ними бороться? 

Марина: Я бы не назвала это «тёмной стороной». Проблемы бывают всегда. Вот, к примеру, в прошлом году у нас действительно случилось ЧП – лектор совершенно неожиданно и без предупреждения не пришёл на занятие, которое должен был провести. Представьте, что школьники уже сидят в аудитории и готовы вгрызаться в гранит науки, а преподавателя-то и нет. Мы, честно говоря, не ожидали такого подвоха, и нам пришлось в очень срочном порядке искать лектора на замену. В этом году из этого положения мы решили выйти так: совместно с Кириллом разработали альтернативную запасную программу, так что под рукой будет занятие, которое можно сразу поставить на замену, а преподавателям мы будем напоминать накануне, на случай, если у кого-то вдруг поменяются планы. Кажется, мы придумали, как подстраховаться и предвосхитить любое происшествие!

Кирилл: Хаа, темная сторона… В этом году ребят и правда ожидает возможность вступить на темную сторону, но это мы пока оставим в секрете (улыбается).

А если серьезно, то да, время от времени проблемы возникают во время проведения школы, это правда так, но здесь все четко: рефлексия отодвигается на вечерние планерки, а в момент трудности все дружно приступают к тому, чтобы эту проблему решить. И в этом я вижу большой плюс той атмосферы, которую удалось создать благодаря Марине и всем организаторам: нас и правда много, мы разные, и несовпадения точек зрения тоже есть, но мы всегда помним, для кого проводится это мероприятие и чьи интересы здесь ставятся превыше всего. Это наши участники, конечно. Кстати, вспоминается случай из прошлого года, когда наши участники в один из последних дней сделали нам, организаторам, подарок. Это было очень мило. И дело, конечно, не в самом подарке, а в том взаимодействии, что завязалось у нас с ребятами и которое подтолкнуло их на этот очень искренний поступок.

Марина, вы стали директором школы будучи ещё первокурсницей. Не страшно ли было? Как менялись Ваши самоощущения в первый год и сейчас?

Марина: Ещё недавно я и сама была ещё участницей ВПШ, так что во многом психфак для меня был уже знакомым и даже родным местом. Вот бояться мне точно было некого и нечего. И мы ведь не просто так уже говорили о радушии, здесь и в самом деле все всегда готовы прийти на помощь, поддержать, сориентировать, как и что лучше сделать, если у тебя у самого пока ещё не было необходимого опыта.

А сейчас я владею организаторскими навыками уже гораздо лучше. Не зря же мы здесь учимся? Весь мой учебный опыт, все дополнительные курсы и посещённые факультативы, опыт работы на самой школе – всё это очень даже пригодилось и, я думаю, ещё не раз пригодится. Теперь я без ложной скромности могу сказать, что у меня получается организовать работу своей команды наиболее эффективным образом, с лучшим результатом, которого можно достичь.

Вы ведь ещё состоите в Студсовете факультета? Удаётся ли применять свои организаторские способности, приобретенные на ВПШ, в работе Студсовета и наоборот?

Марина: Это не столько способности, сколько навыки работы в команде. Ещё один навык – это умение слушать других людей. Зачастую многие заседания сильно затягиваются и проходят непродуктивно по той простой причине, что люди не умеют чётко и ёмко высказывать своим мысли, много распыляются. Поэтому следующий по важности навык, который я использую и в ВПШ, и в Студсовете, это умение кратко, отчётливо и ясно выразить свою мысль. Как только ты начинаешь растекаться мыслию по древу, она из короткой и ёмкой превращается в выступление на час.

Важно уметь правильно распределять свою нагрузку и очень чётко понимать, сколько времени у тебя есть. Как бы сильно нам не хотелось, но в сутках больше часов не будет.

Как вы успеваете не просто организовывать одно из самых масштабных мероприятий на факультете, работать в Студсовете, но при этом ещё и хорошо учиться?

Марина: Я бы не сказала, что организаторская деятельность очень сильно мешает учёбе. У меня есть надёжная команда, на которую я могу положиться. Если я говорю, что нужно сделать что-то вот этому конкретному человеку, я абсолютно уверена, что он это сделает. И это очень круто, когда отношения внутри команды построены на взаимном доверии и уверенности друг в друге.

