• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
13 апреля, 15:30
April 13, 15:30-17:00 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 1-15.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/20
60 бюджетных мест
50 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/80/5
95 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/1
35 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
60/50
60 платных мест
50 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
32/5/3
32 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/15
20 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
40/3
40 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/2
30 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5/1
40 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Новый виток сотрудничества: совместный проект НИУ ВШЭ и Свободного университета Берлина

Высшая школа экономики и Свободный университет Берлина при поддержке Фонда Гумбольдта запускают трехгодичный проект “Populism and New Conservatism in East and West: Socio-Economic and Political Patterns at the Beginning of the 21st Century” в необычном формате. Профессор Александр Чепуренко, научный руководитель департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, рассказал нам о проекте подробнее.

Новый виток сотрудничества: совместный проект НИУ ВШЭ и Свободного университета Берлина

Michael Jordan

Как вы пришли к идее о сотрудничестве? Кто был инициатором? Какие подразделения НИУ ВШЭ будут задействованы в проекте?

Мы уже почти 10 лет работаем с Институтом восточноевропейских исследований Свободного университета Берлина: у нас есть небольшие совместные исследовательские проекты, магистерская программа двух дипломов, было и несколько амбициозных заявок на исследовательские проекты, которые по разным причинам запустить не удалось. За эти годы мы убедились, что у нас есть взаимный интерес, уверенность друг в друге как в партнерах и желание продолжать работать вместе даже в нынешнее непростое во всех отношениях время. Поэтому в последние годы мы думали над тем, как сделать наше сотрудничество более устойчивым.

Люди, которые начали выстраивать эти партнерские отношения, становятся старше, а потому развитие научных и образовательных обменов требует вовлечения новых, прежде всего молодых лиц с обеих сторон. Иначе возникает опасность – и тому немало примеров в практике межуниверситетского взаимодействия, – что со временем, по мере естественного снижения активности пионеров этой деятельности, такое сотрудничество начинает «засыпать».  

Именно поэтому мы с Андреем Александровичем Яковлевым и проф. Катариной Блум из Свободного Университета начали думать о том, как создать устойчиво функционирующую сеть, с помощью которой можно было бы находить партнеров и запускать совместные проекты разного масштаба и характера. Поскольку мы с Андреем Александровичем являемся стипендиатами Фонда им. Александра Гумбольдта, наше внимание привлекла возможность получить небольшой грант от этого фонда на поддержание институционального партнерства между гумбольдтианцами и их прежними или действующими партнерами в Германии. 

Нынешний проект принципиально отличается от того, к чему мы привыкли, исходя из практики взаимодействия с научными фондами. Обычно подобные проекты нацелены на решение конкретной научной задачи, под которую заранее формируется коллектив, пишется техническое задание, планируется публикация определенного числа научных статей и т.д.

 Наша задача в данном проекте – другая. Она заключается в создании интеллектуального «хаба», деловой сети, куда любой сотрудник НИУ ВШЭ и Свободного университета может включиться в надежде найти партнера для исследовательского проекта, заявки на грант или для создания совместного учебно-образовательного продукта. Как и в каких конкретных формах мы получим "научный выход" – пока неизвестно. Однако мы надеемся, что теория вероятности нас не подведет: благодаря регулярному или даже эпизодическому подключению к мероприятиям проекта значительного числа наших коллег кто-то сможет установить полезные контакты, и таким образом наше сотрудничество с партнерским университетом в Берлине получит новых заинтересованных участников.

Мы рассчитываем, что к проекту подключатся коллеги прежде всего с факультетов социальных наук, экономического, гуманитарных наук, МЭиМП, а также из ряда исследовательских подразделений НИУ ВШЭ. Иными словами, мы полностью открыты.

 

Почему вы выбрали в качестве темы проекта популизм и неоконсерватизм?  Планируете ли вы вовлекать в исследовательскую работу молодых ученых и студентов? В чем будет заключаться их задача?

Популизм и неоконсерватизм на Западе и Востоке – это очень хорошая общая тема для привлечения внимания молодых ученых (социологов, политологов, экономистов. демографов, историков, регионоведов) к широкому спектру актуальных общественных явлений и процессов, изучаемых на стыке социологии, политической науки, институциональной экономической теории в связи с ростом популистских и неоконсервативных течений и настроений как в странах с этаблированным рыночным хозяйством и демократической традицией, так и в странах с неустойчивой экономикой и слабым гражданским обществом. Именно широта этой темы и ее бесспорная злободневность дают основания полагать, что мы получим достаточно широкий отклик. В первую очередь ждем аспирантов и постдоков из обоих партнерских университетов, но также и из других университетов России и Европы.

