• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Сизикова Т., Поликанова И. С.

В кн.: Психология психических состояний: сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 1-2 марта 2024 г.) / под общ. ред. А.В. Чернова. Вып. 18. Каз.: Издательство Казанского университета, 2024. С. 159-164.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Работа Левада-центра по изучению общественного мнения

13 ноября состоялся научный семинар МНУЛ СКИ, на котором выступил Алексей Георгиевич Левинсон, профессор факультета социологии, заведующий отделом социально-культурных исследований Аналитического Центра Юрия Левады (видео).

В своём докладе Алексей Георгиевич рассказал о том, что социологи подразумевают под общественным мнением, как его изучают и анализируют, какие методы сбора данных используются, и как можно проследить динамику общественного мнения на протяжении нескольких лет.


Свой доклад Алексей Георгиевич начал с того, что взгляд социологов на общество и общественное мнение должен иметь чёткие рамки, ведь если следовать поговорке «Сколько людей, столько и мнений», то исследовать общественное мнение будет попросту невозможно. Общественное мнение – это не совокупность мнений каждого, без исключения, жителя страны, это не «все», но это сила, которая ощущается как «все», которую можно изучать, отвлечь от конкретных носителей мнения. Безусловно, люди неповторимы в своих суждениях, но необходимо выделять обобщенные типы этих суждений, чтобы выявлять, какие тенденции преобладают в обществе. Чем больше таких типов предусматривает исследование, чем больше вариантов ответа предполагает, тем выше будет шанс избежать неопределенности и погрешности.

Изучать общественное мнение можно как количественными (с помощью анкетирования, стандартизированного интервью), так и качественными методами, например личное, нестандартизированное интервью или обсуждение в фокус-группах. Качественные методы исследования общественного мнения не имеют целью выделить процентное соотношение мнений, они дают иную, более комплексную картину общественного мнения, не выраженную в графиках. Алексей Георгиевич рассказал о поэтапном планировании и проведении личных интервью (face-to-face) по месту жительства респондентов.

Выборка должна обладать теми же пропорциями, что и генеральная совокупность, иными словами, у каждого представителя генеральной совокупности должен быть одинаковый шанс попасть в выборку, и для этого создаются определенные условия, а именно случайный выбор. Например, если необходимо провести общероссийское исследование, не в рамках одного города, то произвольно выбираются несколько Федеральных Округов, в которых будут происходить опросы. Среднестатистическое интервью длится около 35-ти минут, и за это время специально обученный интервьюер может задать до ста вопросов, которые будут внесены в специальную анкету. Для проверки добросовестности интервьюера каждого десятого респондента обзванивают и спрашивают, действительно ли они проходили интервью.

Собранная статистика публикуется в специальных изданиях Левада-центра и журнале «Вестник», выпуски которого в свободном доступе находятся на официальном сайте, и каждый интернет-пользователь может ознакомиться с динамикой общественного мнения на протяжении нескольких лет. Публикуются такие актуальные в наше время темы, как доверие/недоверие к правительству, отношение к парламентским и президентским выборам, религиозность, отношение к акциям протеста, оценка экономической ситуации, оценка собственного материального положения, оценка настроения и многие другие.

Марина Лазуткина