Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
Миронова О. И., Голенков А. А.
Педагогика и психология образования. 2024. № 2. С. 115-132.
Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.
In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
4-го апреля профессорами Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) Лилах Сагив и Соней Роккас в рамках научного семинара "Культура имеет значение" был представлен доклад "Сложность социальной идентичности и выводы относительно мотивации членов группы". Основное содержание доклада можно свести к следующему.
Все люди стремятся в той или иной мере быть членами различных групп. Групповое членство приносит определенную выгоду, но также влечет за собой и издержки. Например, членство в группе дает человеку ощущение безопасности и формирует позитивную идентичность, однако в то же время каждый член группы обладает рядом обязательств перед ней, а некоторые группы могут провоцировать формирование негативной идентичности. Группы могут как помогать выражать индивидуальные ценности, так и ставить барьеры на пути их выражения. Некоторые члены группы рассматривают свое членство в ней как инвестиционное обязательство по отношению к группе, в то время как другие не готовы платить за пребывание в группе. Наиболее лояльные члены группы получают более высокий статус, больше влияния и больший доступ к ресурсам группы. Однако, по мнению С. Роккас и Л. Сагив, трудно сказать, что именно мотивирует групповое членство. Одно и то же поведение можно рассматривать как мотивируемое желанием принести пользу группе, так и желанием получить выгоду с другой целью (например, для себя или для враждебной аутгруппы).
С. Роккас и Л. Сагив назвали три атрибутивных принципа, помогающих сделать выводы о поведении членов группы: невыполнение обязательств, принцип обесценивания и мотивация. Было представлено исследование, в котором изучалось то, как люди делают выводы о поведении других членов своей группы. Они предположили, что на данные выводы влияет сложность социальной идентичности. Сложность социальной идентичности проявляется в степени восприятия людьми множества своих групп как отличных друг от друга (Roccas & Brewer, 2002). Она может быть высокой или низкой в зависимости от степени перекрытия различных социальных идентичностей человека.
Комплексный образ Я предполагает знание нескольких моральных кодексов и рассмотрение нескольких способов действия как законных. Простой образ Я влечет за собой убеждение, что "наш путь является единственно правильным". Когда социальная идентичность довольно проста, каждая отдельная идентичность не так важна. Люди сильно мотивированы делать выводы в пользу группы. С. Роккас и Л. Сагив предположили, что сложная идентичность может заставить людей меньше полагаться на вывод о невыполнении своих обязательств и делать менее защитные объяснения.
Они провели три исследования: исследование свободного выбора военных «отказников», исследование реакции людей на человека, раскрывшего военную тайну, и исследование сложности карты Я-концепции. По результатам С. Роккас и Л. Сагив сделали следующие выводы: сложность социальной идентичности имеет отношение к содержанию выводов о поведении других членов группы, отрицательно коррелируя с интерпретацией "невыполнения обязательств" и положительно - с дополнительно предложенными интерпретациями. Подобные атрибуции можно менять, поощряя людей задумываться о сложности их социальной идентичности.