• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна
Заместитель руководителя Кургинян Сергей Сергеевич
Книга
THE 5TH INTERNATIONAL CONFERENCE BCI: SCIENCE AND PRACTICE. SAMARA 2019 ECOG based inverse modelling for decoding and eloquent cortex mapping

Bulgakova V., Lebedev M., Ossadtchi A.

Samara: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2019.

Статья
P51 Effect of stimulus orientation and intensity on short-interval intracortical inhibition (SICI) and facilitation (SICF)

Tugin S., Souza V. H., Nazarova M. et al.

Clinical Neurophysiology. 2020. Vol. 131. No. 4. P. e41.

Глава в книге
Решение психофизической проблемы за пределами реализма: о необходимости и невозможности смены парадигмы.

Ниненко И. С.

В кн.: Методология современной психологии. Вып. 11. Яр.: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2020. С. 252-260.

Препринт
Multimodal DTI-TMS assessment of the motor system in patients with chronic ischemic stroke

Nazarova M., Kulikova S., Piradov M. A. et al.

BioRxiv. http://dx.doi.org/. Cold Spring Harbor Laboratory, 2019. No. 2019.12.24.886754.

Искусство как исследовательский инструмент или Реабилитация пристрастного наблюдателя

Искусство и научное исследование традиционно принято противопоставлять. Раскол между этими двумя формами познания был заложен в Новое время и становился все более очевидным по мере формулировки критериев, которым должен соответствовать научный факт (вопроизводимость, проверяемость и пр.). Однако, в последнее время можно наблюдать взаимный интерес художников и исследователей к методам и результатам работы друг друга — причем, как в науках о природе, так и в науках о человеке. Одно из проявлений этого тренда — гибридная методология, включающая в себя как «традиционные», так и художественные методы.

Пониманию возможностей и перспектив такого подхода был посвящен первый Международный летний воркшоп, состоявшийся с 13 по 19 июля в Барселоне, в котором приняла участие преподаватель департамента психологии Анна Паукова (кафедры психологии личности).

Воркшоп был организован Esbrina Group — междисциплинарным исследовательским коллективом Университета Барселоны, который интегрирует в своей деятельности искусство, исследования и социальные интервенции. Основной предмет исследований группы — различные обучающие среды, однако спектр интересов весьма широк. В ее состав входят исследователи — специалисты в области педагогики, психологии, антропологии, социологии, философии, интернет-технологий, истории искусств и художники.

Важно отметить методологические постулаты, на которых строится деятельность коллектива:
1) конструирование способа познания объекта в ходе взаимодействия с ним;
2) применение нестандартных методов исследования, позволяющих получить информацию, которую неспособны уловить традиционные методы;
3) признание политической и ценностной окраски любого исследования, отказ от идеи нейтральности исследователя и внимание к рефлексии его позиции.

С 2013 г. Esbrina Group проводит ежегодную конференцию, посвященную возможностям интеграции художественных и научных методов, которая в 2017 г. имеет шанс состояться в Москве. Барселонский воркшоп был построен по следующему принципу: в первой половине дня приглашенные докладчики из Ирландии, Швеции, Великобритании, Италии, Финляндии рассказывали о реализованных ими проектах: целях, методах, способах активного включения участников в исследовательский процесс, специфике полученных данных и их анализе, социальной значимости.

Дублинский коллектив Vagabond Reviews рассказал об оригинальных проектах, выполненных в жанре партисипаторного исследования, подразумевающего активное сотрудничество участников и исследователей. Luca Palmas и Jose Morandi из Университета Генуи представили опыты разработок в области визуальной социологии и рассказали о процессе создания фильма о жизни подростковых банд Барселоны. Jen Tarr из Лондонской Школы Экономики посвятила участников в нюансы организации и реализации проекта, посвященного переживанию хронической боли. В ходе этого проекта люди, страдающие хроническими заболеваниями, получили возможность исследовать боль при помощи различных экспрессивных техник: фотографий, звуковых ландшафтов, body mapping и пр. В рамках цикла воркшопов, проводимых художниками, Catarina Player-Koro рассказала об опыте применения сетевой этнографии для исследования процесса внедрения технологических инноваций в шведских школах. Anniina Souminen (Университет Аальто) познакомила участников с одним из методов художественного исследования — автоэтнографией (когда исследователь выступает одновременно и как объект, и как субъект) — на примере рефлексии собственного опыта адаптации к жизни в двух странах одновременно.

Во второй половине дня участники имели возможность обсудить свои собственные исследовательские проекты, получив обратную связь от приглашенных лекторов.

Следующий воркшоп планируется провести летом 2016 г. в Бильбао.