• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Weight Perturbations for Simulating Virtual Lesions in a Convolutional Neural Network

MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.

Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.

Глава в книге
Can the Effects of Internet Shutdowns be Estimated Separately from Their Causes? Simulation-Based Inference in the Context of Difference-in-Differences Models

Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.

In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.

Препринт
CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES

Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.

Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024

Видеозапись лекции профессора Александра Поддьякова «Эволюция создания трудностей»

28 ноября в рамках проекта «Университет, открытый городу», профессор факультета психологии ВШЭ Александр Поддьяков выступил в Дарвиновском музее с лекцией «Эволюция создания трудностей».


Выбор темы лекции (о том, как в природе и обществе создаются трудности) для выступления в Дарвиновском музее был, конечно, неслучаен. Создавая трудности для окружающих, организмы в живой природе и организации в обществе тем самым борются за выживание, качественно к лучшему, развиваются. Например, есть такой креозотовый кустарник. Он отравляет вокруг себя почву, чтобы не дать разрастись другим растениям и застолбить таким образом собственную территорию. Или — самка глухаря, она заставляет токовать претендентов на брачный союз, чтобы выбрать достойного кандидата для продолжения рода. А Высшая школа экономики обучает своих студентов по самым современным и сложным методикам, предельно нагружая и тестируя их, чтобы подготовить к будущей трудовой деятельности.

Все три примера говорят об одном и том же: создание трудностей для окружающих входит в «компетенции» всего живого на Земле, и трудности эволюционируют вместе с живыми организмами. И все эти примеры наполнены разным смыслом. И смысл этот тоже эволюционирует вместе с живыми организмами и создаваемыми ими трудностями.

Обо всем этом, а еще о Федоре Достоевском и Фазиле Искандере, акулах и космонавтах говорил психолог, доктор наук Александр Поддьяков в своей лекции в Дарвиновском музее.

Слушать и смотреть в любом случае лучше, чем читать пересказ, поэтому надо посмотреть видеозапись лекции и самостоятельно разобраться в том, что имел в виду ученый, сравнивая нашу деятельность с деятельностью значительно более примитивных организмов.

В лекции говорится об альтернативном альтруизме, логике наименьшего зла и цене счастья. И если каждый из нас достаточно легко может понять без специальной подготовки, что ЕГЭ входит в число диагностирующих трудностей, то нелегко примириться с тем, что в этом смысле система высшего образования (и Вышка в том числе) от самки глухаря не сильно отличается. Ведь Вышка тоже создает трудности, чтобы оценить претендента на обучение. Гораздо приятнее сравнить экзамен с чем-нибудь другим, потому что только человек оказался способен превратить процесс создания интеллектуальных трудностей в особый вид деятельности.

Итак, мы эволюционировали настолько, что смогли не только выработать нравственное отношение к трудностям и разработать глобальный индекс миролюбия, но и наши трудности, учтите это, эволюционируют вместе с нами. Так что слушайте и смотрите лекцию и чаще задумывайтесь о том, чем же мы все-таки отличаемся от животных или растений.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