• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 апреля – 6 июня
Срок подачи заявок - 26 мая 2022 года 
26 апреля – 27 мая
Срок подачи заявок - 26 мая 2022 года 
26 апреля – 27 мая
Срок подачи заявок - 26 мая 2022 года 
23 июня – 25 июня
23-25 июня, Санкт-Петербург 
Статья
The Role of Emotional Information in Banner Blindness

Sapronov F., Gorbunova E. S.

Frontiers in Psychology. 2022. No. 8.

Глава в книге
Multiple Social Identities in the Post-Soviet Context

Lebedeva N. M., Galyapina V. N., van de Vijver F. J.

In bk.: Non-Western Identity. Research and Perspectives. Switzerland: Springer, 2022. Ch. 8. P. 131-150.

Препринт
STUDENTS AND PROTESTS: A QUANTITATIVE ANALYSIS

Ustyuzhanin V., Korotayev A., Sawyer P.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Проект январской Школы социальных наук 2021-2022 успешно завершился

Январская Школа проводилась уже второй раз за этот учебный год. Как и в ноябре, ШСН полностью проходила в онлайн-формате, привычном уже многим. Однако организаторы проекта с успехом воссоздали атмосферу студенческих будней Вышки, ее внеучебные мероприятия и дружелюбное пространство, где каждый участник смог себя реализовать. Концепцией январской Школы стал лозунг «Новые проблемы — новые вызовы». Основными темами стали новые задачи, которые дарит современное общество социальным наукам, связанные с ними вызовы и актуальные решения. В рамках проекта были организованы лекции и семинары от лучших преподавателей факультета ФСН, профессоров и даже студентов.

Участники ШСН’21-22 знакомятся друг с другом

Участники ШСН’21-22 знакомятся друг с другом
ФСН

За пять дней участники полностью погрузились в атмосферу ВШЭ, пополнили базу знаний, завели новых друзей, а также отследили личные достижения и подвели итоги к концу проекта. Стоит подробнее вспомнить, как же проходила столь полюбившаяся многим Школа социальных наук.

Интерактивное знакомство вожатых и ребят
Интерактивное знакомство вожатых и ребят
ФСН

День первый

Открытие Школы для участников было по-настоящему ярким и торжественным. Организаторы ШСН постарались сделать все возможное, чтобы ребята не заскучали и интересно провели время. Для начала всем предстояло знакомство со Школой, ее правилами, а также друг с другом. Участники смогли больше узнать о своих вожатых, с которыми им предстояло провести следующие пять дней. С напутствием выступил директор Школы социальных наук Сорвин Кирилл Валентинович.

Первая лекция была посвящена базовым принципам и новым технологиям демократии, которую рассказывал Юдин Григорий Борисович. Участники по-новому посмотрели на понятие «демократия» и узнали о различных ее теориях. Многим ребятам лектор уже был знаком и выступление было встречено тепло.

Карина Гукасян, участница ШСН’21-22, рассказала об этом больше: Сегодня испытала приятное чувство: я смотрю на ютубе лекции Григория Юдина, а сегодня на ШСН я отвечала на его вопросы

Во второй лекции участники узнали о «Трансформации гражданского общества и НКО во время пандемии COVID-19». О такой актуальной теме рассказала Мерсиянова Ирина Владимировна, директор центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

Конечно, помимо образовательного спектра, ребята также познакомились и с внеучебной деятельностью Вышки. Вожатые проводили интерактивные игры, которые помогли всем лучше узнать коллектив, быстрее в него влиться и создать теплую атмосферу взаимоподдержки.

Второй день

В этот день участники впервые познакомились с еще одним форматом проведения занятий в университете — семинарами. Влиться в новый формат помогали студенческие наставники. Уже со второго семинара ребята полностью вошли в рабочий процесс и активно начали обсуждать тексты, которые читали ранее. Школьники учились структурировано излагать свои мысли, приводить хорошие аргументы в защиту собственных мнений и выслушивать других, чтобы не повторяться. 

Еще одним интересным для участников форматом Школы стали коллективные рефлексии в отрядах с вожатыми, которые помогали проанализировать все впечатления за прошедшие сутки и ожидания на новые. Таким образом, ребята настраивались на продуктивный лад и с успехом посещали и лекции, и семинары, и даже внеучебные мероприятия.

Одним из внеучебных мероприятий стала ролевая игра, в которой каждый получил свою роль и смог еще больше взаимодействовать с другими участниками Школы. Многие познакомились получше, раскрылись для общения и завели новых друзей.

Внеучебные мероприятия ШСН’21-22
Внеучебные мероприятия ШСН’21-22
ФСН

Первая лекция в этот день была посвящена «Постиндустриальному цивилизационному транзиту» и читал ее Нисневич Юлий Анатольевич, профессор факультета социальных наук. Лектор рассказал про «цивилизационный транзит» и связанные с ним понятия. Например, о цивилизационном транзите как о процессе перехода на новую стадию цивилизационного развития. Тема еще одной лекции — «“Левые” и “правые”: психологический анализ политических ориентаций» от Гулевич Ольги Александровны, профессора и заведующего лабораторией факультета социальных наук. Слушатели узнали, как сильно порой влияют политические ориентации на даже самые простые сферы жизни людей. Например, на здоровье или семейный быт.

