Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Артеменко Е. А., Бурский И. Г., Крылова Д. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Куляпина А. М., Фам А. Х., Золотарева А. А.
Вопросы образования. 2024. № 1. С. 127-141.
В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.
Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.
public health and health services. 20944. MDPI, 2023
Очередное собрание лаборатории позитивной психологии, на сей раз посвященное коучингу, прошло 8 ноября в необычной обстановке. Во-первых, заседание состоялось в главном здании университета на Мясницкой, а не в корпусе психологического факультета, во-вторых, сотрудник лаборатории, кандидат психологических наук, Алексей Улановский представил свой доклад совместно с Натальей Долиной, область интересов и сфера деятельности которой направлены на бизнес-коучинг.
Наконец, интерес представляла и сама аудитория, собравшаяся на лекции: психологи, психоаналитики, психотерапевты, экономисты. Столь живой и открытый интерес публики доказывает факт востребованности и привлекательности коучинга для самого широкого круга специалистов.
Этот ажиотаж можно объяснить простым и логическим наблюдением, что коучинг является наиболее прикладной, живой темой в психологии, соприкасающейся практически с каждым человеком, в особенности, с каждым, кто ориентирован на успех и продуктивность, а сегодня, в условиях рыночной экономики, это, без сомнения, идеал, к которому принято стремиться. Неудивительно, что число школ, ассоциаций, журналов, посвященных коучингу с каждым годом растет экспаненциально.
Лекционная часть Алексея Улановского началась с краткого экскурса в этимологию слова "коучинг", было предложено несколько вариантов, откуда могло произойти заимствование (один из них непредсказуем: венгерское слово "kosc" означает карету высшего класса для комфортного путешествия). Далее конспективно последовали персоналии, благодаря которым о коучинге заговорили; появился и стал популярным соответствующий дискурс. Речь пошла о Т. Голви, стороннике экспериментов и спонтанности в стиле дзен-буддзима, о В. Эрхарде и Т. Леонарде, обративших коучинг в сторону бизнеса. Кроме того, А. М. Улановский говорил о 5 основных направлениях в коучинге, а также о менее известных, маргинальных течениях.
Наталья Долина начала свой доклад с непосредственного обращения к аудитории: она попросила каждого присутствующего обратиться к его личным опыту и вспомнить человека, максимально вдохновившего, зарядившего его позитивом. Сразу стало хорошо понятно, что выступает профессиональный практик, на деле президент "Европейского центра бизнес-коучинга". Представляя коучинг со стороны бизнеса, докладчик осветила проблему с точки зиения менеджемента и экономики. В условиях роста значимости человеческого ресурса в XXI в. важно делать ставку на развитие сотрудников, тем более, что результаты коучинга имеют вполне монетизированные результаты. Вероятно, именно поэтому в период кризиса спрос на данный вид услуг только возрос.
Интересно, чит фокус позитивной психологии как науки и коучинга как практики направлен в одну и ту же сторону, обладает одинаковым модусом. В обоих случаях внимание обращено не на проблему, а на решение, не на недостатки, а на сильные стороны, не на ошибки, а на успехи. Разумеется, это положение может спорным, но и в споре следует обращать внимание не на его деструктивные особенности, а на продуктивные возможности.
Именно поэтому после докладов состоялась живая и интересная дискуссия, в которой могли поучаствовать как титулованные эксперты, так и все слушатели.
Текст подготовила Зоя Перлова.