Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.
Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.
Leontiev D., Osin E.
In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
Екатерина Орел: Мы всегда интересны сами себе. Тесты – быстрый и безопасный способ узнать о себе что-то новое, укрепить самооценку, проверить границы своего «Я». Достаточно просто загрузить страницу и ответить на 10–15 простых вопросов. Ответ на каждый – всегда небольшой опыт самопознания. Знаю или не знаю? Как я поведу себя в ситуации конфликта? Смогу ли захватить королевство? Если результат подтверждает наш образ «Я», мы успокаиваемся и начинаем лучше к себе относиться. Если узнаем что-то новое – корректируем наш образ или (пусть на мгновение) внимательнее вглядываемся в себя. В результатах тестов редко дается негативная информация, а прочесть про себя что-то хорошее всегда приятно. Заодно нам интересно еще и посоревноваться с создателем теста: раскусить, к чему он отнес тот или иной вариант ответа, и попробовать предсказать итог. Каждый вопрос – не только опыт самопознания (даже в шуточных тестах нужно примерить на себя ответ и выбрать тот, который ближе всего), но и интеллектуальное соревнование с автором.
Публиковать в соцсетях свой результат для всеобщего обозрения – безусловно, в этом есть доля нарциссизма. Многим из нас важно, как мы выглядим в глазах других людей. И публикуем мы, как правило, только результаты, которые нравятся нам самим. Показать, что ты похож на всеми любимого персонажа, – значит приблизиться к нему и взять себе часть его привлекательности. В разумных количествах этот опыт полезен.
Конечно, профессиональные тесты в том случае, если они отвечают стандартам качества тестирования, дают неизмеримо больше и опыта, и ценной информации. Вопросы в них касаются ключевых моментов переживаний и поведения человека, поэтому позволяют сфокусироваться на самых важных аспектах нашей жизни. Шуточные тесты часто составляются наобум, их результат понятен и предсказуем, но привлекательность их выше, хотя бы потому, что они требуют куда меньше работы личности.
С тестами в интернете, как и с любой другой информацией, стоит быть осторожнее. Если отличить шуточный тест от профессионального достаточно легко, то отделить хороший профессиональный тест от плохого не так просто. Ни авторство известного психолога (особенно давно умершего), ни обещания раскрыть все тайны бессознательного не являются гарантией качества теста, а значит – и гарантией того, что человек получит полную и достоверную информацию о себе.
Меняется мир, меняются люди, профессии – и тесты должны успевать вслед за этими переменными. Проходя сейчас тест Айзенка в том виде, в котором Ганс Айзенк сконструировал его в 1963 году, мы сравниваем себя не со своими современниками, а с человеком 1960-х годов, что, может быть, и интересно, но не слишком информативно в сегодняшнем мире. Поэтому, проходя профессиональные психометрические тесты в интернете, стоит хотя бы поинтересоваться, когда они обновлялись и с кем вы сравниваете себя.
К сожалению, большинство сайтов, на которых можно бесплатно найти известные профессиональные тесты, не дают такой информации, а методики, которые лежат там в открытом доступе, давно устарели. Поэтому рассчитывать на достоверный результат на таких сайтах не стоит. В русскоязычном и мировом интернете есть ресурсы, которые предоставляют доступ к качественным психометрическим тестам, но их не так много, например, русскоязычные www.ht.ru/cms/test и www.proforientator.ru/tests, англоязычный www.queendom.com/tests/index.htm
За каждым вопросом профессионального теста стоит большая работа, как по разработке, так и по поддержанию его качества. Профессиональные психометрические тесты (психометрические – значит тесты привычной нам формы «вопрос – варианты ответа») основаны на механизме сравнения людей друг с другом. Перед тем как опубликовать тест, авторы должны провести исследование, чтобы с помощью эмпирических данных доказать, что данный тест измеряет именно то, на что он направлен, и его результаты надежны и устойчивы к действию побочных факторов (времени, настроения респондента, желания обмануть тест).
Для этого опрашиваются люди, обладающие теми же признаками, что и те, на ком впоследствии этот тест будет проводиться, и проводятся расчеты, подтверждающие качество теста. Если какие-то показатели оказываются неудовлетворительными, тест меняется и исследование повторяется до тех пор, пока полученные значения не удовлетворят авторов. Автор профессионального психометрического теста всегда может доказать, почему каждый конкретный респондент получил именно тот результат, который он получил.
Существует и промежуточная между профессиональными и любительскими тестами группа методик: они создаются профессиональными психологами, но не проходят психометрическую проверку. Их цель – тоже скорее развлекательная, но, в отличие от любительских, они все же основаны на профессиональном опыте и интуиции психолога. Их результат, даже если не совсем достоверный, может заставить задуматься о жизненных вопросах и пути развития личности.
Проходить такие тесты в интернете – бессмысленно. Мы все рискуем оказаться «маньяками». Никто не поручится за квалификацию людей, которые выкладывают в интернет проективные тесты. Кроме того, сами их авторы ставят довольно жесткие ограничения на условия их прохождения. Скажем, тест Люшера проводится только с карточками определенных цветов – другой оттенок может исказить результат. Проконтролировать соблюдение этих условий по ту сторону монитора невозможно, поэтому нельзя поручиться за результат. Проективные тесты (тест Люшера, тест Роршаха, любые рисуночные методики, тематический апперцептивный тест) имеет смысл проходить только в диалоге с квалифицированным психологом, имеющим опыт работы с этим классом тестов.
Источник: Psychologies