Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Яковлева А. Ю., Царьков И. Н., Коссов В. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Gorin A., Kuznetsova E., Kislov A. et al.
Frontiers in Human Neuroscience. 2025. Vol. 19. P. 1-15.
В кн.: Субъективное благополучие сотрудника в организации. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. Гл. 5. С. 103-127.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
Here, I will present an overview of the early phases of language acquisition and focus on one area where a modeling approach is currently being conducted, using tools of signal processing and automatic speech
recognition: the unsupervised acquisition of phonetic categories. It is known that during the first year of life, before they are able to talk, infants construct a detailed representation of the phonemes of their native language and loose the ability to distinguish nonnative phonemic contrasts (Werker & Tees, 1984). It will be shown that the only mechanism that has been proposed so far, that is, unsupervised statistical clustering (Maye, Werker and Gerken, 2002), may not converge on the inventory of phonemes, but rather on contextual allophonic units that are smaller than the phoneme (Varadarajan, 2008). Alternative algorithms will be presented using three sources of information: the statistical distribution of their contexts, the phonetic plausibility of the grouping, and the existence of lexical minimal pairs (Peperkamp et al., 2006; Martin et al, submitted). It is shown that each of the three sources of information can be acquired without presupposing the others, but that they need to be combined to arrive at good performance. Modeling results and experiments in human infants will be presented.