• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России

Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А. и др.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Мы живём в потоке разных случайных и неслучайных событий и наша задача — научиться в этом потоке существовать

Продолжаем знакомство с новыми сотрудниками департамента психологии. Интервью с Марией Чумаковой, доцентом департамента психологии НИУ ВШЭ.

Расскажите о Ваших научно-исследовательских интересах и планах

На протяжении более чем десяти лет я занимаюсь исследованиями выбора и принятия решений. Данная исследовательская тема была выбрана мною на 4 курсе в качестве темы курсовой работы и продолжает интересовать меня до настоящего времени. Исследования принятия решения человеком, на мой взгляд, методологически могут являться одной из “критических” точек психологической науки, которая позволяет максимально полно осуществлять взаимодействие различных дисциплин знания (внутри психологии и за ее пределами), т.к. именно акты выбора являются, в некотором смысле, наивысшим проявлением активности человека как субъекта собственной жизни.

На сегодняшний день меня в первую очередь интересует анализ роли индивидуальных различий в том, как люди принимают решения, как их индивидуальность воплощается в жизнь через совершенные выборы. В современных исследованиях аспект индивидуальных различий в объяснении процессов принятия решений представлен очень узко, что, на мой взгляд, требует восполнения. При этом меня очень интересует проблема преодоления человеком неопределенности жизни, которая требует этих решений. Я считаю, что мы живём в потоке разных случайных и неслучайных событий и наша задача - научиться в этом потоке существовать, реализовывать себя, научиться не бояться встречаться с этой неопределённостью, случайностью, непрогнозируемостью и т.п. В этом контексте мне очень интересны современные исследования когнитивной науки, которая дает модели объяснения познавательных процессов человека. В настоящее время я работаю над модельными представлениями и экспериментальными исследованиями, в рамках которых удалось бы соединить современные представления о функционировании человеческого познания с идеями о личностной регуляции выбора.

Первое впечатление от ВШЭ/департамента психологии?

Из того что я увидела, ВШЭ ориентирована на мировые стандарты обучения, и это очень правильно и разумно, потому что в психологии отставание образовательного процесса от современных достижений в целом очень большое. Вышка пытается этот разрыв ликвидировать и старается давать студентам максимально актуальную информацию. Такая ориентировка стимулирует собственное развитие, позволяет и мне, как преподавателю, осваивать что-то новое, открывать новые горизонты.

Важно как первое впечатление отметить прозрачность и открытость взаимодействия внутри ВШЭ. Культура коммуникации, доброжелательность сотрудников и доступность информации (как профессиональной, так и организационной, связанной с расчетами нагрузки, зарплаты и т.п.) создает, на мой взгляд, весьма позитивную среду, способствующую продуктивному профессиональному взаимодействию.

С точки зрения обеспечения образовательного процесса на меня произвело впечатление рациональное удобство «бытовых» условий преподавателя: возможность использования различных электронных инструментов, технических средств и т.п. Доступность и легкость использования этих инструментов создает для меня,как преподавателя, возможности улучшения методики преподавания, возможности расширения средств обучения и т.д.

Чему Вы хотели бы научить своих студентов?

Мне бы хотелось научить студентов с любопытством относиться ко всему, что происходит в их жизни (не только профессиональной, но и личной). Изучение психологии, на мой взгляд, не может находиться в «разрыве» с реальной жизнью человека, и мне бы очень хотелось помочь студентам увидеть и узнать реализацию тех закономерностей, о которых мы говорим в аудитории, в повседневных событиях. Также одной из своих педагогических задач я считаю развитие критического мышления студентов. Умение самостоятельно мыслить, делать выводы, компетентно относиться к различным фактам – одно из основных достижений и инструментов современного человека, и я считаю очень важным развитие этого умения в процессе обучения в высшей школе. Помимо таких «глобальных» задача, мне бы хотелось передать студентом собственный интерес и любовь к конкретной области знания – психологии. Я искренне считаю, что психология – очень интересная наука, и надеюсь, что мне удастся показать это тем, кто выбрал данное профессиональное поле для обучения.