• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Weight Perturbations for Simulating Virtual Lesions in a Convolutional Neural Network

MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.

Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.

Глава в книге
The Noëtic Orientations Test (NOT): A Multiscale Russian Modification of the Purpose-in-Life Test

Leontiev D., Osin E.

In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.

Препринт
CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES

Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.

Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024

ВШЭ – очень живое место, где каждый, кто интересуется психологией, может для себя найти, чем заняться

В 2015 году в НИУ ВШЭ начала свою работу Софья Кимовна Нартова-Бочавер, доктор психологических наук, профессор. Софья Кимовна занимается изучением таких интересных направлений, как  психология суверенности, психология справедливости и морали. Мы взяли у Софьи Кимовны небольшое интервью, в котором попросили ее рассказать подробнее об ее научных интересах и планах на ближайший год.
Расскажите о Ваших научно-исследовательских интересах и планах?

Поскольку психология – моя единственная профессия, мне много чем в ней приходилось заниматься: исследованиями, консультированием детей, взрослых, семей, психологической журналистикой в самых причудливых форматах, а также – преподаванием весьма различных дисциплин, среди которых психология личности, дифференциальная психология, основы консультирования, детская и возрастная психология, психология семьи, история психологии, психология среды. У меня много книг по этим предметам.

К счастью, слово «интерес» в Вашем вопросе ключевое – все это было и продолжает оставаться интересным. Ну а если остановиться на том, чем я планирую заниматься в ближайшее время, то это в основном исследования, которые, конечно же, будут отражены и в моей преподавательской практике. Их можно условно объединить в три группы. Первая – это продолжение разработки персонологического направления, которое я сама и создала, психологии суверенности и эмпирической личности. Оно обрело многих поклонников в нашей стране (я бы даже назвала его давно неформально существующей научной школой), я провожу исследования, уточняющие природу психологической суверенности как феномена границ, и это стоит в моих планах. Следующее направление – это психология справедливости и морали. В этой области я провожу исследования, посвященные вере в справедливый мир и чувствительности к справедливости – явлениям, предложенным к изучению известными немецкими исследователями Клаудией Дальберт и Манфредом Шмиттом. Здесь мной и моими учениками получено много новых, ярких данных, и мы также не будем останавливаться на достигнутом. И наконец третье направление – это психология среды, которой последнее время я уделяю очень много сил. В основном в рамках проекта РНФ мы изучаем дом, жилище, домашнюю среду как определяющий фактор социализации и развития личности (это уже подтверждено вполне надежными данными). Однако есть в планах также изучение диалога с природной средой.

Все эти направления только на первый взгляд кажутся разрозненными. После первого исследовательского «среза» я подхожу к вопросу о том, зачем это нужно человеку в его бытии, мешает или помогает. То есть сквозная идея, объединяющая все мои исследования – поиск естественных способов стихийной самоподдержки и саморегуляции личности. В ближайшее время, видимо, я буду больше заниматься психологией различных жизненных сред человека, потому что пока эта научная ниша «обжита» недостаточно.

Каким было Ваше первое впечатление от НИУ ВШЭ, департамента психологии?

Это, в общем, достаточно недавнее впечатление, мне кажется, что ВШЭ – очень живое место, где каждый, кто интересуется психологией, может для себя найти чем заняться и что изучить. Мне нравится полипарадигмальность и научная демократичность нашего департамента. А также открытость к новым опытам, направлениям, идеям. И, как мне кажется, здесь практикуется то, чему я учу теоретически – дифференциально-психологический подход ко всем очень разным студентам и исследователям, я бы сказала, возможность эквифинальности и компенсации в действии. В самом деле, достигнуть успеха может любой студент (храбрый получает свой балл за ответ, робкий – за дисциплину, исполнительность, креативность), то же самое и с преподавателями, которые могут выработать свой собственный профессиональный стиль с различными доминантами – на преподавании, исследованиях, тьюторстве. Возможности есть, они создаются и пропагандируются. Лично мне также нравится стимулирование к развитию, что особенно важно для взрослых людей, особенно с высоким статусом – как говорил Марк Аврелий, «не дать окрасить себя в пурпур».

Чему Вы хотели бы научить своих студентов?

Не бояться науки и помнить о том, что психология рождается из практики бытия и в нее же должна вернуться. Студенты из моего последнего университета в своем прощальном письме трогательно написали, что на своих лекциях я «изменяла жизнь студентов к лучшему». Мне бы хотелось, чтобы ученики понимали, что могут воспользоваться психологическим знанием для изменения к лучшему мира и вокруг себя, и внутри, а еще – что хорошо бы удерживать баланс между этими процессами.