Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Болотова А. К., Башкин Е.
Российский университет дружбы народов, 2024.
De-Marchis G., Shchebetenko S., Garcia-Nieto M. et al.
Atlantic Journal of Communication. 2025. P. 1-23.
Коршунов Д. С., Лебедева А. А.
В кн.: Ананьевские чтения – 2024. 80 лет общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете: материалы международной научной конференции. Н. Новгород: Кириллица, 2024. С. 397-397.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
26 апреля в рамках семинара «Культура имеет значение» выступили преподаватели социальной психологии Хельсинского университета Инга Ясинская-Лахти и Туули Анна Махонен с докладом на тему “INPRES project: The adaptation of immigrants from Russia to Finland”.
Проект INPRES (“Intervening at the pre-migration stage: Providing tools for promoting integration and adaptation throughout the migration process” – «Вмешательство на премиграционном этапе: инструменты интеграции и адаптации иммигрантов в течение процесса миграции») представляет собой лонгитюдное исследование, проведенное в 2008-2011 гг., целью которого было выявить динамику аккультурации и адаптации мигрантов, начиная с периода подготовки к эмиграции и заканчивая 2-летним периодом жизни в Финляндии.
3% населения Финляндии являются иммигрантами, самые большие группы иммигрантов – русские и финны-ингерманладцы, а также эстонцы. В 2008 г. было зарегистрировано 15 000 людей, выразивших желание эмигрировать из России в Финляндию. В исследовании приняли участие 325 респондентов на премиграционном этапе (8-14 месяцев до эмиграции), из них 224 финнов-ингерманладцев, спустя год после эмиграции из них были опрошены 227 человек (158 финнов-ингерманладцев), спустя два года из них – 194 человека (136 финнов-ингерманладцев). Среди основных причин, побудивших к эмиграции, были названы персональное развитие (работа, образование, возможности для детей, новый опыт), возвращение домой («к корням»), небезопасность экономической и социальной жизни в России. Согласно результатам исследования, спустя год после эмиграции значительно возрос уровень удовлетворенности жизнью, и люди не пожалели о своем решении эмигрировать; социокультурная адаптация осталась на том же уровне, уменьшился уровень стресса, немного повысился уровень воспринимаемой этнической дискриминации; незначительно ухудшилось отношение к доминирующей этнической группе (финнам).
После изложения результатов по данному исследованию, гости из Финляндии рассказали о своих научных интересах и опубликованных статьях на тему аккультурации и адаптации (аккультурационные аттитюды, ценности, психологическая и социокультурная адаптация, в том числе на этапе до эмиграции); ожидаемых и воспринимаемых межгрупповых отношений (идентичность и реакции на воспринимаемую дискриминацию, поддержка мультикультурализма), дискурсивного подхода к социальной идентичности.
Ольга Павленко