Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
Миронова О. И., Голенков А. А.
Педагогика и психология образования. 2024. № 2. С. 115-132.
Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.
In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
На протяжении двух дней у нас была возможность присутствовать на лекциях всемирно известного психотерапевта, психолога, писателя Клаудио Наранхо, который за многие годы практики сформировал свой собственный взгляд на психотерапию.
С самого начала учебы на магистерской программе, мы много раз слушали про то, что такое состояние потока. И непосредственно на лекции Клаудио, это состояние можно было прочувствовать. Стало ясно, что в нашем мире действительно есть люди, которые испытывают не только искреннее желание помочь другому, близкому, клиенту, но и желание изменить моральные, духовные устои общества в целом. Профессор делился с нами не просто теоретическими знаниями, но и много рассказывал о том, что пришлось пережить ему. Наряду с ощущением сопереживания возникало ощущение веры в то, что нет никаких ситуаций, которые могут полностью эмоционально разрушить кого-либо, по крайней мере, до конца. Порой, пережив сложные и травмирующие ситуации, оказавшись на грани жизни и смерти, люди приобретают совершенно новое видение. По словам Клаудио Наранхо, в каждом из нас живет нечто божественное или же просто интуиция, только оно может спать глубоким сном, или быть нами покинутым.
На первой лекции, Клаудио делился со слушателями своим пониманием того, что такое любовь и осознанность, что важно для того, чтобы научиться любить и что может помочь нам на нашем пути самопознания. Мало просто осознать, что было в твоем детстве, нужно уметь продвинуться дальше, а именно, узнав правду, понять, что реальность в твоих руках, что и является первым шагом к тому, чтобы измениться. Хотя путь к осознанности и всякого рода изменения - это вещь довольно сложная, да и в принципе для многих, особенно тех, кто психологическое или психоаналитическое направление отрицает - это что-то ненужное. И причина такого взгляда лежит не в нас, а в обществе в целом.
На второй лекции профессор озвучил факторы, которые влияют на формирование норм и устоев, провоцируют страх к изменениям, блокируют развитие чувства эмпатии, столь для нас необходимого, а также просто умения любить.
Самая важная проблема современного общества – слишком большое внимание к развитию рационального знания, в отличии от духовного, эмоционального, отсутствие способности любить, банальное следование четко выстроенному тобой или родителями жизненному плану, в ущерб развитию интуиции, чувственности, чрезмерное стремление походить на желаемые образы, будь то мать, отец, или же люди, обладающие популярностью и властью.
В период детства у многих людей вырабатывается определенный стереотип идеального человека, а боязнь оказаться не как все, не найти друзей или же не сделать карьеру, если ты будешь чем-то отличаться, приводит к тому, что мы забываем о себе. Так как в обществе все- таки главенствуют материальные ценности, мы путаем, что такое любовь реальная и фальшивая. Мы привыкли всячески заполнять внутреннюю пустоту различными заменителями, а погружение во внутренний мир ассоциируется с чем- то ненормальным или пугающим.
По словам Клаудио Наранхо, который испытывает эмпатию к тому, что происходит вокруг, у многих из нас нет чувства удовольствия, радости жизни, и, мы, к сожалению, часто это не осознаем. Многие родители учат детей быть такими, какие они сами, и вовсе не признают, что ребенок тоже может обладать некими своими собственными взглядами или же желаниями, которые часто не граничат с родительскими. Учителя в школе не прививают детям интерес к учебе, а просто заставляют что-либо учить путем запугивания. И после окончания школы большинство уходит не с пониманием того, что они изучали, а с багажом выученных теорем или же правил, которые неизвестно как применить в университете. Печально, что аналогичная ситуация есть и в некоторых университетах, где студентам не дают ни малейшей возможности участия в том, что происходит на лекции или семинаре, а также на формирование своего собственного взгляда на ту или иную дисциплину. Никто не отрицает то, что важна теория, но согласитесь, приятно, когда есть возможность выразить и некоторое свое мнение, которое будет воспринято позитивно или негативно - не важно, главное, которое просто кто-то услышит и иногда даже даст обратную связь. В принципе это некий позитивный образ отца, который дает защиту, что приводит к ощущению уверенности в себе, но такой образ есть не у всех. Профессор отметил, что многие столкнулись с постоянными угрозами, наказаниями, жесткостью. Это, безусловно, привело к формированию четких и таких же жестоких требований по отношению к себе, а отсутствие признания, гордости спровоцировало постоянное стремление к достижению чего- то необъятного, того, что может впечатлить, к желанию достичь похвалы любыми путями, путь даже злоупотреблением собственным телом.
Интересно, что Клаудио Наранхо говорит о том, что наше развитие может сдерживать такой интересный факт, как зависть родителей к тому, что их дети растут в обществе более свободном, иногда открыто выражают эмоции, несмотря на то, что вроде бы их так не учили, более того могут даже быть более интеллектуально развиты. Этому способствует не столь негативная политическая ситуация, а также возрастание интереса к психологии, психотерапии, психоанализу, духовным практикам, другим направлениям, которые показывают важность уделять внимание себе самому, своим чувствам, эмоциям. Так что на самом деле сейчас у людей есть возможность научиться любить себя, любить другого, ценить то, чем ты занимаешься, гордиться собой, Даже в ситуации полного хаоса, пустоты и неопределенности, научившись слушать себя и значимого другого, можно вновь обрести страсть к жизни.
Хотелось бы поблагодарить магистерскую программу за возможность присутствовать на лекциях таких людей, с искренней страстью и любовью к жизни, у которых можно много чему поучиться, смотря на которых просто обретаешь веру и понимание того, что нет ничего странного в странности. А научиться любить жизнь, обрести новое, что раньше не видел и не понимал, может каждый.
Инга Исаева, слушательница Магистерской программы