• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна
Заместитель руководителя Кургинян Сергей Сергеевич
Статья
Конструирование и апробация семантического дифференциала "Волевой человек"

Смирнова О. Ю., Серкин В. П.

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 210-222.

Глава в книге
Работа с личностными изменениями, связанными с переломными жизненными событиями

Назина Е. Д., Фам А. Х.

В кн.: Сетевое научно-практическое издание "Антология российской психотерапии и психологии". Антология всемирной психотерапии. Специальный выпуск "Психотерапия в помощи гражданам, семьям, коллективам, всему обществу во всемя пандемии": Материалы Онлайн преконгресса Девятого всемирного конгресса по психотерапии «Дети. Общество. Будущее – Планета психотерапии» (Москва, 24 июня – 29 июня 2020). М.: РМАНПО, 2020. С. 232-232.

Препринт
Models Of The Dialogical Achievement Of The I’s Self-Identity

Starovoytenko E. B.

Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2020. No. WP BRP 117/PSY/2020.

ВШЭ – очень живое место, где каждый, кто интересуется психологией, может для себя найти, чем заняться

В 2015 году в НИУ ВШЭ начала свою работу Софья Кимовна Нартова-Бочавер, доктор психологических наук, профессор. Софья Кимовна занимается изучением таких интересных направлений, как  психология суверенности, психология справедливости и морали. Мы взяли у Софьи Кимовны небольшое интервью, в котором попросили ее рассказать подробнее об ее научных интересах и планах на ближайший год.
Расскажите о Ваших научно-исследовательских интересах и планах?

Поскольку психология – моя единственная профессия, мне много чем в ней приходилось заниматься: исследованиями, консультированием детей, взрослых, семей, психологической журналистикой в самых причудливых форматах, а также – преподаванием весьма различных дисциплин, среди которых психология личности, дифференциальная психология, основы консультирования, детская и возрастная психология, психология семьи, история психологии, психология среды. У меня много книг по этим предметам.

К счастью, слово «интерес» в Вашем вопросе ключевое – все это было и продолжает оставаться интересным. Ну а если остановиться на том, чем я планирую заниматься в ближайшее время, то это в основном исследования, которые, конечно же, будут отражены и в моей преподавательской практике. Их можно условно объединить в три группы. Первая – это продолжение разработки персонологического направления, которое я сама и создала, психологии суверенности и эмпирической личности. Оно обрело многих поклонников в нашей стране (я бы даже назвала его давно неформально существующей научной школой), я провожу исследования, уточняющие природу психологической суверенности как феномена границ, и это стоит в моих планах. Следующее направление – это психология справедливости и морали. В этой области я провожу исследования, посвященные вере в справедливый мир и чувствительности к справедливости – явлениям, предложенным к изучению известными немецкими исследователями Клаудией Дальберт и Манфредом Шмиттом. Здесь мной и моими учениками получено много новых, ярких данных, и мы также не будем останавливаться на достигнутом. И наконец третье направление – это психология среды, которой последнее время я уделяю очень много сил. В основном в рамках проекта РНФ мы изучаем дом, жилище, домашнюю среду как определяющий фактор социализации и развития личности (это уже подтверждено вполне надежными данными). Однако есть в планах также изучение диалога с природной средой.

Все эти направления только на первый взгляд кажутся разрозненными. После первого исследовательского «среза» я подхожу к вопросу о том, зачем это нужно человеку в его бытии, мешает или помогает. То есть сквозная идея, объединяющая все мои исследования – поиск естественных способов стихийной самоподдержки и саморегуляции личности. В ближайшее время, видимо, я буду больше заниматься психологией различных жизненных сред человека, потому что пока эта научная ниша «обжита» недостаточно.

Каким было Ваше первое впечатление от НИУ ВШЭ, департамента психологии?

Это, в общем, достаточно недавнее впечатление, мне кажется, что ВШЭ – очень живое место, где каждый, кто интересуется психологией, может для себя найти чем заняться и что изучить. Мне нравится полипарадигмальность и научная демократичность нашего департамента. А также открытость к новым опытам, направлениям, идеям. И, как мне кажется, здесь практикуется то, чему я учу теоретически – дифференциально-психологический подход ко всем очень разным студентам и исследователям, я бы сказала, возможность эквифинальности и компенсации в действии. В самом деле, достигнуть успеха может любой студент (храбрый получает свой балл за ответ, робкий – за дисциплину, исполнительность, креативность), то же самое и с преподавателями, которые могут выработать свой собственный профессиональный стиль с различными доминантами – на преподавании, исследованиях, тьюторстве. Возможности есть, они создаются и пропагандируются. Лично мне также нравится стимулирование к развитию, что особенно важно для взрослых людей, особенно с высоким статусом – как говорил Марк Аврелий, «не дать окрасить себя в пурпур».

Чему Вы хотели бы научить своих студентов?

Не бояться науки и помнить о том, что психология рождается из практики бытия и в нее же должна вернуться. Студенты из моего последнего университета в своем прощальном письме трогательно написали, что на своих лекциях я «изменяла жизнь студентов к лучшему». Мне бы хотелось, чтобы ученики понимали, что могут воспользоваться психологическим знанием для изменения к лучшему мира и вокруг себя, и внутри, а еще – что хорошо бы удерживать баланс между этими процессами.