• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Functional segregation of rostral and caudal hippocampus in associative memory

Vorobyova A., Feurra M., Pavone E. F. et al.

Frontiers in Human Neuroscience. 2025. P. 1-15.

Глава в книге
Коучинг в работе с персоналом и руководителями организации

Антонова Н. В.

В кн.: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОУЧИНГ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2025. С. 102-155.

Мантия и конфедератка

Своими впечатлениями о первом выпускном вечере Вышки и мнением о высшем образовании делится Мария Скворцова, которая будучи менеджером управления академического развития ВШЭ, окончила в этом году магистратуру ВШЭ по программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Сбылась мечта поэта: я через весь город проехала в мантии и конфедератке.

К тому же, в этот перформанс я вовлекла родителей и племянницу. Они были со мной на общеуниверситетском выпускном, который впервые проводила Вышка. Специально приехали в Москву для этого, не поленились.

Для них — всех троих — это было событие, про которое даже толком нельзя сказать, «понравилось» или «не понравилось»: оно совсем вне ряда. Для меня — тоже, в общем.

Что же касается моей страстной мечты заиметь собственную заслуженную конфедератку… У этого — давняя история. Все началось в 1993 году. Тогда я училась на третьем курсе педагогического университета, и нам читали курс сравнительной педагогики. Мы разбирались с тем, как в разных странах устроены системы высшего и среднего образования.

Тут-то я и узнала, что, оказывается, сделав однажды выбор специальности, в некоторых странах вовсе не обязательно тянуть эту лямку пять лет, а потом и всю жизнь — а можно изменить решение, переходя из бакалавриата в магистратуру. И еще я поняла, что студент, оказывается, может принимать участие в создании своего учебного плана. И что некоторые люди могут возвращаться в университет в уже совсем взрослом возрасте — и не в усеченном режиме «второе высшее» или «дополнительное образование», а нормально, полноценно учиться в магистратуре и даже получать другую специальность.

Вообще-то, я не очень склонна к взрывным эмоциям. Мои чувства скорее будут тлеть годами, чем вспыхнут мгновенно аццким огнем. Но на том семинаре по сравнительной педагогике на меня просто навалилось отчаяние пополам с гневом: почему это все происходит где-то, а не у нас? С кем-то, а не со мной? Не с моими друзьями? Не на моем факультете? Почему нам так нельзя? Почему — нельзя? Почему, почему, почему? Это было сильное чувство. Я почти неделю думала о том, как могла бы складываться жизнь людей, если бы в ней было больше пространства для собственных решений.

Потом я как-то об этом забыла.

А потом, уже работая в Тольяттинском университете, я с удивлением поняла, что мне очень нравится вся эта новомодная академическая символика в стиле ретро: мантии, конфедератки… В этом много от ролевой игры, это вообще почти косплэй — но мне нравится.

Подумав немного, я поняла, что за этим стоит одна из важнейших для меня ценностей: свобода выбора. Та академическая свобода, о которой я так мечтала на третьем курсе. Прямо спать не могла, так мечтала.

Ну и вот — теперь у меня есть конфедератка.

Да, почти косплэй. Ну и что? Мне все равно нравится.

С опережением отвечаю на вопрос, который мне уже несколько раз задавали: нет, профессорская мантия меня вдохновляет заметно меньше, чем магистерская. Потому что профессорская мантия выражает совсем другой принцип, он тоже очень хороший, но все-таки не так меня заводит, как мысль о свободе выбора.

Наверное, расти мне еще и расти.

Ну и фото, конечно. Довольные родители и я. Фотографировала племянница.