• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Грамотность в вопросах здоровья и ее роль в профилактике тревоги, депрессии и соматизации

Золотарева А. А.

В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Весенняя психологическая школа 2018

Седьмой год подряд студенты Департамента психологии НИУ ВШЭ проводят Весеннюю психологическую школу для старшеклассников со всей страны. Мы провели интервью с организаторами школы и попросили их рассказать о своем опыте и поделиться впечатлениями. О проекте, учебе в университете и не только рассказывают директор школы Марина Романова и руководитель учебной программы Кирилл Ольховик.

Какую задачу вы, как организаторы такого масштабного мероприятия, ставите перед собой как основную? Что должна и может дать ВПШ как участникам-школьникам, так и вам, её организаторам?

Кирилл: Вопрос самоопределения – краеугольный камень всего проекта. Помочь понять ребятам, кем они хотят быть, с какой профессиональной ролью себя соотносить, а также снизить тревогу перед ближайшим будущим – это то, на что направлена Весенняя Психологическая Школа. Также одна из главных наших задач – объяснить школьникам, что же из себя представляет психология, показать все ее многообразие и многогранность. Еще нам важно дать ребятам понять, что это не какая-то абстрактная штука, а конкретная наука – про знания, умения, навыки.

Марина: Да, важно показать им, что это не какая-то псевдонаучная выдумка, вечные диалоги на тему «У вас проблемы? Хотите поговорить о них?» или постижение тайн эфемерной и загадочной души. Это серьёзное изучение работы мозга, причем с помощью новейших технологий, это психологические знания, которые помогают и жить, и работать.

Кирилл: Не буду скрывать, есть и небольшая сверхзадача – ненавязчиво продемонстрировать, каким уникальным местом является Департамент психологии. Конечно, вся Вышка прекрасна, но наш Департамент и вовсе удивителен! Здесь собрались уникальные, креативные и талантливые люди, которые умеют и серьёзно учиться, и веселиться от души! И я сейчас не только про студентов. В целом, я бы сказал, что все мы здесь одна большая дружная семья и держимся друг за друга.

Для меня ВПШ – это ещё и замечательная возможность прокачать свои организаторские навыки, а также пообщаться с ребятами. Мне это важно не только потому, что я сам могу их чему-то научить, что-то показать, но и, что очень часто случается, я сам очень многому учусь у этих молодых и талантливых людей. Безусловно, общение с ними заряжает меня позитивными эмоциями и даёт надежды на светлое будущее наших образовательных учреждений.

Кирилл, вы являетесь руководителем учебной программы, можете ли вы приоткрыть завесу тайны – что конкретно ждёт школьников на ВПШ 2018?

Кирилл: Учебная программа Весенней Школы разделена на три трека, как и на нашей бакалаврской программе. Это когнитивная психология, социальная психология и психология личности. А вот в первый день будут семинары и лекции, посвященные введению в общую психологию. Также планируется междисциплинарный день, его основу составят занятия, которые сложно однозначно отнести к какому-либо одному из треков. Они, можно сказать, находятся на стыке дисциплин.

К тому же, у нас предусмотрена работа с проектами: наши участники будут делать исследования, теоретические и эмпирические. Весьма вероятно, что кому-то выпадет возможность разработать свой тренинг или даже поучаствовать в дебатах. Ребята будут презентовать результаты своей работы в последний день, чтобы показать, чему они научились и какие они вообще молодцы.

А сложно ли вам находить преподавателей? Или наоборот все рвутся, от первокурсника до руководителя департамента?

Марина: Всё очень сильно зависит от занятости конкретного человека. Бывает, что желание есть, но никак не получается. Наши преподаватели часто очень загружены, поэтому у них отнюдь не всегда получается найти время, чтобы прочитать дополнительную лекцию школьникам. Но всё же они всегда очень стараются его отыскать. Зато студенты занимают весьма активную позицию и всячески стремятся присоединиться к школе, они разрабатывают и присылают нам свои программы. Конкурс есть, поэтому мы имеем возможность выбирать лучших из лучших!

А за самыми крутыми преподавателями нашего Департамента действительно разворачивается охота. Но с другой стороны, для участников школы это такой своеобразный стимул потом поступать к нам, ведь если не смогли послушать на Школе, то смогут услышать их во время обучения. Лекторы у нас и в самом деле замечательные, а курсы у всех уникальные и чрезвычайно захватывающие.

