• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Книга
Советская психология: этап истории науки и менталитет

Под редакцией: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич

Т. Методология, теория и история психологии. М.: Институт психологии РАН, 2024.

Статья
Применение систем регистрации движений глаз в психологической подготовке биатлонистов

Ганичева А. А., Поликанова И. С., Панфилова Е. А. и др.

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2024. Т. 235. № 9. С. 123-127.

Глава в книге
Психология аутентичности: новое направление исследований личности и концептуализация субъектной модели

Нартова-Бочавер С. К.

В кн.: Психология личности: методология, теория, практика. Институт психологии РАН, 2024. С. 85-91.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Мантия и конфедератка

Своими впечатлениями о первом выпускном вечере Вышки и мнением о высшем образовании делится Мария Скворцова, которая будучи менеджером управления академического развития ВШЭ, окончила в этом году магистратуру ВШЭ по программе «Персонология и экзистенциальная психотерапия».

Сбылась мечта поэта: я через весь город проехала в мантии и конфедератке.

К тому же, в этот перформанс я вовлекла родителей и племянницу. Они были со мной на общеуниверситетском выпускном, который впервые проводила Вышка. Специально приехали в Москву для этого, не поленились.

Для них — всех троих — это было событие, про которое даже толком нельзя сказать, «понравилось» или «не понравилось»: оно совсем вне ряда. Для меня — тоже, в общем.

Что же касается моей страстной мечты заиметь собственную заслуженную конфедератку… У этого — давняя история. Все началось в 1993 году. Тогда я училась на третьем курсе педагогического университета, и нам читали курс сравнительной педагогики. Мы разбирались с тем, как в разных странах устроены системы высшего и среднего образования.

Тут-то я и узнала, что, оказывается, сделав однажды выбор специальности, в некоторых странах вовсе не обязательно тянуть эту лямку пять лет, а потом и всю жизнь — а можно изменить решение, переходя из бакалавриата в магистратуру. И еще я поняла, что студент, оказывается, может принимать участие в создании своего учебного плана. И что некоторые люди могут возвращаться в университет в уже совсем взрослом возрасте — и не в усеченном режиме «второе высшее» или «дополнительное образование», а нормально, полноценно учиться в магистратуре и даже получать другую специальность.

Вообще-то, я не очень склонна к взрывным эмоциям. Мои чувства скорее будут тлеть годами, чем вспыхнут мгновенно аццким огнем. Но на том семинаре по сравнительной педагогике на меня просто навалилось отчаяние пополам с гневом: почему это все происходит где-то, а не у нас? С кем-то, а не со мной? Не с моими друзьями? Не на моем факультете? Почему нам так нельзя? Почему — нельзя? Почему, почему, почему? Это было сильное чувство. Я почти неделю думала о том, как могла бы складываться жизнь людей, если бы в ней было больше пространства для собственных решений.

Потом я как-то об этом забыла.

А потом, уже работая в Тольяттинском университете, я с удивлением поняла, что мне очень нравится вся эта новомодная академическая символика в стиле ретро: мантии, конфедератки… В этом много от ролевой игры, это вообще почти косплэй — но мне нравится.

Подумав немного, я поняла, что за этим стоит одна из важнейших для меня ценностей: свобода выбора. Та академическая свобода, о которой я так мечтала на третьем курсе. Прямо спать не могла, так мечтала.

Ну и вот — теперь у меня есть конфедератка.

Да, почти косплэй. Ну и что? Мне все равно нравится.

С опережением отвечаю на вопрос, который мне уже несколько раз задавали: нет, профессорская мантия меня вдохновляет заметно меньше, чем магистерская. Потому что профессорская мантия выражает совсем другой принцип, он тоже очень хороший, но все-таки не так меня заводит, как мысль о свободе выбора.

Наверное, расти мне еще и расти.

Ну и фото, конечно. Довольные родители и я. Фотографировала племянница.