Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
Миронова О. И., Голенков А. А.
Педагогика и психология образования. 2024. № 2. С. 115-132.
Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.
In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
«Наше зрительное восприятие — процесс двойственный: то, что мы видим, складывается из внешнего воздействия на наши органы чувств и из наших знаний о мире. Доказать это легко. Возьмите любое двойственное изображение, например, профили/вазу Э. Рубина или “Жену или тёщу” Э. Боринга: при неизменном воздействии мы видим то одну, то другую картинку. Поэтому причины иллюзий (ошибок восприятия, случаев несоответствия субъективного образа внешнему воздействию) могут корениться в любой из этих двух составляющих процесса восприятия: либо в обработке информации о внешнем воздействии, либо в нашем собственном опыте. В первом случае мы видим что-то не так, как оно есть на самом деле, в силу особенностей работы сетчатки и специализированных зрительных отделов головного мозга, обеспечивающих обработку информации о яркости, контрасте, движении и т. п. Например, именно в силу сбоя этих механизмов в Cafe Wall Illusion мы воспринимаем горизонтальные параллельные линии как наклоненные в разные стороны, а знаменитое статичное изображение змеи Акиёши Китаоки кажется нам движущимся. В другом же случае иллюзии возникают исключительно потому, что реальное воздействие не соответствует нашим представлениям о мире, и мы склонны верить себе, а не ему.
Далеко за примерами ходить не нужно: почему, скажем, ветреной ночью мы видим плывущую в облаках луну, хотя луна на самом деле неподвижна, а летят вокруг неё облака? Дело в том, что, согласно нашему опыту, обычно неподвижен именно фон, а более мелкие предметы движутся относительно него. Но самый яркий пример подобного рода обманов зрения – это целая группа иллюзий, основанных на восприятии вогнутой маски, изображающей человеческое лицо, как выпуклой: ведь любому известно, что вогнутых лиц не бывает! А если такая маска начинает двигаться, то тут уж нашему восприятию приходится выкручиваться, чтобы согласовать эти наши представления о мире с объективными признаками удалённости и глубины (такими, например, как перекрытие или относительный размер частей предмета). И чем больше мы узнаём о закономерностях работы восприятия, тем более удивительные иллюзии удаётся создать. Во всяком случае, конкурс на лучшую оптическую иллюзию года, вот уже почти десятилетие проводящийся в рамках конференции Общества наук о зрении, до сих пор вызывает не меньший ажиотаж, чем в самом начале, а иллюзии-победители не перестают радовать простотой и убедительностью».