• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Зимняя школа для будущих магистрантов

Вчера завершилась первая в истории нашего факультета Зимняя школа по психологии для будущих (потенциальных) магистрантов

Школа, организованная при поддержке Управления развития магистерских программ НИУ ВШЭ, прошла в подмосковном Учебно-методическом центре "Голицыно". Представители каждой действующей на факультете психологии магистерской программы имели возможность в течение целого дня продемонстрировать свои самые конкурентные преимущества. Подробный отчет о работе школы ожидается в самом ближайшем будущем.

 

О зимней школе вам скажу…

Сейчас, когда Зимняя Школа отделена от меня только одним днём, очень трудно отбросить в сторону эмоции и рассказать обо всём последовательно и логично. Так что рассказ будет представлять собой отрывчатые воспоминания из этих пяти дней.

Первый же день удивил меня безупречной организацией –мы ни разу не сбились с графика работы, что является большой редкостью на подобных мероприятиях. В этот первый день мне запомнилось больше всего участие  в обсуждении проблематики инновационного психологического образования в России и за рубежом. Участники активно высказывали все свои жалобы на современный образовательный процесс, после чего ведущими (зав. кафедрой организационной психологии –Владимир Артурович Штроо и старший преподаватель кафедры –Елена Рафиковна Агадуллина) было предложено собраться в проектные группы, и сделать проект инновационной программы высшего образования –такой, которая бы разрешала все те проблемы, которые были вскрыты в ходе групповой работы. Так как всем участникам требовалось время для такой серьёзной заявки, то обсуждение было предложено перевести на следующий день. В назначенное время участники снова собрались для обсуждения своих проектов. Было любопытно наблюдать, как концу выступления предложенный проект, благодаря конструктивной критике и весьма изощрённым вопросам ведущих, приобретал более ясные очертания и «шлифовался». Осталось ощущение полного удовлетворения и собой, и окружающими. А это, как мне кажется, показатель профессионализма ведущих.  

Сейчас я скажу ещё об одном факторе, который заставлял всех участников быть всё время довольными происходящим. Этот фактор –атмосфера, которая царила в Школе. Совпадение в едином времени и месте стольких активных, увлечённых своим делом людей не могло не привести к положительной заряженности воздуха. Со всех сторон чувствовалась эта активность, желание думать, решать новые вопросы, формулировать проблемы, узнавать новое. И поэтому каждая групповая дискуссия, каждое выступление сопровождалось бурным обсуждением, каждый раз продолжавшимся до последней минуты запланированного времени, и прерывающимся только по необходимости.

Ещё одна особенность, которой мне запомнилась Школа –это поразительная глубина взаимодействия, до которой иногда доходило общение в группах во время мастер-классов и тренингов. Так, мастер класс по эмпатическому слушанию, который вели ведущий профессоры кафедры психологии личности – Александр Борисович Орлов и Вадим Артурович Петровский, –дал нам такую эмоциональную наполненность и прилив сил, что из аудитории мы вышли просто окрылёнными! Особой статьёй хотела бы отметить подборку фильмов, которой мы были обязаны Елене Рафиковне Агадуллиной и Владимиру Артуровичу Штроо. Фильмы Федерико Феллини давали богатый материал для психологических размышлений, а фильм «Птицы-2»…о нём можно написать отдельную историю, здесь же скажу только, что я давно не видела ничего столь же прекрасного.

И, наконец, последний штрих на полотне Зимней Школы, который я здесь оставлю –это развлекательные мероприятия, душой которых был заместитель декана факультета психологии по внеучебной работе Александр Викторович Вечерин. Последний вечер перед отъездом, после презентации всех проектов, который участники делали в течение предыдущих трёх дней, был отмечен непрекращающимся часом смеха и веселья.

Ну что ж, напоследок хотелось бы обобщить все слова благодарности, которые прозвучали в последнее утро во время вручения сертификатов от всех участников школы. От всех нас одно большое спасибо организаторам за проведённое с пользой и удовольствие время, и спасибо всем нам за то, что мы были здесь, в это время и в этом месте, друг с другом.

Лусине Григорян,03.02.2010 г. 

 

 

Этот опыт обязательно должен был быть в моей жизни

 

В этом году состоялась первая Зимняя психологическая школа, и мне посчастливилось стать одним из ее участников. В загородном комплексе «Голицино»в течение 3-х дней нам представилась возможность подробно ознакомиться с магистерскими программами факультета психологии ГУ-ВШЭ. Студенты с разных концов России, а также представители Эстонии и Белоруссии, оказались вовлеченными в увлекательные дискуссии, тренинги и мастер-классы, проводимые ведущими преподавателями факультета.