Наверняка есть и темная сторона. Часто ли на Школе возникают проблемы и как с ними бороться? 

Марина: Я бы не назвала это «тёмной стороной». Проблемы бывают всегда. Вот, к примеру, в прошлом году у нас действительно случилось ЧП – лектор совершенно неожиданно и без предупреждения не пришёл на занятие, которое должен был провести. Представьте, что школьники уже сидят в аудитории и готовы вгрызаться в гранит науки, а преподавателя-то и нет. Мы, честно говоря, не ожидали такого подвоха, и нам пришлось в очень срочном порядке искать лектора на замену. В этом году из этого положения мы решили выйти так: совместно с Кириллом разработали альтернативную запасную программу, так что под рукой будет занятие, которое можно сразу поставить на замену, а преподавателям мы будем напоминать накануне, на случай, если у кого-то вдруг поменяются планы. Кажется, мы придумали, как подстраховаться и предвосхитить любое происшествие!

Кирилл: Хаа, темная сторона… В этом году ребят и правда ожидает возможность вступить на темную сторону, но это мы пока оставим в секрете (улыбается).

А если серьезно, то да, время от времени проблемы возникают во время проведения школы, это правда так, но здесь все четко: рефлексия отодвигается на вечерние планерки, а в момент трудности все дружно приступают к тому, чтобы эту проблему решить. И в этом я вижу большой плюс той атмосферы, которую удалось создать благодаря Марине и всем организаторам: нас и правда много, мы разные, и несовпадения точек зрения тоже есть, но мы всегда помним, для кого проводится это мероприятие и чьи интересы здесь ставятся превыше всего. Это наши участники, конечно. Кстати, вспоминается случай из прошлого года, когда наши участники в один из последних дней сделали нам, организаторам, подарок. Это было очень мило. И дело, конечно, не в самом подарке, а в том взаимодействии, что завязалось у нас с ребятами и которое подтолкнуло их на этот очень искренний поступок.

Марина, вы стали директором школы будучи ещё первокурсницей. Не страшно ли было? Как менялись Ваши самоощущения в первый год и сейчас?

Марина: Ещё недавно я и сама была ещё участницей ВПШ, так что во многом психфак для меня был уже знакомым и даже родным местом. Вот бояться мне точно было некого и нечего. И мы ведь не просто так уже говорили о радушии, здесь и в самом деле все всегда готовы прийти на помощь, поддержать, сориентировать, как и что лучше сделать, если у тебя у самого пока ещё не было необходимого опыта.

А сейчас я владею организаторскими навыками уже гораздо лучше. Не зря же мы здесь учимся? Весь мой учебный опыт, все дополнительные курсы и посещённые факультативы, опыт работы на самой школе – всё это очень даже пригодилось и, я думаю, ещё не раз пригодится. Теперь я без ложной скромности могу сказать, что у меня получается организовать работу своей команды наиболее эффективным образом, с лучшим результатом, которого можно достичь.

Вы ведь ещё состоите в Студсовете факультета? Удаётся ли применять свои организаторские способности, приобретенные на ВПШ, в работе Студсовета и наоборот?

Марина: Это не столько способности, сколько навыки работы в команде. Ещё один навык – это умение слушать других людей. Зачастую многие заседания сильно затягиваются и проходят непродуктивно по той простой причине, что люди не умеют чётко и ёмко высказывать своим мысли, много распыляются. Поэтому следующий по важности навык, который я использую и в ВПШ, и в Студсовете, это умение кратко, отчётливо и ясно выразить свою мысль. Как только ты начинаешь растекаться мыслию по древу, она из короткой и ёмкой превращается в выступление на час.

Важно уметь правильно распределять свою нагрузку и очень чётко понимать, сколько времени у тебя есть. Как бы сильно нам не хотелось, но в сутках больше часов не будет.

Как вы успеваете не просто организовывать одно из самых масштабных мероприятий на факультете, работать в Студсовете, но при этом ещё и хорошо учиться?

