• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Книга
Субъективное благополучие сотрудника в организации
В печати

Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.

СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.

Статья
Применение систем регистраций движений глаз в оценке зрительно-пространственной памяти у детей дошкольного возраста

Панфилова Е. А., Асланова М., Леонов С. В. и др.

Национальный психологический журнал. 2024. Т. 19. № 4. С. 58-77.

Глава в книге
Роль просоциальной идентичности и коллективной эффективности в коллективной активности
В печати

Прусова И. С., Ананьева О. А.

В кн.: Субъективное благополучие сотрудника в организации. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. Гл. 5. С. 103-127.

На онлайн-курсах возникает «критическая масса» умных ребят

Заменит ли интернет-образование традиционные университеты? Где лекции читать тяжелее — в аудитории или перед камерой? Был бы Джордж Клуни убедителен в роли настоящего преподавателя? Ответы на эти вопросы дает декан факультета психологии ВШЭ Василий Ключарев, который читает на Coursera авторский курс по нейроэкономике.

«Мне было любопытно его подготовить, но я был на сто процентов уверен, что он не состоится», — говорит про свой курс «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения» Василий Ключарев. Затея с Coursera была для него экспериментом, проводимым в весьма тяжелых условиях. Четырнадцать лет отработав в крупных европейских университетах и научных центрах, в НИУ ВШЭ Василий Ключарев пришел, чтобы реформировать испытывавший трудности факультет психологии. Всего за год на факультете появилось новое научное направление — нейроэкономическое, был создан Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, получивший современное оборудование, открылась магистерская программа по когнитивным наукам

Но сомнения Василия Ключарева были связаны не только с нехваткой времени. Все же нейроэкономика — область знаний весьма специфическая и, казалось бы, не для широкой аудитории. Однако слушателей Coursera она заинтересовала.

67 тыс. чел. записались на курс

около 25 тыс. чел. посмотрели лекции

8 тыс. слушателей обсуждают курс на форуме

более 4 тыс. чел. решили сдавать экзамен

 

Кто сказал, что массовость — это плохо?

Среди тысяч студентов — и биологи, и гуманитарии, и люди из бизнеса, которым интересно, что из нейробиологии можно использовать, например, в маркетинговых технологиях. «По сравнению с обычным «офлайновым» курсом мне ничего особо менять не пришлось, — уверяет профессор Ключарев. — Разве что сделал материал чуть-чуть проще, доступнее». В этом, кстати, помогли технические специалисты, которые переформатировали, дополнив визуальными эффектами, слайды, демонстрируемые во время лекций.

Противники онлайн-образования часто указывают на его дезорганизованность (по другую сторону экрана ведь тысячи студентов, за которыми не уследишь) и трудности с «обратной связью». Но массовость имеет и положительные эффекты, с которыми, изучая записи на форуме курса, столкнулся лектор: «Возникает «критическая масса» умных ребят, которые очень интересно самоорганизуются и инициируют необычные дискуссии, за которыми ты сам начинаешь следить». Спонтанно образуются группы по интересам и по странам, «продвинутые» слушатели помогают «чайникам» разобраться в ключевых понятиях науки: «Можно увидеть, как экономист задает вопрос по нейробилогическим методам, а другой слушатель, явно нейробиолог, тут же отвечает ему». Столь интенсивного обмена мнениями и мощного «фидбэка» в обычных условиях добиться нельзя.


Зачем преподавателю Coursera?

Главная мотивация преподавателя — в том, что публичные онлайн-курсы делают ему рекламу. Благодаря Coursera можно значительно расширить не только свою студенческую аудиторию, но и сеть профессиональных контактов. Коллеги регулярно оставляют Василию Ключареву отзывы в социальных сетях, и сам он попросил нескольких западных ученых, специалистов в соответствующих областях, записать на видео небольшие комментарии в дополнение к своим лекциям. Никто не отказал.

«Для меня это превращается в микрошколу: я общаюсь со студентами и учеными, коллеги комментируют мои слайды, высказываются по интересным темам, — это все тоже бонусы, которых я от Coursera не ожидал», — говорит Василий Ключарев.

Тем, кто только берется за подготовку такого курса, он советует обязательно взять ассистента (одному преподавателю со всем объемом информации справиться невозможно) и заранее планировать время, необходимое для взаимодействия со слушателями на форуме.


And the Oscar goes to…

Курс на Coursera — это цикл заранее записанных лекций. И техническая сторона дела тут не менее важна, чем его содержание. Первый опыт записи для многих преподавателей оказывается шоком. «Я никогда не выходил с лекции таким уставшим, как после записи видео для Coursera, — рассказывает Василий Ключарев. — Трудность на физиологическом уровне — стоишь на одном месте, непонятно куда говоришь. Я-то во время лекций привык ходить, это даже стимулирует мыслительный процесс».

«Так как надо было проверять, нет ли помарок, мне пришлось отсматривать все видеозаписи — я впервые посмотрел на себя со стороны, — продолжает Василий Ключарев. — Это любопытный опыт — кадр за кадром смотреть, как и что я говорю, где удачно получается, а где нет. Я вижу кучу своих недостатков, но удивлен, как неплохо в результате все получилось».

На запись каждой лекции уходило в среднем по три часа. После всех отсмотров, редакторской правки и монтажа на Coursera загружалась часовая лекция.

Тяжелая работа для непривыкших к киносъемкам преподавателей. Возможно, лучше с ней справились бы актеры, читающие текст, или виртуальные персонажи? «Я, в принципе, не против, чтобы вместо нас лекции читали актеры или роботы, — говорит Василий Ключарев. —  Но как будут реагировать студенты, если вместо меня будут видеть Джорджа Клуни? Кто-то, возможно, хорошо, а кто-то — с недоверием. Все же если условный Клуни будет выводить математические формулы, он хоть что-то должен в математике понимать».


Гроза университетов

Если Джордж Клуни вряд ли отнимет у Григория Перельмана Филдсовскую премию, то вот MOOC (Massive Open Online Courses) могут существенно повлиять на развитие традиционного университетского образования. «До начала своего проекта на Coursera я был бóльшим скептиком относительно интернет-образования, — признается Василий Ключарев. — Я, наверное, ретроград. Люблю держать в руках бумажные книжки. И потом, я получал биологическое образование, на практических занятиях работал с животными, с препаратами. Но, может быть, новому поколению совсем неважно, где они видят преподавателя — на экране или в аудитории?»

Почти все теоретические курсы можно сделать онлайновыми, считает он. Возможно, в будущем учиться в университете будут не пять-шесть лет, а гораздо меньше: базовые курсы студенты будут осваивать в сети, а потом будут приходить к ученым за эксклюзивными знаниями.

Но одного преимущества традиционных университетов — возможности вести исследовательскую работу — онлайн-образование лишено. «А без исследовательской работы ты не выпускник», — уверен профессор Ключарев.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