Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Яковлева А. Ю., Царьков И. Н., Коссов В. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Адамский А. И., Колачев Н. И.
Образование и саморазвитие. 2024. Т. 19. № 4. С. 133-147.
Рылецкая А. С., Березнер Т. А.
В кн.: Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 6–8 декабря 2024 г.. Яр.: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2024. С. 264-268.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
В своём докладе Алексей Георгиевич рассказал о том, что социологи подразумевают под общественным мнением, как его изучают и анализируют, какие методы сбора данных используются, и как можно проследить динамику общественного мнения на протяжении нескольких лет.
Свой доклад Алексей Георгиевич начал с того, что взгляд социологов на общество и общественное мнение должен иметь чёткие рамки, ведь если следовать поговорке «Сколько людей, столько и мнений», то исследовать общественное мнение будет попросту невозможно. Общественное мнение – это не совокупность мнений каждого, без исключения, жителя страны, это не «все», но это сила, которая ощущается как «все», которую можно изучать, отвлечь от конкретных носителей мнения. Безусловно, люди неповторимы в своих суждениях, но необходимо выделять обобщенные типы этих суждений, чтобы выявлять, какие тенденции преобладают в обществе. Чем больше таких типов предусматривает исследование, чем больше вариантов ответа предполагает, тем выше будет шанс избежать неопределенности и погрешности.
Изучать общественное мнение можно как количественными (с помощью анкетирования, стандартизированного интервью), так и качественными методами, например личное, нестандартизированное интервью или обсуждение в фокус-группах. Качественные методы исследования общественного мнения не имеют целью выделить процентное соотношение мнений, они дают иную, более комплексную картину общественного мнения, не выраженную в графиках. Алексей Георгиевич рассказал о поэтапном планировании и проведении личных интервью (face-to-face) по месту жительства респондентов.
Выборка должна обладать теми же пропорциями, что и генеральная совокупность, иными словами, у каждого представителя генеральной совокупности должен быть одинаковый шанс попасть в выборку, и для этого создаются определенные условия, а именно случайный выбор. Например, если необходимо провести общероссийское исследование, не в рамках одного города, то произвольно выбираются несколько Федеральных Округов, в которых будут происходить опросы. Среднестатистическое интервью длится около 35-ти минут, и за это время специально обученный интервьюер может задать до ста вопросов, которые будут внесены в специальную анкету. Для проверки добросовестности интервьюера каждого десятого респондента обзванивают и спрашивают, действительно ли они проходили интервью.
Собранная статистика публикуется в специальных изданиях Левада-центра* и журнале «Вестник», выпуски которого в свободном доступе находятся на официальном сайте, и каждый интернет-пользователь может ознакомиться с динамикой общественного мнения на протяжении нескольких лет. Публикуются такие актуальные в наше время темы, как доверие/недоверие к правительству, отношение к парламентским и президентским выборам, религиозность, отношение к акциям протеста, оценка экономической ситуации, оценка собственного материального положения, оценка настроения и многие другие.
Марина Лазуткина
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.