Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.
Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.
Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.
In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
Выбор темы лекции (о том, как в природе и обществе создаются трудности) для выступления в Дарвиновском музее был, конечно, неслучаен. Создавая трудности для окружающих, организмы в живой природе и организации в обществе тем самым борются за выживание, качественно к лучшему, развиваются. Например, есть такой креозотовый кустарник. Он отравляет вокруг себя почву, чтобы не дать разрастись другим растениям и застолбить таким образом собственную территорию. Или — самка глухаря, она заставляет токовать претендентов на брачный союз, чтобы выбрать достойного кандидата для продолжения рода. А Высшая школа экономики обучает своих студентов по самым современным и сложным методикам, предельно нагружая и тестируя их, чтобы подготовить к будущей трудовой деятельности.
Все три примера говорят об одном и том же: создание трудностей для окружающих входит в «компетенции» всего живого на Земле, и трудности эволюционируют вместе с живыми организмами. И все эти примеры наполнены разным смыслом. И смысл этот тоже эволюционирует вместе с живыми организмами и создаваемыми ими трудностями.
Обо всем этом, а еще о Федоре Достоевском и Фазиле Искандере, акулах и космонавтах говорил психолог, доктор наук Александр Поддьяков в своей лекции в Дарвиновском музее.
Слушать и смотреть в любом случае лучше, чем читать пересказ, поэтому надо посмотреть видеозапись лекции и самостоятельно разобраться в том, что имел в виду ученый, сравнивая нашу деятельность с деятельностью значительно более примитивных организмов.
В лекции говорится об альтернативном альтруизме, логике наименьшего зла и цене счастья. И если каждый из нас достаточно легко может понять без специальной подготовки, что ЕГЭ входит в число диагностирующих трудностей, то нелегко примириться с тем, что в этом смысле система высшего образования (и Вышка в том числе) от самки глухаря не сильно отличается. Ведь Вышка тоже создает трудности, чтобы оценить претендента на обучение. Гораздо приятнее сравнить экзамен с чем-нибудь другим, потому что только человек оказался способен превратить процесс создания интеллектуальных трудностей в особый вид деятельности.
Итак, мы эволюционировали настолько, что смогли не только выработать нравственное отношение к трудностям и разработать глобальный индекс миролюбия, но и наши трудности, учтите это, эволюционируют вместе с нами. Так что слушайте и смотрите лекцию и чаще задумывайтесь о том, чем же мы все-таки отличаемся от животных или растений.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