• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Книга
Политология для географов. Практикум

Окунев И. Ю., Остапенко Г. И.

М.: Издательские решения. Ридеро, 2022.

Глава в книге
Инклюзивные и эксклюзивные идентичности представителей разных народов России: роль базовых ценностей

Лепшокова З. Х., Лебедева Н. М.

В кн.: Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах. ТюмИУ, 2022. Гл. 4. С. 49-66.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Все побежали, и я побежал

Почему во время режима самоизоляции одни люди остаются дома, а другие нарушают карантин и собираются в парках на шашлыки? Ответ на это может дать поведенческая экономика. О том, как с помощью теории игр можно предсказать подобное поведение, рассказывает научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Оксана Зинченко.

Все побежали, и я побежал

© gorodfinansov.ru

Почему во время режима самоизоляции одни люди остаются дома, а другие нарушают карантин и собираются в парках на шашлыки? Ответ на это может дать поведенческая экономика. О том, как с помощью теории игр можно предсказать подобное поведение, рассказывает научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Оксана Зинченко.



Оксана Зинченко,
научный сотрудник
Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ



В период самоизоляции, еще до введения административных ограничений и штрафов, мы столкнулись с появлением новой социальной нормы — многие люди добровольно (по согласованию с руководством) переходили на удаленную работу. Они максимально сокращали выходы из дома и пользовались онлайн-доставкой вместо похода в магазин. Однако, наряду с такими проявлениями ответственности и заботы об общем благе, мы увидели множество и обратных примеров, когда в начале апреля, несмотря на постоянное увеличение числа заболевших и призывы оставаться дома, люди выходили в теплую погоду в парки на шашлыки. Почему же одни следуют новой социальной норме без санкций, а другие систематически ее нарушают?

Подобное кооперативное поведение изучается в поведенческой экономике с использованием моделей из теории игр, например, таких как «игра на создание общественного блага» (public goods game). В ее стандартной версии каждый член группы — индивидуальный игрок — имеет свой личный бюджет. Он должен принять анонимное решение — какую его часть он готов перечислить в общий котел — на создание группового бюджета.

По итогам каждого раунда игры все перечисленные общие средства умножаются на конкретный коэффициент (больше одного, но меньше, чем количество членов группы) и распределяются поровну между всеми игроками. При наличии кооперации все участники получат максимальную выгоду, а при ее отсутствии самым рациональным поведением будет не вкладывать свои средства вообще и надеяться на выгоду от других участников.

Сейчас накоплено уже немало сведений о динамике поведения людей в группе в условиях реальных экспериментов по этой модели. Что на основании этих данных мы можем предположить о текущей ситуации?

Известно, что вклад в создание общественного блага достаточно высок в начале, но уменьшается с течением времени — по экспериментальным данным, около 60–80% членов группы постепенно перестают вносить собственные средства в общий котел — поддерживать социальную норму. А остальные в поздних раундах вносят значительно меньшую долю по сравнению с собственным вкладом в начале игры. И если мы посмотрим на график самоизоляции в России по данным Яндекса, то точно так же увидим этот тренд к уменьшению. При этом по данным по Москве мы можем предположить, что тренд начался позднее.

Почему так происходит? Поведенческие экономисты Саймон Гэхтер, Урс Фишбахер и Эрнст Фер показали, что в среднем около половины игроков являются «условно кооперирующими» — они ориентируются на поведение остальных членов группы и поддерживают норму только в тех случаях, когда видят положительный пример со стороны других. 

Ещё около трети игроков демонстрируют крайне высокую установку на индивидуальную выгоду и не следуют норме (не вносят собственные средства в общий бюджет). Таким образом, с течением времени «условно кооперирующие» наблюдают увеличение числа случаев, когда другие не поддерживают норму, и действуют реципрокно — постепенно перестают и сами поддерживать ее, жертвуя все меньше средств в общий котел.

Игра на создание общественного блага активно использовалась для моделирования ситуаций загрязнения окружающей среды и использования невозобновляемых природных ресурсов. Экономист Колин Камерер отмечает, что игроки, сфокусированные максимально на собственной индивидуальной выгоде, в подобных ситуациях не вносят ничего в общий бюджет (не поддерживают норму), вне зависимости от поступков других игроков. 

Однако такое поведение может быть эффективно скорректировано. Первый способ — институциональные механизмы, такие как введение штрафов со стороны государства. Или же, на примере загрязнения окружающей среды — специальных налогов. Второй путь — неформальные механизмы воздействия со стороны других членов социальной группы, общества в целом. Среди них: всеобщее осуждение и остракизм.

Исследование, которое провели Эрнст Фер и Саймон Гэхтер в 2000 году, показывает, что введение опции наказания другими членами группы тех, кто не следует норме (не жертвует средства в общий котел), резко увеличивает частоту кооперативного поведения.

Примечание: на представленном выше графике с результатами эксперимента члены группы взаимодействовали с одними и теми же людьми внутри одной группы на протяжении всех раундов игры. Однако для группы, где участники менялись каждый раунд, была продемонстрирована схожая динамика.

IQ