• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Functional segregation of rostral and caudal hippocampus in associative memory

Vorobyova A., Feurra M., Pavone E. F. et al.

Frontiers in Human Neuroscience. 2025. P. 1-15.

Глава в книге
Коучинг в работе с персоналом и руководителями организации

Антонова Н. В.

В кн.: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И КОУЧИНГ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2025. С. 102-155.

Секреты развития лидерства

1 июля в рамках открытого лектория Высшей школы экономики в Парке Горького заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Андрей Россохин выступил с лекцией «Секреты развития лидерства».

Начал Андрей Россохин с парадоксального утверждения, заверив присутствовавших, что у каждого из них уже есть опыт абсолютного лидерства. Этот опыт все мы получили в детстве, ведь маленький человечек — абсолютный лидер, хозяин своей микровселенной, где все его желания исполняются любящими родителями.

Понимание того, что его возможности не безграничны, приходит к человеку постепенно. Он узнает, что такое тревога и отсутствие контроля над ситуацией. С неприятным ощущением собственной беспомощности рано или поздно приходится столкнуться всем. В этой ситуации и проявляются индивидуальные качества, которые кому-то помогают справиться с ситуацией, а другим, наоборот, мешают. Этим объясняется то, что в рядовых ситуациях лидерами становятся одни, а в экстремальных — другие, умеющие быстро сориентироваться в неожиданно изменившихся обстоятельствах.

Что важнее для эффективного лидера — контроль над собой и обстоятельствами или умение «отпускать» ситуацию, позволяя своему бессознательному находить лучшие пути решения проблемы? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. В качестве удивительного примера сочетания этих качеств профессор привел Ингвара Кампрада, основателя компании IKEA. В детстве перед его глазами постоянно был пример бабушки — жесткого лидера, держащего все под своим контролем. Благодаря этому качеству ей удалось спасти семью от полного разорения, когда ее супруг не справился с финансовыми трудностями и покончил жизнь самоубийством.

В то же время отец Ингвара был неисправимым фантазером. Но несмотря на всю красоту его идей, они никогда не воплощались в жизнь. Он любил мечтать вместе с сыном и передал ему хорошее воображение. Впрочем, умение давать свободу своей фантазии у Ингвара было сильно подавленным из-за воспитания бабушки и находило выход только под воздействием алкоголя.

Ингвар жаловал спиртное и шутил, что новаторские идеи IKEA могли прийти ему только под хмельком. Как отметил Андрей Россохин, в этой шутке была немалая доля правды — выпив, Ингвар частично терял контроль над своим бессознательным и начинал взаимодействовать с ним. Если бы не это, оригинальные идеи IKEA, возможно, никогда не пришли бы ему в голову. Хотя понятно, что в любом случае воплощать идеи следует на трезвую голову.

На этом примере Андрей Россохин показал, как важно для лидера чувствовать баланс между контролем над ситуацией и способностью прислушиваться к своему бессознательному. В этом и заключается зрелость лидера — он знает, где находится «золотая середина» между решительными действиями и умением вовремя ослабить контроль.

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука