• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Сизикова Т., Поликанова И. С.

В кн.: Психология психических состояний: сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 1-2 марта 2024 г.) / под общ. ред. А.В. Чернова. Вып. 18. Каз.: Издательство Казанского университета, 2024. С. 159-164.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Аккультурация и адаптация иммигрантской молодёжи

19 апреля состоялся научный семинар МНУЛ СКИ на тему «Аккультурация и адаптация иммигрантской молодёжи» (“Acculturation and adaptation of immigrant youth”). В качестве докладчика выступил Джон Берри, известный кросс-культурный психолог, почетный профессор психологии Королевского университета Кингстона (отчет, видео).

Джон Берри начал рассказ с актуальности исследований в области кросс-культурной психологии в современных поликультурных обществах, где все чаще встают вопросы аккультурации и адаптации мигрантов. Молодые иммигранты часто подвержены таким проблемам, как низкий уровень социальной адаптации, низкая успеваемость, невозможность найти работу. Они часто испытывают дискриминацию, в связи с чем могут настроиться против принимающего общества и даже стать для него опасными.

Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант: поддержание культуры (в какой степени им признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени ему следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»). В зависимости от комбинации ответов на эти вопросы выделяют четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция. Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит. Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности. Если мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, результатом является этнокультурная маргинализация. Четвертая стратегия – интеграция – характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами. Также Дж. Берри представил измерение влияния доминирующей культуры на процесс взаимной аккультурации. Ассимиляция, проводимая доминирующей группой, это стратегия плавильного котла. Сепарация в терминах доминирующей группы становится сегрегацией, а маргинализация – исключением. Наконец, в случае интеграции, когда культурное разнообразие становится целью общества в целом, говорят о стратегии взаимного приспособления или мультикультурализма. Согласно многочисленным исследованиям, только интеграция может быть добровольно выбранной и успешной стратегией аккультурации у групп этнических меньшинств, когда основные установки доминирующей группы по отношению к культурным различиям – открытость и принятие.

В своем докладе Дж. Берри рассказал о результатах международного сравнительного исследования этнокультурной молодежи (International Comparative study of Ethnocultural Youth). Исследование проводилось в 5 странах, традиционно принимающих много иммигрантов (США, Канада, Новая Зеландия, Австралия и Израиль) и 8 странах, с недавнего времени принимающих много иммигрантов (Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Великобритания, Финляндия). Выборка составила 5366 подростков-иммигрантов и 2631 подростков из принимающего населения (в возрасте от 13 до 18 лет), а также 2302 родителя-иммигранта и 863 родителя из принимающего населения. Получилось, что стратегию интеграции предпочли 36.4%, сепарации – 22,5%, ассимиляции - 18.7 %, маргинализации - 22.4%. Была исследована воспринимаемая степень дискриминации на почве этнической принадлежности. Дискриминация со стороны принимающего общества встает на пути нормальной интеграции мигрантов и часто приводит к стратегии маргинализации, что ведет к плохой психологической и социокультурной адаптации. Исследование показало, что на психологическую адаптацию подростков-иммигрантов (высокая самооценка, психологическое благополучие, отсутствие тревоги, депрессии, психосоматических симптомов) лучше всего влияет стратегия интеграции, затем сепарации, затем ассимиляции и хуже всех – маргинализации. На социокультурную адаптацию подростков (приспособленность к школьным требованиям, отсутствие поведенческих проблем) также лучше всего влияет стратегия интеграции, а затем ассимиляции и сепарации; маргинализация находится на последнем месте. Также автор исследования подчеркивает, что не было найдено значимых различий в уровнях социокультурной и психологической адаптации у подростков-иммигрантов и подростков из принимающего населения. Грамотная социальная политика, нацеленная на мультикультурализм, по мнению автора, является важной составляющей успешной социальной адаптации мигрантов в новом обществе.

Ольга Павленко