• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Чувство субъектности: понятие, структура, диагностика

Куляпина А. М., Фам А. Х., Золотарева А. А.

Вопросы образования. 2024. № 1. С. 127-141.

Глава в книге
Грамотность в вопросах здоровья и ее роль в профилактике тревоги, депрессии и соматизации

Золотарева А. А.

В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Чем объясняются оптические иллюзии?

Ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке Мария Фаликман рассказывает на Look At Me о причине возникновения оптических иллюзий.

«Наше зрительное восприятие — процесс двойственный: то, что мы видим, складывается из внешнего воздействия на наши органы чувств и из наших знаний о мире. Доказать это легко. Возьмите любое двойственное изображение, например, профили/вазу Э. Рубина или “Жену или тёщу” Э. Боринга: при неизменном воздействии мы видим то одну, то другую картинку. Поэтому причины иллюзий (ошибок восприятия, случаев несоответствия субъективного образа внешнему воздействию) могут корениться в любой из этих двух составляющих процесса восприятия: либо в обработке информации о внешнем воздействии, либо в нашем собственном опыте. В первом случае мы видим что-то не так, как оно есть на самом деле, в силу особенностей работы сетчатки и специализированных зрительных отделов головного мозга, обеспечивающих обработку информации о яркости, контрасте, движении и т. п. Например, именно в силу сбоя этих механизмов в Cafe Wall Illusion мы воспринимаем горизонтальные параллельные линии как наклоненные в разные стороны, а знаменитое статичное изображение змеи Акиёши Китаоки кажется нам движущимся. В другом же случае иллюзии возникают исключительно потому, что реальное воздействие не соответствует нашим представлениям о мире, и мы склонны верить себе, а не ему.



Далеко за примерами ходить не нужно: почему, скажем, ветреной ночью мы видим плывущую в облаках луну, хотя луна на самом деле неподвижна, а летят вокруг неё облака? Дело в том, что, согласно нашему опыту, обычно неподвижен именно фон, а более мелкие предметы движутся относительно него. Но самый яркий пример подобного рода обманов зрения – это целая группа иллюзий, основанных на восприятии вогнутой маски, изображающей человеческое лицо, как выпуклой: ведь любому известно, что вогнутых лиц не бывает! А если такая маска начинает двигаться, то тут уж нашему восприятию приходится выкручиваться, чтобы согласовать эти наши представления о мире с объективными признаками удалённости и глубины (такими, например, как перекрытие или относительный размер частей предмета). И чем больше мы узнаём о закономерностях работы восприятия, тем более удивительные иллюзии удаётся создать. Во всяком случае, конкурс на лучшую оптическую иллюзию года, вот уже почти десятилетие проводящийся в рамках конференции Общества наук о зрении, до сих пор вызывает не меньший ажиотаж, чем в самом начале, а иллюзии-победители не перестают радовать простотой и убедительностью».

По материалам Look At Me