Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Артеменко Е. А., Бурский И. Г., Крылова Д. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2024. Т. 9. № 2 (33).
В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.
Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.
public health and health services. 20944. MDPI, 2023
22 ноября на очередном научном семинаре МНУЛ СКИ выступила с докладом «Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России». Альбина Александровна Бучек, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга.
А.А. Бучек рассказала о собственном исследовании, проведенном на выборке малочисленных коренных камчатских народов, и о его теоретических предпосылкахАльбина Александровна является руководителем регулярной этнопсихологической экспедиции, главной целью которой является изучение этнопсихологических характеристик населения Камчатского края, а именно, особенностей этнического самосознания. Альбина Александровна указывает на то, что этническое самосознание – центральный признак этнической группы, который остается сохранным даже в том случае, если язык группы или культурные традиции утеряны, и необходимо изучать психологические закономерности его функционирования. Результаты этнопсихологического исследования дали основание полагать, что этническое самосознание формируется в результате активного этнического конструирования – «процесса создания субъективного образа этнической группы, соотносимого с идеальным прообразом своей этнической группы и релевантного определенной культурно-исторической, этносоциальной позиции группы в социуме и субъективному экзистенциальному опыту личности». Таким образом, структура этнического самосознания объединяет в себе такие компоненты как образ объективного этнического пространства (другими словами, знание объективных характеристик своей этнической группы, например, национальных традиций и обычаев), образ субъективного этнического пространства (субъективное ощущение своей принадлежности к этнической группе). В процессе общения с представителями разных народностей, А.А. Бучек обратила внимание на стремление респондентов идеализировать образ своей этнической группы и выделила третий компонент – «Идеальный образ этнической группы», или «Идеальная модель должного», который в действительности никогда не достигается и существует только в сознании субъекта. Гармоничное функционирование этнического самосознания личности происходит только при согласовании этих трех компонентов между собой. Рассогласование же означает превалирование того или иного структурного компонента и три основных варианта функционирования этнического самосознания – трансэтнический, этноцентрированный или этномоделируемый. Психологические программы повышения межкультурной компетентности, воздействуя на тот или иной компонент, могут способствовать гармонизации этнического самосознания личности и установлению согласия между его компонентами.
Марина Лазуткина