Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.
Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.
Leontiev D., Osin E.
In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
Поскольку психология – моя единственная профессия, мне много чем в ней приходилось заниматься: исследованиями, консультированием детей, взрослых, семей, психологической журналистикой в самых причудливых форматах, а также – преподаванием весьма различных дисциплин, среди которых психология личности, дифференциальная психология, основы консультирования, детская и возрастная психология, психология семьи, история психологии, психология среды. У меня много книг по этим предметам.
К счастью, слово «интерес» в Вашем вопросе ключевое – все это было и продолжает оставаться интересным. Ну а если остановиться на том, чем я планирую заниматься в ближайшее время, то это в основном исследования, которые, конечно же, будут отражены и в моей преподавательской практике. Их можно условно объединить в три группы. Первая – это продолжение разработки персонологического направления, которое я сама и создала, психологии суверенности и эмпирической личности. Оно обрело многих поклонников в нашей стране (я бы даже назвала его давно неформально существующей научной школой), я провожу исследования, уточняющие природу психологической суверенности как феномена границ, и это стоит в моих планах. Следующее направление – это психология справедливости и морали. В этой области я провожу исследования, посвященные вере в справедливый мир и чувствительности к справедливости – явлениям, предложенным к изучению известными немецкими исследователями Клаудией Дальберт и Манфредом Шмиттом. Здесь мной и моими учениками получено много новых, ярких данных, и мы также не будем останавливаться на достигнутом. И наконец третье направление – это психология среды, которой последнее время я уделяю очень много сил. В основном в рамках проекта РНФ мы изучаем дом, жилище, домашнюю среду как определяющий фактор социализации и развития личности (это уже подтверждено вполне надежными данными). Однако есть в планах также изучение диалога с природной средой.
Все эти направления только на первый взгляд кажутся разрозненными. После первого исследовательского «среза» я подхожу к вопросу о том, зачем это нужно человеку в его бытии, мешает или помогает. То есть сквозная идея, объединяющая все мои исследования – поиск естественных способов стихийной самоподдержки и саморегуляции личности. В ближайшее время, видимо, я буду больше заниматься психологией различных жизненных сред человека, потому что пока эта научная ниша «обжита» недостаточно.
Каким было Ваше первое впечатление от НИУ ВШЭ, департамента психологии?
Это, в общем, достаточно недавнее впечатление, мне кажется, что ВШЭ – очень живое место, где каждый, кто интересуется психологией, может для себя найти чем заняться и что изучить. Мне нравится полипарадигмальность и научная демократичность нашего департамента. А также открытость к новым опытам, направлениям, идеям. И, как мне кажется, здесь практикуется то, чему я учу теоретически – дифференциально-психологический подход ко всем очень разным студентам и исследователям, я бы сказала, возможность эквифинальности и компенсации в действии. В самом деле, достигнуть успеха может любой студент (храбрый получает свой балл за ответ, робкий – за дисциплину, исполнительность, креативность), то же самое и с преподавателями, которые могут выработать свой собственный профессиональный стиль с различными доминантами – на преподавании, исследованиях, тьюторстве. Возможности есть, они создаются и пропагандируются. Лично мне также нравится стимулирование к развитию, что особенно важно для взрослых людей, особенно с высоким статусом – как говорил Марк Аврелий, «не дать окрасить себя в пурпур».
Чему Вы хотели бы научить своих студентов?
Не бояться науки и помнить о том, что психология рождается из практики бытия и в нее же должна вернуться. Студенты из моего последнего университета в своем прощальном письме трогательно написали, что на своих лекциях я «изменяла жизнь студентов к лучшему». Мне бы хотелось, чтобы ученики понимали, что могут воспользоваться психологическим знанием для изменения к лучшему мира и вокруг себя, и внутри, а еще – что хорошо бы удерживать баланс между этими процессами.