• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России

Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А. и др.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России

22 ноября на очередном научном семинаре МНУЛ СКИ выступила с докладом Альбина Александровна Бучек, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. А.А. Бучек рассказала о собственном исследовании, проведенном на выборке малочисленных коренных камчатских народов, и о его теоретических предпосылках (видео).

22 ноября на очередном научном семинаре МНУЛ СКИ выступила с докладом «Этническое самосознание личности в пространстве традиционной культуры народов Северо-Востока России». Альбина Александровна Бучек, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга.


А.А. Бучек рассказала о собственном исследовании, проведенном на выборке малочисленных коренных камчатских народов, и о его теоретических предпосылкахАльбина Александровна является руководителем регулярной этнопсихологической экспедиции, главной целью которой является изучение этнопсихологических характеристик населения Камчатского края, а именно, особенностей этнического самосознания. Альбина Александровна указывает на то, что этническое самосознание – центральный признак этнической группы, который остается сохранным даже в том случае, если язык группы или культурные традиции утеряны, и необходимо изучать психологические закономерности его функционирования. Результаты этнопсихологического исследования дали основание полагать, что этническое самосознание формируется в результате активного этнического конструирования – «процесса создания субъективного образа этнической группы, соотносимого с идеальным прообразом своей этнической группы и релевантного определенной культурно-исторической, этносоциальной позиции группы в социуме и субъективному экзистенциальному опыту личности». Таким образом, структура этнического самосознания объединяет в себе такие компоненты как образ объективного этнического пространства (другими словами, знание объективных характеристик своей этнической группы, например, национальных традиций и обычаев), образ субъективного этнического пространства (субъективное ощущение своей принадлежности к этнической группе). В процессе общения с представителями разных народностей, А.А. Бучек обратила внимание на стремление респондентов идеализировать образ своей этнической группы и выделила третий компонент – «Идеальный образ этнической группы», или «Идеальная модель должного», который в действительности никогда не достигается и существует только в сознании субъекта. Гармоничное функционирование этнического самосознания личности происходит только при согласовании этих трех компонентов между собой. Рассогласование же означает превалирование того или иного структурного компонента и три основных варианта функционирования этнического самосознания – трансэтнический, этноцентрированный или этномоделируемый. Психологические программы повышения межкультурной компетентности, воздействуя на тот или иной компонент, могут способствовать гармонизации этнического самосознания личности и установлению согласия между его компонентами.

Марина Лазуткина