Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.
СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
Acar S., Balayar B., Ozcelik H. N. et al.
Journal of Creative Behavior. 2024. Vol. 58. No. 4. P. 755-776.
В кн.: Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 6–8 декабря 2024 г.. Яр.: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2024. С. 245-249.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
Искусство и научное исследование традиционно принято противопоставлять. Раскол между этими двумя формами познания был заложен в Новое время и становился все более очевидным по мере формулировки критериев, которым должен соответствовать научный факт (вопроизводимость, проверяемость и пр.). Однако, в последнее время можно наблюдать взаимный интерес художников и исследователей к методам и результатам работы друг друга — причем, как в науках о природе, так и в науках о человеке. Одно из проявлений этого тренда — гибридная методология, включающая в себя как «традиционные», так и художественные методы.
Пониманию возможностей и перспектив такого подхода был посвящен первый Международный летний воркшоп, состоявшийся с 13 по 19 июля в Барселоне, в котором приняла участие преподаватель департамента психологии Анна Паукова (кафедры психологии личности).
Воркшоп был организован Esbrina Group — междисциплинарным исследовательским коллективом Университета Барселоны, который интегрирует в своей деятельности искусство, исследования и социальные интервенции. Основной предмет исследований группы — различные обучающие среды, однако спектр интересов весьма широк. В ее состав входят исследователи — специалисты в области педагогики, психологии, антропологии, социологии, философии, интернет-технологий, истории искусств и художники.
Важно отметить методологические постулаты, на которых строится деятельность коллектива:
1) конструирование способа познания объекта в ходе взаимодействия с ним;
2) применение нестандартных методов исследования, позволяющих получить информацию, которую неспособны уловить традиционные методы;
3) признание политической и ценностной окраски любого исследования, отказ от идеи нейтральности исследователя и внимание к рефлексии его позиции.
С 2013 г. Esbrina Group проводит ежегодную конференцию, посвященную возможностям интеграции художественных и научных методов, которая в 2017 г. имеет шанс состояться в Москве. Барселонский воркшоп был построен по следующему принципу: в первой половине дня приглашенные докладчики из Ирландии, Швеции, Великобритании, Италии, Финляндии рассказывали о реализованных ими проектах: целях, методах, способах активного включения участников в исследовательский процесс, специфике полученных данных и их анализе, социальной значимости.
Дублинский коллектив Vagabond Reviews рассказал об оригинальных проектах, выполненных в жанре партисипаторного исследования, подразумевающего активное сотрудничество участников и исследователей. Luca Palmas и Jose Morandi из Университета Генуи представили опыты разработок в области визуальной социологии и рассказали о процессе создания фильма о жизни подростковых банд Барселоны. Jen Tarr из Лондонской Школы Экономики посвятила участников в нюансы организации и реализации проекта, посвященного переживанию хронической боли. В ходе этого проекта люди, страдающие хроническими заболеваниями, получили возможность исследовать боль при помощи различных экспрессивных техник: фотографий, звуковых ландшафтов, body mapping и пр. В рамках цикла воркшопов, проводимых художниками, Catarina Player-Koro рассказала об опыте применения сетевой этнографии для исследования процесса внедрения технологических инноваций в шведских школах. Anniina Souminen (Университет Аальто) познакомила участников с одним из методов художественного исследования — автоэтнографией (когда исследователь выступает одновременно и как объект, и как субъект) — на примере рефлексии собственного опыта адаптации к жизни в двух странах одновременно.
Во второй половине дня участники имели возможность обсудить свои собственные исследовательские проекты, получив обратную связь от приглашенных лекторов.
Следующий воркшоп планируется провести летом 2016 г. в Бильбао.