Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.
СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.
Панфилова Е. А., Асланова М., Леонов С. В. и др.
Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19. № 4. С. 58-77.
В кн.: Субъективное благополучие сотрудника в организации. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. Гл. 5. С. 103-127.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
«Мне было любопытно его подготовить, но я был на сто процентов уверен, что он не состоится», — говорит про свой курс «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения» Василий Ключарев. Затея с Coursera была для него экспериментом, проводимым в весьма тяжелых условиях. Четырнадцать лет отработав в крупных европейских университетах и научных центрах, в НИУ ВШЭ Василий Ключарев пришел, чтобы реформировать испытывавший трудности факультет психологии. Всего за год на факультете появилось новое научное направление — нейроэкономическое, был создан Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, получивший современное оборудование, открылась магистерская программа по когнитивным наукам.
Но сомнения Василия Ключарева были связаны не только с нехваткой времени. Все же нейроэкономика — область знаний весьма специфическая и, казалось бы, не для широкой аудитории. Однако слушателей Coursera она заинтересовала.
67 тыс. чел. записались на курс
около 25 тыс. чел. посмотрели лекции
8 тыс. слушателей обсуждают курс на форуме
более 4 тыс. чел. решили сдавать экзамен
Среди тысяч студентов — и биологи, и гуманитарии, и люди из бизнеса, которым интересно, что из нейробиологии можно использовать, например, в маркетинговых технологиях. «По сравнению с обычным «офлайновым» курсом мне ничего особо менять не пришлось, — уверяет профессор Ключарев. — Разве что сделал материал чуть-чуть проще, доступнее». В этом, кстати, помогли технические специалисты, которые переформатировали, дополнив визуальными эффектами, слайды, демонстрируемые во время лекций.
Противники онлайн-образования часто указывают на его дезорганизованность (по другую сторону экрана ведь тысячи студентов, за которыми не уследишь) и трудности с «обратной связью». Но массовость имеет и положительные эффекты, с которыми, изучая записи на форуме курса, столкнулся лектор: «Возникает «критическая масса» умных ребят, которые очень интересно самоорганизуются и инициируют необычные дискуссии, за которыми ты сам начинаешь следить». Спонтанно образуются группы по интересам и по странам, «продвинутые» слушатели помогают «чайникам» разобраться в ключевых понятиях науки: «Можно увидеть, как экономист задает вопрос по нейробилогическим методам, а другой слушатель, явно нейробиолог, тут же отвечает ему». Столь интенсивного обмена мнениями и мощного «фидбэка» в обычных условиях добиться нельзя.
Главная мотивация преподавателя — в том, что публичные онлайн-курсы делают ему рекламу. Благодаря Coursera можно значительно расширить не только свою студенческую аудиторию, но и сеть профессиональных контактов. Коллеги регулярно оставляют Василию Ключареву отзывы в социальных сетях, и сам он попросил нескольких западных ученых, специалистов в соответствующих областях, записать на видео небольшие комментарии в дополнение к своим лекциям. Никто не отказал.
«Для меня это превращается в микрошколу: я общаюсь со студентами и учеными, коллеги комментируют мои слайды, высказываются по интересным темам, — это все тоже бонусы, которых я от Coursera не ожидал», — говорит Василий Ключарев.
Тем, кто только берется за подготовку такого курса, он советует обязательно взять ассистента (одному преподавателю со всем объемом информации справиться невозможно) и заранее планировать время, необходимое для взаимодействия со слушателями на форуме.
Курс на Coursera — это цикл заранее записанных лекций. И техническая сторона дела тут не менее важна, чем его содержание. Первый опыт записи для многих преподавателей оказывается шоком. «Я никогда не выходил с лекции таким уставшим, как после записи видео для Coursera, — рассказывает Василий Ключарев. — Трудность на физиологическом уровне — стоишь на одном месте, непонятно куда говоришь. Я-то во время лекций привык ходить, это даже стимулирует мыслительный процесс».
«Так как надо было проверять, нет ли помарок, мне пришлось отсматривать все видеозаписи — я впервые посмотрел на себя со стороны, — продолжает Василий Ключарев. — Это любопытный опыт — кадр за кадром смотреть, как и что я говорю, где удачно получается, а где нет. Я вижу кучу своих недостатков, но удивлен, как неплохо в результате все получилось».
На запись каждой лекции уходило в среднем по три часа. После всех отсмотров, редакторской правки и монтажа на Coursera загружалась часовая лекция.
Тяжелая работа для непривыкших к киносъемкам преподавателей. Возможно, лучше с ней справились бы актеры, читающие текст, или виртуальные персонажи? «Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы, — говорит Василий Ключарев. — Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни? Кто-то, возможно, хорошо, а кто-то — с недоверием. Все же если условный Клуни будет выводить математические формулы, он хоть что-то должен в математике понимать».
Если Джордж Клуни вряд ли отнимет у Григория Перельмана Филдсовскую премию, то вот MOOC (Massive Open Online Courses) могут существенно повлиять на развитие традиционного университетского образования. «До начала своего проекта на Coursera я был бóльшим скептиком относительно интернет-образования, — признается Василий Ключарев. — Я, наверное, ретроград. Люблю держать в руках бумажные книжки. И потом, я получал биологическое образование, на практических занятиях работал с животными, с препаратами. Но, может быть, новому поколению совсем неважно, где они видят преподавателя — на экране или в аудитории?»
Почти все теоретические курсы можно сделать онлайновыми, считает он. Возможно, в будущем учиться в университете будут не пять-шесть лет, а гораздо меньше: базовые курсы студенты будут осваивать в сети, а потом будут приходить к ученым за эксклюзивными знаниями.
Но одного преимущества традиционных университетов — возможности вести исследовательскую работу — онлайн-образование лишено. «А без исследовательской работы ты не выпускник», — уверен профессор Ключарев.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