Работа секретаря, конечно, не из лёгких и занимает много времени, но в моём случае она уже достаточно автоматизирована. У меня есть шаблоны протоколов на все случаи жизни и зачастую мне нужно просто подвести итоги проведенного голосования и забить цифры и слова в уже существующие шаблоны, чтобы выслать протоколы в большой Студсовет.

Но иногда действительно бывает сложно – ведь важно уметь правильно распределять свою нагрузку и очень чётко понимать, сколько времени у тебя есть. Как бы сильно нам не хотелось, но в сутках больше часов не будет, и определённое количество из них в любом случае придется тратить на сон, еду и прочее. Но всегда есть время, которое вроде занято, а с другой стороны его можно параллельно использовать для других целей. Самый очевидный пример – почти все мы примерно час тратим на дорогу, и в этот час можно почитать, поучиться, порешать личные проблемы или даже заняться какими-то делами относительно ВПШ. То есть в принципе ключ к успеху – это планирование.

Кирилл: И самоорганизация. Как любит говорить мой любимый преподаватель Владимир Артурович Штроо: «Недостаток времени – это всего лишь результат неправильной организации своей деятельности». А вообще, хоть Марина уже и сказала, я не могу не повторить: очень сильно помогает команда. Ребята искренне заинтересованы в том, чтобы сделать реально круто и выдают невероятные идеи, очень сильно помогают с организацией.

Планируете ли вы в будущем продолжать работать над аналогичными образовательными проектами? Сохранится ли рвение и хватит ли желания и времени?

Марина: Очень даже планирую. Сейчас в Вышке появилась замечательная студенческая организация «Еду учиться» и, в основном, она специализируется на организации профильных школ для абитуриентов, которые хотят поступить на факультет социальных наук. Там аудитория такая же, как у нас, – старшие школьники. А я в принципе очень заинтересована в работе с детьми. Мне нравится организаторская деятельность, поэтому я решила, что я буду продолжать работу не только над ВПШ, но и в других образовательных проектах Вышки.

Кирилл: Аналогичная ситуация. Почему я собственно оказался в учебной программе Весенней психологической школы? Потому что мне очень интересно работать с социальными проектами, которые направлены на образование. Социальное предпринимательство – это то, к чему я стремлюсь, именно поэтому я обучаюсь на магистерской программе «Психология в бизнесе» Факультета социальных наук. Наша программа совмещает поле деятельности организационной психологии и экономики – можно же её пропиарить? Короче, мы здесь все не зря!

Полученные в университете знания и приобретенные навыки как-то вам помогают в организации этой деятельности?

Кирилл: Безусловно! Всё, что мы здесь освоили, очень помогает. Например, решать конфликтные ситуации. Даже не просто решать, а не допускать их. И получается это во многом исключительно благодаря тем знаниям, которые мы тут уже получили из области психологии. У меня буквально сейчас проходит курс лекций-дисциплин, направленных на решение комплексных проблем в условиях неопределенности. И прямо оттуда можно брать огромный инструментарий и выгружать в свою деятельность, сразу же применять. Также у нас проходят постоянные мастер-классы разных бизнес-тренеров, HR-консультантов. Для меня Вышка в этом плане – это про гибкость и умение работать с информацией, про желание освоить что-то новое. Информации ты получаешь ровно столько, сколько сам стремишься получить. Тебе дают знания, но и ты не сидишь на месте: размышляешь над темой, задаешь вопросы, на что-то пытаешься взглянуть под другим углом и применить в других сферах. Много нового, кстати, я узнаю, просто начав самостоятельно изучать фрагмент реплики или книги, которая вскользь упоминалась преподавателем на занятии. Именно такому подходу к учебе я хочу научить и ребят, которые приедут на ВПШ.

Марина: А я могу добавить, что мы отрабатываем ещё и навыки коммуникации, которые призваны налаживать хорошие отношения и в коллективе организаторов, и с участниками. Это на самом деле очень сложная система взаимоотношений: организатор чётко понимает, что он всего-то на один, на два и в исключительных случаях на три года старше участников. Но при этом он должен сохранять тонкую грань отношений «организатор – участник», не переходить, с одной стороны, на какие-то приказные отношения, а, с другой – на панибратство. И я должна сказать, что все организаторы очень успешно с этим справляются, что во многом можно объяснить тем, что все мы учимся на психологов.

