Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Яковлева А. Ю., Царьков И. Н., Коссов В. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Gorin A., Kuznetsova E., Kislov A. et al.
Frontiers in Human Neuroscience. 2025. Vol. 19. P. 1-15.
В кн.: Субъективное благополучие сотрудника в организации. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. Гл. 5. С. 103-127.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
С 12 по 15 сентября научный руководитель МНУЛ социокультурных исследований профессор Шалом Шварц прочитал спецкурс на английском языке “Using Basic Human Values to Understand Individual Behavior” для студентов магистерской программы «Прикладная социальная психология».
Курс начался с дискуссии о том, что такое базовые ценности личности. По Шварцу, базовые ценности являются теми абстрактными целями, которые направляют жизнь человека и которые неразрывно связаны с эмоциональной сферой. Ценности мотивируют выбор поведения, оправдывают прошлые поступки, помогают нам оценивать других людей и события, направляют наше внимание и восприятие, а также служат индикаторами фундаментальных изменений в обществе.
В 1992 г. Ш. Шварц разработал теорию базовых ценностей индивидуального уровня. Он выделил 10 универсальных ценностей: Власть, Традицию, Конформность, Безопасность, Универсализм, Благожелательность, Стимуляцию, Гедонизм, Достижение, Самостоятельность. Эти ценности различаются типом мотивации и образуют круг, состоящий из 4 мегаблоков: Открытость к изменениям (Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм), Сохранение (Конформность, Традиция, Безопасность), Самопреодоление (Универсализм, Благожелательность) и Самоутверждение (Достижение, Власть, Гедонизм). Для измерения ценностей были разработаны два опросника – SVS и PVQ-40. На занятии студентам было предложено заполнить эти опросники и сравнить результаты.
Следующая лекция была посвящена исследованию взаимосвязей ценностей с поведением. Ш. Шварц показал, как с помощью многомерного анализа эмпирических данных была подтверждена теоретическая модель структуры ценностей. Процесс взаимосвязи ценностей с поведением основан на четырех составляющих: активации ценности, мотивации, когнитивном компоненте, планировании действия. Связь ценностей с поведением была продемонстрирована на примерах: голосование за «левых» на выборах 2001 года в Италии было связано с ценностями Универсализма и Благожелательности, за «правых» - с ценностями Власти, Безопасности и Конформности; освоение новых информационных технологий связано с ценностями Стимуляции и Самостоятельности; выбор экономического и бизнес образования связан с ценностями Власти и Достижения и т.п. Далее студенты сами пытались предсказывать, с какими ценностями связаны те или иные разновидности поведения.
На отрытой лекции 14 сентября Ш. Шварц представил свою обновленную теорию ценностей, разработка которой ведется последние два года. Все желающие заполнили новый опросник PVQ-R, разработанный для измерения 19 ценностей: Самостоятельности мысли, Самостоятельности действия, Стимуляции, Гедонизма, Достижения, Власти (доминирование), Власти (над ресурсами), Репутации («Лица»), Безопасности личной, Безопасности социальной, Традиции, Конформности по отношению к правилам, Конформности межличностной, Смирения, Благожелательности (надежности), Благожелательности (заботы), Универсализма (участия к людям), Универсализма (заботы о природе), Универсализма (толерантности). Эти ценности также организованы в круговой континуум, однако добавились новые измерения: Фокус на личности, Фокус на социуме, а также, над ними – Самозащита и избегание тревоги и Свобода от тревоги. Для проверки усложнившейся теории Ш. Шварц планирует провести исследование в России. Будут проверяться взаимосвязи 19 ценностей с различными типами поведения, причем гипотезой служит утверждение о том, что каждый специфический вид поведения мотивируется одной ценностью.
На последнем занятии слушателям курса было предложено заполнить еще одну анкету – EBQ (Everyday Behavior Questionnaire), недавно переведенную на русский язык коллективом лаборатории. Половина студентов заполняли анкеты от своего лица, вторая половина – от лица человека, которого они хорошо знают. После заполнения анкеты необходимо было дать преподавателю обратную связь, а также определить те из 19 ценностей, которые лежат в основе каждого утверждения о поведении.
Профессор Шварц поделился своими исследовательскими планами со студентами, пожелал всем получить удовольствие и пользу от проведения собственных исследований, а также выразил желание дальнейшего сотрудничества. В июне будущего года он планирует рассказать о своей теории ценностей культурного уровня.
Стажер-исследователь
Ольга Павленко