• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России

Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А. и др.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Искусство как исследовательский инструмент или Реабилитация пристрастного наблюдателя

Искусство и научное исследование традиционно принято противопоставлять. Раскол между этими двумя формами познания был заложен в Новое время и становился все более очевидным по мере формулировки критериев, которым должен соответствовать научный факт (вопроизводимость, проверяемость и пр.). Однако, в последнее время можно наблюдать взаимный интерес художников и исследователей к методам и результатам работы друг друга — причем, как в науках о природе, так и в науках о человеке. Одно из проявлений этого тренда — гибридная методология, включающая в себя как «традиционные», так и художественные методы.

Пониманию возможностей и перспектив такого подхода был посвящен первый Международный летний воркшоп, состоявшийся с 13 по 19 июля в Барселоне, в котором приняла участие преподаватель департамента психологии Анна Паукова (кафедры психологии личности).

Воркшоп был организован Esbrina Group — междисциплинарным исследовательским коллективом Университета Барселоны, который интегрирует в своей деятельности искусство, исследования и социальные интервенции. Основной предмет исследований группы — различные обучающие среды, однако спектр интересов весьма широк. В ее состав входят исследователи — специалисты в области педагогики, психологии, антропологии, социологии, философии, интернет-технологий, истории искусств и художники.

Важно отметить методологические постулаты, на которых строится деятельность коллектива:
1) конструирование способа познания объекта в ходе взаимодействия с ним;
2) применение нестандартных методов исследования, позволяющих получить информацию, которую неспособны уловить традиционные методы;
3) признание политической и ценностной окраски любого исследования, отказ от идеи нейтральности исследователя и внимание к рефлексии его позиции.

С 2013 г. Esbrina Group проводит ежегодную конференцию, посвященную возможностям интеграции художественных и научных методов, которая в 2017 г. имеет шанс состояться в Москве. Барселонский воркшоп был построен по следующему принципу: в первой половине дня приглашенные докладчики из Ирландии, Швеции, Великобритании, Италии, Финляндии рассказывали о реализованных ими проектах: целях, методах, способах активного включения участников в исследовательский процесс, специфике полученных данных и их анализе, социальной значимости.

Дублинский коллектив Vagabond Reviews рассказал об оригинальных проектах, выполненных в жанре партисипаторного исследования, подразумевающего активное сотрудничество участников и исследователей. Luca Palmas и Jose Morandi из Университета Генуи представили опыты разработок в области визуальной социологии и рассказали о процессе создания фильма о жизни подростковых банд Барселоны. Jen Tarr из Лондонской Школы Экономики посвятила участников в нюансы организации и реализации проекта, посвященного переживанию хронической боли. В ходе этого проекта люди, страдающие хроническими заболеваниями, получили возможность исследовать боль при помощи различных экспрессивных техник: фотографий, звуковых ландшафтов, body mapping и пр. В рамках цикла воркшопов, проводимых художниками, Catarina Player-Koro рассказала об опыте применения сетевой этнографии для исследования процесса внедрения технологических инноваций в шведских школах. Anniina Souminen (Университет Аальто) познакомила участников с одним из методов художественного исследования — автоэтнографией (когда исследователь выступает одновременно и как объект, и как субъект) — на примере рефлексии собственного опыта адаптации к жизни в двух странах одновременно.

Во второй половине дня участники имели возможность обсудить свои собственные исследовательские проекты, получив обратную связь от приглашенных лекторов.

Следующий воркшоп планируется провести летом 2016 г. в Бильбао.