Кирилл: Да, конечно! Школа, разумеется, способствует оттачиванию тех навыков, которые мы получили в стенах Высшей школы экономики на занятиях. Однозначно, это отличная площадка для реализации своего потенциала – и психологического, и организационного, и творческого! 

Вышка в этом плане – это про гибкость и умение работать с информацией, про желание освоить что-то новое. Информации ты получаешь ровно столько, сколько сам стремишься получить.

Чем вы руководствовались при выборе своей образовательной программы? Как вы собственно решили стать психологами?

Марина: Я вообще хотела стать учителем, работать с детьми, давать им знания. Долгое время хотела поступать на педагогическое. Но к концу 9 класса я начала бояться: "А что если мне не понравится? Я застряну там на всю жизнь! Мне что, придётся делать то, что мне не нравится?". Уже тогда я была знакома с профессией школьного и психолога и решила, что это может быть неплохим стартом: начну со школы, если не понравится – уйду, а понравится – получу второе высшее. В тот момент для меня очень важной оказалась поддержка родителей: они согласились, что это решение было разумным и отметили, что первое образование в области психологии – хорошая база для последующих высших.

Сейчас я думаю в сторону event-менеджмента. Мой главный интерес – психология организаторской деятельности, и я в принципе планирую применять это в своей будущей профессиональной жизни. Ещё очень интересуюсь культурой и культурными социальными отношениями в разных социумах. Так что ни разу не пожалела о своем выборе!

Кирилл: А про меня, наверное, стоит прежде всего сказать, что у меня первое образование – экономическое. Но уже обучаясь на экономическом факультете, я понял, что мне интересна немного другая сфера. Душой я всегда был в психологии! И когда я выбирал магистерскую программу, мне очень хотелось и не обесценить тот опыт, который я уже приобрел на экономфаке, и приобрести дополнительные знания, которые будут относиться к психологии, поэтому я выбрал бизнес-психологию. И на нашей программе всё просто уникальное – среда, преподаватели, уникальные люди со мной учатся… И я как раз имею уникальную возможность связать и экономику, и психологию, и множество организационных моментов. Это ли не прекрасно?

Есть ли у вас какие-то специальные пожелания для наших совсем юных коллег – будущих участников Школы, а также тех школьников, которые думают о поступлении на психологию?

Марина: Мне кажется, главное – не бояться! Ничего и никого!

Кирилл: Марина просто читает мои мысли! Это и впрямь важно понять: все, что здесь будет происходить, сделано исключительно для ребят. Учебная программа, внеучебная – все составлено так, чтобы наилучшим образом помочь ребятам достичь своих целей и заодно приятно провести время в компании единомышленников. Наши преподаватели и студенты, с которыми встретятся участники во время Весенней Психологической Школы, – это очень открытые и добрые суперпрофессионалы, которые сильно заинтересованы в том, чтобы дать всем максимально полезные навыки, помочь себя развить и самоопределиться, как-то больше понять себя и наилучшим образом разрешить те конфликты, с которыми они уже столкнулись, либо могут столкнуться в ближайшее время.  Все организаторы на 100% открыты общению и готовы помогать участникам. Наши знания, наши контакты, наши улыбки – все это в распоряжении ребят. Поэтому бояться абсолютно нечего!

Марина: А я бы ещё хотела пожелать жить сегодняшним днём, текущим моментом. Когда я сама была ещё только участницей Школы, многие из нас уже в четверг начали сильно грустить, потому что понимали, что пятница – последний день и в субботу мы все разъезжаемся. У нас были упаднические настроения – ой, да, мы никогда больше друг друга не увидим! Мы плакали, что же нам теперь делать? А-а-а, о-о-о… как же мы теперь вернёмся в нормальную жизнь? Поэтому вот мой главный совет – ловить момент, ловить то, что с тобой происходит здесь и сейчас! Получать кайф от лекций, от семинаров, от общения! 

 

Интервью: Тимофей Березнер

Фото: Елена Ленчукова