• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Грамотность в вопросах здоровья и ее роль в профилактике тревоги, депрессии и соматизации

Золотарева А. А.

В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Увлеченность сотрудников. Почему она важна и как ее повысить?

29 октября прошла открытая лекция Вильмара Шауфели, ведущего в мире специалиста по проблеме увлеченности персонала, автора более 400 научных работ по теме увлеченности персонала (видео).

Wilmar Schaufeli
Wilmar Schaufeli
Успешность бизнеса, размер прибыли зависит не только от факторов внешних, к примеру, качества предоставляемых услуг, но и от работы людей, которые эти услуги продают и производят. Человеческий капитал- одна из важных составляющих, которая оказывает чуть ли не ведущее влияние на работу компании в целом. Однако для понимания данного высказывания руководителю, по словам Вильмара Шауфели, необходимо не только рационально мыслить, но и обладать неким психологическим взглядом, то есть возможностью взглянуть не только на процесс, но и на людей, которые его организуют и в нем участвуют.

Исследования на тему того, как повысить эффективность работы персонала, проводятся уже достаточно длительное время. Но первоначально, основная роль в стимулировании работы людей отводилась системе материальной мотивации. Однако, понимая недлительный эффект, а также скудность данной системы стимулирования, психологи, а также специалисты HR с 60х годов начали проводить массивные исследования на тему системы нематериального стимулирования. По словам Клаудио Шауфелли, людям стало понятно, что роль для людей значат не только деньги, но и смысл выполняемой ими работы.

Таким образом, тема вовлеченности, увлеченности персонала волновала многих психологов, занимающихся исследованием организаций. Но если посмотреть на сами исследования, то можно заметить, определенный недостаток. Очень много статей посвящено теме профессионального выгорания или профессиональной деформации, то есть проблемам, что свидетельствует о необходимости внесения позитивного взгляда. Если провести параллель с запросом на коучинг- мы ждем не как ли осознания и знакомства со своей проблемой в лицо, как возможных вариантов ее решения.

Что же такое вовлеченность? По  определению Вильмара Шауфели - это психологический капитал сотрудников, их приверженность организации, экстраролевое поведение.Если человек  выполняет свою работу без особого энтуазиазма, а лишь ради денег или другой выгоды, то плоды его деятельности скорей всего будут не столь впечатляющими, как если бы он занимался тем же делом, но с погружением в процесс, с получением радости в течение выполнения работы и осознанием ответственности и привлекательности получения вознаграждения за результат.

Важный факт, который осветил Вильмар Шауфели, - это различие между трудоголизмом и вовлеченностью. Первое самим Вильмаром рассматривается как понятие отчасти негативное. Трудоголизм, чрезмерное погружение в процесс без обращения внимания на все отвлекающие и негативные факторы, перфекционизм, может легко привести к проблеме профессионального выгорания.  В свою очередь вовлеченность связана с удовлетворенностью, то есть получением радости от процесса и стремлением к положительному результату.

Вильмар Шауфели заостряет внимание на том, что людям, занимающимся бизнесом, необходимо понимать, насколько важно стремиться к тому, чтобы повысить вовлеченность сотрудников. Но не всегда это сделать легко, так как есть определенные сдерживающие факторы, связанные с неумением взглянуть не только на бизнес, но и на людей, не только на себя, на свою выгоду, но и на выгоду сотрудников.

Как уже отмечалось ранее, человек, который увлечен своей профессиональной деятельностью, испытывает удовлетворение. В организациях, где каждый шаг работы сотрудников контролируется со стороны высшего звена, где у сотрудников нет пространства для творчества, для собственных идей, где они вынуждены работать под страхом увольнения или же под постоянным контролем мелких деталей, удовлетворения от процесса быть не может. Также там, где нет никакого поощрения за выполненный результат, люди могут перестать вкладывать столько сил в свое детище.

Вильмар Шауфели выделил определенные двигатели вовлеченности, которые могут служить важным базисом для любой работы по повышению мотивации:

  1. Доверие к высшему руководству
  2. Вызовы, которая предлагает сама профессия
  3. Связь ценностей сотрудника с ценностями компании
  4. Поддержка со стороны других сотрудников, со стороны высшего звена
  5. Гордость со стороны руководства
  6. Отношения с сотрудниками
  7. Отношение с руководством
  8. Возможность профессионального роста


Вильмар Шауфели также обозначил слушателям, что негативно на вовлеченности складываются: перегрузка работой, давление со стороны руководства, постоянные цейтноты, низкий уровень поддержки сотрудников, требования к принятию решений, низкие расходы на развитие, обучение сотрудников в целом.

