• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Роль культурной идентичности в восприятии элементов храмовой архитектуры

Галяпина В. Н., Киселева Н. А., Аполлонов И. А.

Человек. 2024. Т. 35. № 5. С. 145-163.

Глава в книге
Unraveling the Complexities of Motor Imagery and Its Impact on the Brain's Capabilities
В печати

Perevoznyuk G., Ragimova A., Батов А. А. et al.

In bk.: 2024 Sixth International Conference Neurotechnologies and Neurointerfaces (CNN). IEEE, 2024. P. 140 - 143.

Препринт
CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES

Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.

Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024

Прикладная социальная психология в североамериканских университетах

18 мая на факультете психологии с докладом “Развитие программ “Прикладная социальная психология” в североамериканских университетах” выступил профессор В.И. Чирков (Университет Саскатчевана, Канада).

Профессор – наш бывший соотечественник, в течение 9 лет живет и работает в Канаде. На факультет психологии ГУ-ВШЭ он приезжает уже второй раз для обмена опытом со своими коллегами. Также профессор давно и продуктивно сотрудничает с Лабораторией социально-психологических исследований под руководством Н.М. Лебедевой.

В своем докладе В.И. Чирков осветил содержательные и организационные аспекты магистерских программ по прикладной социальной психологии, реализуемых в Канаде. Основное направление подготовки прикладных социальных психологов – program evaluation – оценка эффективности различных социальных программ, в том числе экономической эффективности. Поле деятельности при этом очень широко. В качестве примеров профессор В.И. Чирков привел следующие области, в которых могут реализовать себя социальные психологи: изучение экономического и потребительского поведения, психология бизнеса и организаций, психология здоровья и спорта, психология межэтнических отношений и адаптации мигрантов, изучение проявлений агрессии в обществе (от агрессивного вождения на дорогах до реабилитации осужденных), психология окружающей среды и утилизационного поведения, политическая психология и психология медиа, психология виртуального мира (Интернет, социальные сети, он-лайн игры). Профессор пояснил, что быть социальным психологом не значит абстрагироваться от индивида и переключить внимание на общество и социальные отношения. Наоборот, социальный психолог смотрит на индивида через призму культурных, экономических, социальных, межличностных отношений. По мнению профессора, мы не можем помочь индивиду, если не знаем, как работает общество, поэтому главная задача социального психолога – познать – и помочь другому.

Программы по прикладной социальной психологии органично сочетают в себе теорию и практику. Подготовка социальных психологов включают в себя три основных компонента: общие дисциплины, направленные на развитие понимания социально-психологических процессов, обучение методологии социально-психологических исследований с упором на качественные методы исследования, специальные дисциплины (социальная психология здоровья, этнопсихология и т.д.). Очень важную часть процесса обучения занимает практикум. Студенты занимаются реальными проектами, набираются опыта. Обучение на таких программах занимает два года, студенты должны пройти 6 курсов, пройти практику и написать магистерскую диссертацию. По словам профессора В. Чиркова, спрос на выпускников таких программ в Канаде очень высок, т.к. государство заинтересовано в том, чтобы запускаемые социальные программы эффективно работали, и деньги из бюджета были использованы разумно.

И наконец, самое интересное. Как все это применимо для России? Коллектив факультета психологии ГУ-ВШЭ в настоящее время занимается разработкой аналогичной магистерской программы по прикладной социальной психологии. При этом программа будет максимально приближена к североамериканским стандартам подготовки таких специалистов. Предполагается также ввести курсы на английском языке, которые будут читать приглашенные преподаватели из зарубежных университетов. Главная задача при этом – создание широкого поля возможностей для студентов как в плане академической карьеры, там и в приложении сил на практике. Выпускники такой программы должны иметь возможность поступить в аспирантуру по данной специальности в любой университет мира. Правительство России также, предположительно, будет заинтересовано в выпускниках данной программы как оценщиках эффективности вложения денег в социальные программы. В нашей стране это направление только начинает зарождаться, и у нашего факультета есть все шансы стать лучшим в этой области, при условии активного взаимодействия с зарубежными коллегами.

Ольга Павленко