Третий день

В этот день участники снова встретились с директором Школы социальных наук Сорвиным Кириллом Валентиновичем. Также перед ребятами выступили студенты разных образовательных программ факультета социальных наук, которые рассказали о всех интересующих темах, ответили на вопросы и смогли дать больше представлений участникам о внутреннем устройстве факультета и Вышки в целом.

Лекция Тюрчева Кирилла Сергеевича
Лекция Тюрчева Кирилла Сергеевича
ФСН

Интересные лекции ждали участников на третий день Школы. Они узнали об инновациях и современной карте мировых инновационных центров. Об этом им рассказал лектор Тюрчев Кирилл Сергеевич. А после по-новому на проблемы психологии помогла взглянуть Бушина Екатерина Валерьевна, которая прочла для ребят лекцию с интересным названием «Хулиган, драчун, задира: чья это картина мира?». В ней лектор поведала о теме буллинга в школах и не только, конфликтных ситуациях, причинах их возникновения и методах решения. Актуальная тема помогла ребятам лучше понять проблему и узнать о профилактике ситуаций травли в некоторых школах.

Лекция на тему школьного буллинга от Бушиной Екатерины Васильевны
Лекция на тему школьного буллинга от Бушиной Екатерины Васильевны
ФСН

Конечно же, после лекций ребята смогли поучаствовать в интерактивных играх в рамках внеучебной деятельности вместе с вожатыми, укрепить созданные связи и еще больше погрузиться в атмосферу ВШЭ.

Четвертый день

Фрагмент презентации с лекции М. И. Богачёва на ШСН'21-22
Фрагмент презентации с лекции М. И. Богачёва на ШСН'21-22
ФСН

Еще об одной актуальной теме поведал школьникам доцент кафедры общей социологии Максим Игоревич Богачёв. Он рассказал о преступности, но с точки зрения конкретно социологии. Была затронута тема девиантности в общем смысле, а после приведены разные теории понимания такого поведения, причины его возникновения и связь социального статуса виновного с тяжестью его наказания. Лектор привел современные кейсы из российского права для лучшего понимания участниками темы.

Пятый день

В свой последний день участники Школы встретились на завершающей рефлексии, где смогли подвести итоги всего периода и обсудить личные достижения. Один из вожатых поделился своим мнением о прошедшей Школе:

Закрытие ШСН прошло не без ноток печали: ребята не хотели расставаться со своими вожатыми и любимыми лекторами, семинаристами, а вожатые до последнего поддерживали позитивный настрой участников Школы. На закрытии команда организаторов душевно поблагодарила всех, кто принимал участие в создании и проведении Школы и дала ее участникам яркое напутствие, пожелав снова увидеться на следующей Школе социальных наук!

Впечатления участников ШСН из четвертого отряда
Впечатления участников ШСН из четвертого отряда
ФСН

Слушатели в этот день смогли еще больше погрузиться в студенческие реалии и познакомиться ближе с таким форматом проведения занятий, как дебаты. Федор Епифанов, участник ШСН’21-22, рассказал подробнее, как это было:

Развернулись жаркие дебаты на семинаре, которые перебили все правила, но однозначно были необходимы после такой долгой идиллии на предыдущих днях. Но всё кончилось общим сбором, где все обсудили приятные моменты в последний раз и пожелали встретиться ещё, было здорово и я считаю, что получил множество полезных знаний и положительных эмоций. Мысль о том, что не в сети это прошло бы ещё круче подгрызает меня, но надеюсь будущие участники ШСН это подтвердят, спасибо!

Прощаться со Школой никому совсем не хотелось, поэтому финальная встреча и итоговый общий сбор прошли не без ноток грусти. Многие высказались о Школе в крайне положительном ключе, были слова благодарности и поддержки, надежды на будущее и желание быть с Вышкой и дальше.

Лиза Евсеева, участница Школы, поделилась своими впечатлениями: Последний день был тяжелее всех предыдущих, однако не из-за затейливых речей почётных имяреков или долгих встреч в zoom. Невольно восхищаешься, насколько разумно расписание: умственная загруженность от чтения сменяется тоскливым переживанием расставания (и великий вопрос, что труднее осилить?)

Январская Школа социальных наук прошла действительно отлично. Все ее организаторы каждый день получали слова благодарности от участников, восторженные отзывы и искреннюю радость за возможность участвовать в таком проекте. Команда ШСН поддерживала связь со всеми участниками на протяжении всего проекта, радовала полезными статьями и репортажами с каждого прошедшего дня. Также было множество бонусов. Одним из них стала инициатива самих ребят. Они записывали и собирали все интересные высказывания и цитаты Школы, чтобы после создать единое пространство во Вконтакте со сборником таких запоминающихся фраз. Также на основе особо интересных цитат команда ШСН создала для ребят стикеры, чтобы порадовать их и подарить еще один повод для приятных воспоминаний. 

Так, январская Школа социальных наук подарила много полезного опыта, приятных эмоций и новых знакомств как участникам, так и организаторам проекта!