Таким образом, для того, чтобы сотрудники были увлечены своей работой, должны быть созданы определенные условия, в которых они будут чувствовать себя частью коллектива, а также осознавать, что их старания стоят того,  то есть будет результат, ради которого стоит трудиться. Безусловно, это тоже стоит определенных материальных вложений, но необходимо осознавать ценность таких трат. Бизнес тоже получает ряд выгод от более глубокой вовлеченности персонала, например:

  1. Повышение продаж
  2. Повышение производительности труда
  3. Удовлетворение требований клиентов по высшим стандартам
  4. Прибыль
  5. Продуктивность конкретного сотрудника
  6. Меньшая текучесть


Принимая во внимания выгоды от вложений в повышение увлеченности, можно осознать то, что прибыль будет больше затрат.

Но главный вопрос, который интересовал всех слушателей лекции, это именно то, как работать над повышением мотивации, вовлеченности, то есть какие конкретно шаги руководители должны предпринимать?

Вильмар Шауфели ответил нам на данный вопрос. Работа,прежде всего, должна происходить по различным направлениям - на индивидуальном, коллективном уровне и уровне огранизации в целом. То есть изменения должны быть направлены не только на сотрудника, но и на себя также.

Что отметил Вильмар про уровень индивидуальный, - для того, чтобы получать удовлетворение от работы, у людей должны быть ощущение разнообразия. Каждый день им необходимо давать не менее трех различных задач, ведь монотонность труда, как известно, может угнетать, способствовать появлению скуки, а также приводить к эмоциональному выгоранию. Более того, труд должен стимулироваться, то есть за продуктивную работу нужно хвалить, выражать благодарность. Что касается более формального поведения, необходимо ставить осмысленные, конкретные цели, которые возможно достичь, и которые выгодны не только тебе, но и сотруднику ( SMART), о чем будет свидетельствовать поощрение его деятельности, празднование успеха.

На уровне коллективном важно создать для сотрудника ощущение включенности в команду, уделять внимание проблеме тимбилдинга.

На уровне организации необходимо работать над дизайном должности,  а также над тем, что сама профессия должна предоставлять возможность сталкиваться с вызовом. Важно предоставить возможности для профессионального роста и обеспечить прозрачность и реальность данных перспектив. То есть очень важно, чтобы сотрудник мог ставить себе определенные цели, которые было бы возможно достичь, а организация служила бы пространством для самореализации личности.

В завершении лекции Вильмар выделил пять золотых правил для компании, а именно: необходимость действовать пошагово (не пытаться сразу достичь слишком высоких результатов, обладать неким терпением и ставить реальные цели), стараться видеть более широко, объединять цели организации и цели сотрудников, вовлекать сотрудников и топ-менеджеров в работу.

Что касается руководителей компании, их задача - создавать баланс между рабочими задачами и потребностями сотрудников, вести с сотрудниками открытый диалог о работе: интересоваться, как они себя ощущают, создавать позитивный климат при обсуждении задач, задействовать ресурсы и таланты сотрудников, давать им позитивную обратную связь и уметь получать обратную связь от них, обеспечивать: осмысленные, разнообразные задачи, предоставлять им автономность, возможность выбора, доверять сотрудникам и быть справедливым.

Возможно вряд ли найдется хоть один руководитель, который бы интегрировал в себя все компетенции, обозначенные Вильмаром Шауфели, однако, работу над собой проводить может каждый, а в современном обществе, где большим успехом пользуется услуга коучей и бизнес- консультантов, некую работу по донесении до руководителя важности работы над вовлеченностью сотрудников может начать вести и коуч, хотя выбор будет все же индивидуальным.

Многие стараются лишь получить прибыль, а единственным источником стимулирования работников видят лишь мотивацию материальную, возможно, она работает всегда, но результат, как правило, краткосрочный, более того, к премиям быстро привыкаешь. Поэтому важно понимать необходимость работы над нематериальными факторами стимулирования, которые также требуют расходов, но в перспективе долгосрочной приносят большую прибыль.


Материал подготовила Инга Исаева,
студентка магистерской программой "Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование".