Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Математические заметки. 2024. Т. 117. С. 1-8.
Сучкова Е. Я., Кожетева В., Яковлева А.
В кн.: Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 6–8 декабря 2024 г.. Яр.: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2024. С. 308-312.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
18 октября состоялся научный семинар МНУЛ СКИ из цикла «Культура имеет значение». В качестве докладчика выступила Марианна Дроздова, магистр психологии, студент PhD-программы по политическим наукам Таллинского университета с презентацией “The Strategies of Inter-Ethnic Adaptation of Estonian Russians”.
Марианна рассказала об исследовании особенностей адаптации русских мигрантов разных поколений, переселившихся в Эстонию в разные исторические периоды. В основу исследования легла модель аккультурации Джона Берри, включающая в себя четыре стратегии. Свой доклад Марианна начала с исторических фактов, которые так или иначе повлияли на русскоязычное население Эстонии. К примеру, в 1989 году эстонский язык был объявлен государственным языком, а в 1995 году принят Закон о гражданстве, согласно которому к будущим гражданам Эстонии предъявляются высокие требования к знанию эстонского языка, что, разумеется, вызвало соответствующие трудности у русских жителей Эстонии, а межэтнические отношения оказались крайне политизированы. Реформа образования привела к тому, что 60% школ стали обучать на эстонском языке. На момент переписи населения 2010 года в Эстонии проживало 69% эстонцев и 25,5% русских. Такое количество русских обусловлено многолетней миграционной волной с 1945 по 1989 год. В связи с большим количеством иммигрантов, необходимо изучать особенности их адаптации и создавать специальные государственные программы.
В исследовании были использованы данные мониторинга интеграции 2005-го года, и в выборку исследования вошел 341 русскоговорящий в возрасте от 15 до 75 лет. Для выделения факторов использовались 36 переменных, оценивающих межэтнические отношения. В качестве таких переменных выступили, например, этническая самооценка, удовлетворение экономической ситуацией, политическая активность и т.д. В результате факторного анализа было выделено пять факторов – контакт и дискриминация, удовлетворенность политикой, значимость гражданской активности, культурная угроза и этническая самооценка. По выраженности уровней каждого фактора было выделено четыре группы по уровню адаптации в эстонском обществе. Выяснилось, что наиболее эффективно адаптируются люди с низкой культурной угрозой, высокой удовлетворенностью политикой, высокой самооценкой, а также проживающие в регионах, где преобладают эстонцы. У группы с низкой адаптацией проявились противоположные результаты. Так, например, хуже адаптируются люди, проживающие в регионах, где преобладают русские (например, старообрядцы), женщины, пожилые люди, которые практически не знают эстонского языка и др.
Таким образом, результаты данного исследования могут быть использованы при разработке программ аккультурации русских в Эстонии.
Стратегии межэтнической адаптации русских в Эстонии
Марина Лазуткина