Марина: Я бы не сказала, что организаторская деятельность очень сильно мешает учёбе. У меня есть надёжная команда, на которую я могу положиться. Если я говорю, что нужно сделать что-то вот этому конкретному человеку, я абсолютно уверена, что он это сделает. И это очень круто, когда отношения внутри команды построены на взаимном доверии и уверенности друг в друге.

Работа секретаря, конечно, не из лёгких и занимает много времени, но в моём случае она уже достаточно автоматизирована. У меня есть шаблоны протоколов на все случаи жизни и зачастую мне нужно просто подвести итоги проведенного голосования и забить цифры и слова в уже существующие шаблоны, чтобы выслать протоколы в большой Студсовет.

Но иногда действительно бывает сложно – ведь важно уметь правильно распределять свою нагрузку и очень чётко понимать, сколько времени у тебя есть. Как бы сильно нам не хотелось, но в сутках больше часов не будет, и определённое количество из них в любом случае придется тратить на сон, еду и прочее. Но всегда есть время, которое вроде занято, а с другой стороны его можно параллельно использовать для других целей. Самый очевидный пример – почти все мы примерно час тратим на дорогу, и в этот час можно почитать, поучиться, порешать личные проблемы или даже заняться какими-то делами относительно ВПШ. То есть в принципе ключ к успеху – это планирование.

Кирилл: И самоорганизация. Как любит говорить мой любимый преподаватель Владимир Артурович Штроо: «Недостаток времени – это всего лишь результат неправильной организации своей деятельности». А вообще, хоть Марина уже и сказала, я не могу не повторить: очень сильно помогает команда. Ребята искренне заинтересованы в том, чтобы сделать реально круто и выдают невероятные идеи, очень сильно помогают с организацией.

Планируете ли вы в будущем продолжать работать над аналогичными образовательными проектами? Сохранится ли рвение и хватит ли желания и времени?

Марина: Очень даже планирую. Сейчас в Вышке появилась замечательная студенческая организация «Еду учиться» и, в основном, она специализируется на организации профильных школ для абитуриентов, которые хотят поступить на факультет социальных наук. Там аудитория такая же, как у нас, – старшие школьники. А я в принципе очень заинтересована в работе с детьми. Мне нравится организаторская деятельность, поэтому я решила, что я буду продолжать работу не только над ВПШ, но и в других образовательных проектах Вышки.

Кирилл: Аналогичная ситуация. Почему я собственно оказался в учебной программе Весенней психологической школы? Потому что мне очень интересно работать с социальными проектами, которые направлены на образование. Социальное предпринимательство – это то, к чему я стремлюсь, именно поэтому я обучаюсь на магистерской программе «Психология в бизнесе» Факультета социальных наук. Наша программа совмещает поле деятельности организационной психологии и экономики – можно же её пропиарить? Короче, мы здесь все не зря!

Полученные в университете знания и приобретенные навыки как-то вам помогают в организации этой деятельности?

Кирилл: Безусловно! Всё, что мы здесь освоили, очень помогает. Например, решать конфликтные ситуации. Даже не просто решать, а не допускать их. И получается это во многом исключительно благодаря тем знаниям, которые мы тут уже получили из области психологии. У меня буквально сейчас проходит курс лекций-дисциплин, направленных на решение комплексных проблем в условиях неопределенности. И прямо оттуда можно брать огромный инструментарий и выгружать в свою деятельность, сразу же применять. Также у нас проходят постоянные мастер-классы разных бизнес-тренеров, HR-консультантов. Для меня Вышка в этом плане – это про гибкость и умение работать с информацией, про желание освоить что-то новое. Информации ты получаешь ровно столько, сколько сам стремишься получить. Тебе дают знания, но и ты не сидишь на месте: размышляешь над темой, задаешь вопросы, на что-то пытаешься взглянуть под другим углом и применить в других сферах. Много нового, кстати, я узнаю, просто начав самостоятельно изучать фрагмент реплики или книги, которая вскользь упоминалась преподавателем на занятии. Именно такому подходу к учебе я хочу научить и ребят, которые приедут на ВПШ.

Марина: А я могу добавить, что мы отрабатываем ещё и навыки коммуникации, которые призваны налаживать хорошие отношения и в коллективе организаторов, и с участниками. Это на самом деле очень сложная система взаимоотношений: организатор чётко понимает, что он всего-то на один, на два и в исключительных случаях на три года старше участников. Но при этом он должен сохранять тонкую грань отношений «организатор – участник», не переходить, с одной стороны, на какие-то приказные отношения, а, с другой – на панибратство. И я должна сказать, что все организаторы очень успешно с этим справляются, что во многом можно объяснить тем, что все мы учимся на психологов.