В рамках первого дня, посвященного магистерской программе «Психология в бизнесе», особо хотелось бы отметить групповую дискуссию под руководством с Тахира Юсуповича Базарова о профессиональной позиции психолога в бизнесе. Ведь для многих из нас понятие «психолог в организации»является очень размытым, поскольку достаточно сложно разграничить, что именно входит в компетенцию психолога и с какими проблемами ему необходимо работать в рамках организации. Т.Ю. Базарову удалось продемонстрировать, какие функции выполняет психолог в организации, а также какими качествами ему необходимо обладать, дабы успешно функционировать в организации. Им были названы три качества, а именно воображение, внимание и воля, которые, как мне кажется, каждый из нас теперь будет еще больше стремиться развивать в себе.

Также достаточно важным для меня оказался тренинг этнокультурной компетентности, проведенный А.Н. Татарко. Тренинг включал различные игры и упражнения, которые позволили нам более подробно познакомиться с проблемой этнокультурной нетерпимости, а также с различными стереотипами относительно других этнических групп. Нам было продемонстрировано, насколько важна данная проблема в современном мире и как сложно приходится людям, которые сталкиваются с негативным отношением к себе по причине лишь их этнической принадлежности. Данный тренинг позволил нам не только сделать шаги в развитии своей этнокультурной толерантности, а также, благодаря тренингу, нам удалось действительно сблизиться с другими участниками школы и узнать больше друг о друге.

Второй день, посвященный программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности»особо запомнился мне мастер-классом А.Б. Орлова и В.А. Петровского, где нас знакомили и обучали навыкам активного эмпатического слушания. Им удалось создать особую атмосферу, где каждый из нас мог искренне делиться своими мыслями, выражать свои чувствами и переживания. Участники мастер-класса сидели в форме круга, что, безусловно, способствовало настрою каждого из нас. Нам удалось действительно прочувствовать, что же есть эмпатическое слушание, насколько оно значимо для любого из нас и что важно не только проявлять его в отношении других, но и ощущать его со стороны окружающих тебя людей.

В рамках третьего дня, дня программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия», мне особенно запомнился просмотр фильма Ф. Феллини «Город женщин»и его подробный психологический анализ вместе с А.Н. Исаевой. Фильм оказался наполненным юнгианской психологией, в частности мы обсуждали проявления женского начала в мужчине. Лично для меня стало очень интересным, что многие участники зимней школы, не обучаясь на факультете психологии, достаточно тонко чувствовали психологические феномены, которые были продемонстрированы в этом фильме.

Одним из кредо Вышки является постоянная активность и инициативность студентов. И, безусловно, нам, участникам школы, была предоставлена возможность продемонстрировать свои собственные проекты, где мы смогли выразить, каким мы хотим видеть образование на факультете психологии, что для нас есть идеальная магистерская программа и какие изменения мы бы хотели внести в образовательную систему. И для участников школы было очень важно показать свое виденье и пути решения данных вопросов.

Наша школа была также насыщена различными культурными мероприятиями, благодаря которым участники школы быстро сблизились и стали действительно одной большой семьей. Огромное удовольствие мы получили в рамках неформального общения с преподавателями, когда каждый из нас узнал что-то новое о других участниках школы, а также услышал некоторые секреты от наших преподавателей. Традицией нашей школы стали вечерние киносеансы, во время которых мы смотрели фильмы гениального Ф.Феллини, а также в последний вечер нам был продемонстрирован очень чувственный и сентиментальный фильм «Птицы 2». Не смотря на то, что каждый наш день начинался с 9 утра, по ночам многие из нас собирались и играли в различные игры.

Хочу выразить огромную благодарность организаторам нашей школы, которые в течение всего периода нахождения в ней создавали теплую и искреннюю атмосферу, благодаря которой, нам было легко впитывать все то, что в нас стремились заложить в эти дни. В последний вечер для нас были организованы различные конкурсы и игры, где мы смогли действительно расслабиться и насладиться общением друг с другом. Хочу отметить, что получила огромное удовольствие от общения с участниками школы, поскольку, не смотря на столь короткий срок, который мы там находились, я смогла найти интересных и близких мне людей.

Я бы очень хотела верить, что проведение зимних психологических школ станет хорошей традицией для нашего факультета. Зимняя психологическая школа дала нам бесценный опыт, мы познакомились с новыми и интересными людьми, а также, возможно, самое главное, что она явилось неким толчком, стимулом, благодаря которому, многие из нас поставили перед собой новые цели, для достижения которых мы готовы учиться и работать над собой.

 Исаакян Софья, февраль 2010