• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Таксономия черт личности, основанная на прилагательных русского языка

Мишкевич А. М., Щебетенко С. А., Калугин А. Ю. и др.

Сибирский психологический журнал. 2024. № 91. С. 60-80.

Глава в книге
Грамотность в вопросах здоровья и ее роль в профилактике тревоги, депрессии и соматизации

Золотарева А. А.

В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

«Традиционные представления о восприятии языка неверны»: интервью приглашённого профессора ВШЭ Юрия Штырова «Газета.Ru»

Российские нейрофизиологи совершили прорыв в восприятии и понимании речевой информации мозгом человека, опровергнув традиционные представления о языке. «Газета.Ru» побеседовала с Юрием Штыровым, приглашённым профессором ВШЭ, руководителем группа психофизиологии и нейробиологии языка и речи Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ.

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована статья российских ученых, посвященная новым наработкам в понимании речевой информации мозгом человека. Их открытия опровергают традиционные представления о восприятии нами языка.

«Газета.Ru» побеседовала об исследовании с его руководителем, доктором наук, профессором Юрием Штыровым. Он является заведующим лабораторией магнитоэнцефалографии в Институте клинической медицины (Университет г. Орхуса, Дания), профессором в Центре языков и литературы (Университет г. Лунда, Швеция) и приглашенным профессором Высшей школы экономики.

— В чем состоит главный вывод работы?

— Работа показывает, что в восприятии и понимании речевой информации мозгом человека участвуют не только традиционные речевые области, известные еще из классических работ неврологов XIX столетия, таких как Брока, Вернике, Лихтхайм, но и те зоны коры головного мозга, которые управляют двигательным аппаратом и отвечают за двигательную активность. Участие этих зон обеспечивается в процессе их практически мгновенной и автоматической активации, которая начинается спустя менее чем 100 миллисекунд после предъявления слов акустически и имеет место автоматически, даже когда человек не прислушивается к предъявляемым ему словам.

Кроме того, наша работа показывает, что слова не только активируют свои области в моторной коре (например, при прослушивании слова «пинок» автоматически активируется зона, контролирующая движения ног), но и подавляют активность в чужих зонах, которые по смыслу связаны с другими словами.

Это прямо свидетельствует в пользу того, что такой базовый нервный процесс, как торможение соседних нейронов в моторной коре, известный из исследований на животных, принимает непосредственное участие в таких сложных и высоких видах деятельности мозга, как восприятие языка.

— Как это изменит понимание восприятия языка человеком и механизмов, лежащих в основе этого?

— Эти результаты четко указывают на то, что традиционные представления о восприятии мозгом языка как об изолированной, оперирующей абстрактными символами системе неверны. Способность понимать слова и их смысл коренится в биологии, а именно непосредственно в восприятиях и действиях, связанных с этими словами. Когда ребенок узнает новые слова, они воспринимаются непосредственно в связи с объектами и действиями, которые они означают.

Например, мама показывает на солнце и говорит: «Солнышко», а ребенок слышит произносимые ею звуки, повторяет их, глядя на солнце, видя его свет и ощущая его тепло. Или он бежит и слышит от родителей: «Беги, малыш». Естественно, при этом происходит активация его мозга в тех зонах, которые отвечают и за слуховое восприятие, и за артикуляцию, и за восприятие зрительных образов и (или) контроль движений. Из основ нейрофизиологии известно, что когда нейроны активируются одновременно, то между ними появляются и усиливаются связи, возникают ассоциации между мозговыми процессами, отвечающими за такие, казалось бы, разные функции.

Эти нейробиологические процессы — так называемое ассоциативное обучение — лежат в основе нашей способности к обучению и формированию новых навыков (вспомните собаку Павлова).

Таким образом, формируется целая сеть нервных клеток, находящихся в разных районах мозга, включая и те, которые традиционно связывают не с речью, а с простыми функциями, такими как движение мышц, которые присутствуют не только у человека, а у всех животных. Эта сеть и становится мозговым представительством того или иного слова, напрямую, физиологически связывая его звучание и произношение с теми действиями и ощущениями, которые оно означает.

Наши данные, таким образом, свидетельствуют в пользу того, что слова и концепции представлены в мозге в виде таких распределенных сетей нейронов, которые активируются практически мгновенно и автоматически при восприятии речи, что обеспечивает быструю, динамическую и легкую обработку потока речевой информации, с которой нам приходится иметь дело в повседневном общении.

— Какие методы использовались в ходе исследования? В чем состоит непосредственно ваш вклад?

— Основной метод — магнитоэнцефалография (МЭГ), которая основана на регистрации микроскопических магнитных полей, генерируемых нейронами в процессе их работы и связанной с ней электрической активностью.

Для обработки полученных таким образом данных о распределении магнитных полей вокруг головы и их динамике в процессе эксперимента используются сложные математические алгоритмы, способные сконструировать модель источника активности в мозге исходя из полученной вне мозга записи магнитной активности.

При этом для аккуратного моделирования свойств мозга как электрического проводника и источника электромагнитной активности используется магнитно-резонансная томография, дающая трехмерное изображение структуры мозга каждого испытуемого.

Мой вклад, как руководителя работы, состоял в планировании и дизайне экспериментов, выборе стратегии обработки данных и, конечно, их описании для научной публикации — все это, разумеется, в тесном контакте с моими соавторами.

— Какие перспективы у направления, которому посвящена данная работа?

— Остается много вопросов, связанных с механизмами восприятия языка мозгом, и мы пока лишь только стоим на пороге понимания большинства из них. Поэтому предстоит гигантский объем экспериментальной и теоретической работы, связанной с самыми разными аспектами этой функции. С практической стороны мы хотели бы использовать полученные в ходе фундаментальных исследований знания для понимания, а в перспективе — диагностики и терапии разнообразных речевых и когнитивных расстройств, которыми страдают большое количество людей и которые связаны с нарушениями нормальной деятельности мозга.

— Где проводились исследования? Помогали ли вам и вашим коллегам российские центры или большая часть работы была проведена в Великобритании и Дании?

— Экспериментальная работа выполнена на базе МЭГ-Центра Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) под руководством профессора Татьяны Строгановой при непосредственном участии самой Татьяны Александровны, а также Анны Буториной и Анастасии Николаевой, которые выполнили львиную долю практической работы по подготовке экспериментов, сбору данных и их обработке. Без замечательной инфраструктуры МЭГ-Центра МГППУ и профессиональных знаний и тяжелого труда его сотрудников эта работа была бы невозможна. Само это направление находится в русле теоретических и экспериментальных исследований, развивающихся в мире в последние годы, не в последнюю очередь с той работой, которой занимался наш центр в Кембридже на протяжении более десяти последних лет.

— Собираетесь ли вы с коллегами продолжить исследования в этом направлении и развить выводы, полученные в ходе этой работы?

— Однозначно. В работе находится целая серия экспериментов по данной тематике и другие связанные с ней совместные эксперименты.

Совместно с российскими коллегами в МГППУ и ВШЭ мы планируем создание новой лаборатории в Москве, которая сможет использовать весь арсенал современных методов картирования мозга человека для изучения нейробиологических основ нашего поведения и определяющих его разнообразных нейрокогнитивных функций. Конечно, это возможно только при получении финансирования, поэтому в планах также совместная подача заявок на научные гранты и другие инициативы.

Источник: http://www.gazeta.ru/science/2014/04/23_a_6002413.shtml