Кирилл: Да, конечно! Школа, разумеется, способствует оттачиванию тех навыков, которые мы получили в стенах Высшей школы экономики на занятиях. Однозначно, это отличная площадка для реализации своего потенциала – и психологического, и организационного, и творческого! 

Вышка в этом плане – это про гибкость и умение работать с информацией, про желание освоить что-то новое. Информации ты получаешь ровно столько, сколько сам стремишься получить.

Чем вы руководствовались при выборе своей образовательной программы? Как вы собственно решили стать психологами?

Марина: Я вообще хотела стать учителем, работать с детьми, давать им знания. Долгое время хотела поступать на педагогическое. Но к концу 9 класса я начала бояться: "А что если мне не понравится? Я застряну там на всю жизнь! Мне что, придётся делать то, что мне не нравится?". Уже тогда я была знакома с профессией школьного и психолога и решила, что это может быть неплохим стартом: начну со школы, если не понравится – уйду, а понравится – получу второе высшее. В тот момент для меня очень важной оказалась поддержка родителей: они согласились, что это решение было разумным и отметили, что первое образование в области психологии – хорошая база для последующих высших.

Сейчас я думаю в сторону event-менеджмента. Мой главный интерес – психология организаторской деятельности, и я в принципе планирую применять это в своей будущей профессиональной жизни. Ещё очень интересуюсь культурой и культурными социальными отношениями в разных социумах. Так что ни разу не пожалела о своем выборе!

Кирилл: А про меня, наверное, стоит прежде всего сказать, что у меня первое образование – экономическое. Но уже обучаясь на экономическом факультете, я понял, что мне интересна немного другая сфера. Душой я всегда был в психологии! И когда я выбирал магистерскую программу, мне очень хотелось и не обесценить тот опыт, который я уже приобрел на экономфаке, и приобрести дополнительные знания, которые будут относиться к психологии, поэтому я выбрал бизнес-психологию. И на нашей программе всё просто уникальное – среда, преподаватели, уникальные люди со мной учатся… И я как раз имею уникальную возможность связать и экономику, и психологию, и множество организационных моментов. Это ли не прекрасно?

Есть ли у вас какие-то специальные пожелания для наших совсем юных коллег – будущих участников Школы, а также тех школьников, которые думают о поступлении на психологию?

Марина: Мне кажется, главное – не бояться! Ничего и никого!

Кирилл: Марина просто читает мои мысли! Это и впрямь важно понять: все, что здесь будет происходить, сделано исключительно для ребят. Учебная программа, внеучебная – все составлено так, чтобы наилучшим образом помочь ребятам достичь своих целей и заодно приятно провести время в компании единомышленников. Наши преподаватели и студенты, с которыми встретятся участники во время Весенней Психологической Школы, – это очень открытые и добрые суперпрофессионалы, которые сильно заинтересованы в том, чтобы дать всем максимально полезные навыки, помочь себя развить и самоопределиться, как-то больше понять себя и наилучшим образом разрешить те конфликты, с которыми они уже столкнулись, либо могут столкнуться в ближайшее время.  Все организаторы на 100% открыты общению и готовы помогать участникам. Наши знания, наши контакты, наши улыбки – все это в распоряжении ребят. Поэтому бояться абсолютно нечего!

Марина: А я бы ещё хотела пожелать жить сегодняшним днём, текущим моментом. Когда я сама была ещё только участницей Школы, многие из нас уже в четверг начали сильно грустить, потому что понимали, что пятница – последний день и в субботу мы все разъезжаемся. У нас были упаднические настроения – ой, да, мы никогда больше друг друга не увидим! Мы плакали, что же нам теперь делать? А-а-а, о-о-о… как же мы теперь вернёмся в нормальную жизнь? Поэтому вот мой главный совет – ловить момент, ловить то, что с тобой происходит здесь и сейчас! Получать кайф от лекций, от семинаров, от общения! 

 

Интервью: Тимофей Березнер

Фото: Елена Ленчукова