Собственно, молодые ученые уже активно участвуют в исследовании: проекта не было бы без кропотливой работы со стороны Антона Казуна из НИУ ВШЭ и Михая Варги из Свободного университета Берлина. Именно они почти полтора года взаимодействовали с Фондом Гумбольдта, формировали заявку и вносили в нее уточнения. Сейчас в проекте формально заявлено 13 человек с обеих сторон, в том числе аспиранты и постдоки.

Мы ставим перед собой несколько задач. Во-первых, вовлечь в проектные семинары – первый из которых состоится в конце мая 2021 года – и в дальнейшие активности проекта молодых ученых, а также тех, кто только недавно влился в коллектив одного из партнерских университетов, или же исследователей со стороны.

Во-вторых, мы рассчитываем, что кого-то из российских коллег этот проект и знакомство с Фондом Гумбольдта (который традиционно поддерживает партнерства между представителями научных элит Германии и других стран) сподвигнет подать заявку на длительную стажировку в партнерском университете. По собственному опыту знаю, какие широкие возможности это может дать для научного роста и развития. 

Для молодых российских кандидатов наук стипендия Фонда Гумбольдта может дать возможность неоднократного и довольно долгосрочного пребывания в партнерском университете для работы над совместным или индивидуальным проектом, знакомства с другими университетами и исследовательскими учреждениями Берлина, с которыми у нас также установлены прочные контакты, активного участия в научных семинарах и конференциях по всей Европе. Для немецких постдоков участие в проекте может стать отправной точкой для подачи заявки на стипендию Феодора фон Линнена, которая позволит им провести в зарубежном исследовательском учреждении, где работает бывший гумбольдтовский стипендиат, т.е. в Высшей школе экономики, от одного до трех лет.

У молодых ученых всегда есть две основные задачи: выбрать тему для исследований и привлечь финансирование под соответствующий проект. И то, и другое часто требует поиска партнеров, которые были бы заинтересованы в совместных заявках на гранты, в соавторстве при написании статей или подготовке докладов на научные конференции. Наш проект может помочь молодым исследователям решить обе задачи.

 

Так как сотрудничество предполагается долгим, трехгодичным, какие вы можете выделить основные этапы проекта? Какие ожидаются результаты?

Основные этапы проекта примерно следующие. В мае 2021 г. мы проведем первый онлайн-семинар, на который планируем пригласить максимально широкий круг потенциально заинтересованных молодых исследователей. Для этого будет сформирован соответствующий банк данных и адресная база, участников которой мы будем регулярно информировать обо всех мероприятиях в рамках проекта. Мы предполагаем, что по итогам уже первого семинара нам удастся сформировать несколько проектных групп разного формата: группы для написания статьи, организации небольших мероприятий, подачи заявки на совместный грант и т.п.

Далее основная работа пойдет внутри этих небольших коллективов, а организаторы, в свою очередь, будут оказывать им посильную поддержку. Для этого по каждой из восьми подтем проекта уже привлечены эксперты, представители из партнерских университетов, которые знакомы с состоянием исследований в данной узкой области и готовы помогать в налаживании коммуникации между сторонами.

На 2022 г. запланирован следующий общий семинар, хочется надеяться, уже в офлайн формате. Скорее всего, он пройдет в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ, где будет проведена апробация первых наработок. Также может состояться серия краткосрочных обменов между участниками из разных стран. У проекта есть небольшой фонд на поддержку мобильности между партнерскими университетами. Эти средства мы можем использовать для сравнительно коротких – на одну-две недели – визитов, если участники докажут соруководителям проекта необходимость в такой стажировке.

Наконец, в 2023 году мы надеемся собраться на заключительном семинаре проекта в Берлине для обсуждения итогов, в том числе лучших практик сотрудничества, и обмена мнениями о перспективах нашего институционального партнерства.

Какие еще ожидаются результаты? Как гласит девиз Фонда Гумбольдта: "Совершенство объединяет". Мне как старому гумбольдтианцу хотелось бы увидеть, что в двух наших университетах сформировалась чуть более широкая, чем нынче, группа исследователей работоспособного для науки возраста, которые привержены идее совместной работы и видят в ней шанс для новых свершений. Вот это и будет самый ценный результат проекта.