• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Связь стратегий поддержания позитивной идентичности и совладающего поведения с субъективным благополучием: гендерный аспект
В печати

Горшкова А. С.

Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2024. Т. 9. № 2 (33).

Глава в книге
Грамотность в вопросах здоровья и ее роль в профилактике тревоги, депрессии и соматизации

Золотарева А. А.

В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России

22 ноября на очередном научном семинаре МНУЛ СКИ выступила с докладом Альбина Александровна Бучек, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. А.А. Бучек рассказала о собственном исследовании, проведенном на выборке малочисленных коренных камчатских народов, и о его теоретических предпосылках (видео).

22 ноября на очередном научном семинаре МНУЛ СКИ выступила с докладом «Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России». Альбина Александровна Бучек, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга.


А.А. Бучек рассказала о собственном исследовании, проведенном на выборке малочисленных коренных камчатских народов, и о его теоретических предпосылкахАльбина Александровна является руководителем регулярной этнопсихологической экспедиции, главной целью которой является изучение этнопсихологических характеристик населения Камчатского края, а именно, особенностей этнического самосознания. Альбина Александровна указывает на то, что этническое самосознание – центральный признак этнической группы, который остается сохранным даже в том случае, если язык группы или культурные традиции утеряны, и необходимо изучать психологические закономерности его функционирования. Результаты этнопсихологического исследования дали основание полагать, что этническое самосознание формируется в результате активного этнического конструирования – «процесса создания субъективного образа этнической группы, соотносимого с идеальным прообразом своей этнической группы и релевантного определенной культурно-исторической, этносоциальной позиции группы в социуме и субъективному экзистенциальному опыту личности». Таким образом, структура этнического самосознания объединяет в себе такие компоненты как образ объективного этнического пространства (другими словами, знание объективных характеристик своей этнической группы, например, национальных традиций и обычаев), образ субъективного этнического пространства (субъективное ощущение своей принадлежности к этнической группе). В процессе общения с представителями разных народностей, А.А. Бучек обратила внимание на стремление респондентов идеализировать образ своей этнической группы и выделила третий компонент – «Идеальный образ этнической группы», или «Идеальная модель должного», который в действительности никогда не достигается и существует только в сознании субъекта. Гармоничное функционирование этнического самосознания личности происходит только при согласовании этих трех компонентов между собой. Рассогласование же означает превалирование того или иного структурного компонента и три основных варианта функционирования этнического самосознания – трансэтнический, этноцентрированный или этномоделируемый. Психологические программы повышения межкультурной компетентности, воздействуя на тот или иной компонент, могут способствовать гармонизации этнического самосознания личности и установлению согласия между его компонентами.

Марина Лазуткина