• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Оценка степени вовлеченности россиян в просветительские проекты

Духанина Л. Н., Максименко А. А.

Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 1. С. 47-60.

Глава в книге
Добровольчество как защитный фактор при соматическом и психологическом дистрессе у EMDR-терапевтов

Золотарева А. А., Казенная Е. В., Витко Ю. С.

В кн.: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы IV Международной научно-практической конференции (14–15 декабря 2023 г.); под общ. ред. А.В. Черной. Ростов н/Д; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. С. 161-165.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

"Несмотря на проблемы ЕГЭ, качество заданий повышается"

Как готовят разработчиков тестов для ЕГЭ и ГИА для школьников и для оценки компетенций взрослых людей, в интервью РИА Новости рассказала руководитель магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел.

Многие решения в образовании сегодня принимаются на основе результатов независимых тестирований. Это итоговая аттестация школьников, включая ГИА и ЕГЭ, промежуточные экзамены, сравнительные исследования качества образования — PIRLS, TIMMS, PISA, оценки компетенций взрослых людей. Как готовят разработчиков таких тестов, в интервью РИА Новости рассказала руководитель магистерской программы "Измерения в психологии и образовании" Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Орел.

— Екатерина Алексеевна, каковы общие принципы разработки материалов для централизованных экзаменов, будь то российский ЕГЭ или американский TOEFL?

— Любой централизованный экзамен не может быть основан на субъективных идеях конкретных людей. Его результаты объективны в том смысле, что за ними стоит сложный механизм апробации и "настройки" заданий теста с помощью различных статистических процедур. Результат этой работы даёт возможность принимать решения об уровне знаний человека и о том, в какой мере у него сформированы те или иные компетенции. Для нашей страны это очень актуально, налицо прогресс: несмотря на проблемы, которые возникают с организацией проведения ЕГЭ, качество контрольных измерительных материалов (КИМ) для него растет с каждым годом.

Но знания — это лишь одна из областей, какую мы должны оценивать. В связи с новыми стандартами для школ все чаще говорят о необходимости проверять компетенции, и для этого нужно разработать определенные показатели и способы их оценки. В высшей школе, в бизнесе они уже существуют. Так, слушатели нашей магистерской программы участвуют в разработке КИМов, которые используются в Высшей школе экономики для оценки знаний студентов, в их основе лежит компетентностный подход. Во многих компаниях отделы по работе с персоналом используют аналогичные инструменты, чтобы оценить компетенции сотрудников и принимать кадровые решения.

Те, кто умеет конструировать тесты для студентов и школьников, давать их обоснование, и те, кто разрабатывает методики отбора персонала, — по большому счету, одни и те же специалисты. Во всем мире на них сегодня огромный спрос.

—  С одной стороны, есть ЕГЭ и ГИА, с другой стороны — PIRLS, TIMMS и PISA, на результаты которых часто ссылаются эксперты в области образования. В чем разница в подходах?

— Мы много работаем с данными международных сравнительных исследований, проводим их содержательный анализ. Их задания ориентированы не просто на то, чтобы выявить наличие или отсутствие того или иного знания, а на то, как школьник умеет эти знания применить. Задания составлены так, чтобы вписать это знание в контекст реальной практики. Понятно, что если ГИА и ЕГЭ — это экзамены с высокими ставками, то от результатов международных сравнительных исследований не зависит судьба конкретных учеников.

— Чем занимаются выпускники программы "Измерения в психологии и образовании"? Какие тесты они разрабатывают?

— Как показывает опыт трудоустройства, они работают в разных сферах, так или иначе связанных с измерениями, — занимаются соответствующими исследованиями в социальных науках, анализируют данные ЕГЭ, разрабатывают мониторинги для школ, занимаются оценкой персонала в крупных компаниях. Среди выпускников есть и преподаватели.

Еще один актуальный тренд — компьютерное тестирование. Компьютер дает большие возможности для оценок, можно уже в процессе тестирования увидеть, как развиты у человека компетенции, и тут же более тонко подстроить задания под его уровень, чтобы дать более четкую и дифференцированную картину его компетентности.

— Как строится обучение? Какие курсы должен освоить человек, которому предстоит разрабатывать материалы для всевозможных тестирований?

— В учебном плане нашей программы мы стараемся добиться баланса между курсами чисто математическими, начиная статистикой и заканчивая методами многоуровневого моделирования, и психологическими. Специалист не просто должен работать с цифрами, но и понимать, что за ними стоит. Мало знаний математики, нужно понимать психологические процессы, которые приводят человека к результату. Очень важен мировой опыт измерений в области психологии и образования, поэтому у нас много зарубежных преподавателей — например, из Стэнфорда, Бостон-колледжа, перед нашими студентами выступали те, кто придумал исследование PISA.

— Какое базовое образование должен иметь специалист по измерениям в образовании? Ведь аналогичных программ нет на уровне бакалавриата.

— К нам приходят с самых разных направлений — не только психологи, но и педагоги, социологи, специалисты из социальных, гуманитарных наук. Поэтому все курсы начинаются с вводной, адаптационной части, и мы стараемся гибко подстроить содержание курсов под уровень студентов. Как показывает практика, студенты разных специализаций достаточно легко встраиваются в учебный процесс.

Подготовила Екатерина Рылько, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости



Текст интервью на сайте РИА Новости: http://ria.ru/society/20130712/949273756.html