• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Глава в книге
Революционные события в Мали (1960–2021 гг.)

Коротаев А. В., Лиокумович Я. Б., Хохлова А. А.

В кн.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Т. 12: Революционные процессы в афразийской макрозоне нестабильности и их глобальный контекст. Издательство "Учитель", 2021. Гл. 12. С. 329-370.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Все побежали, и я побежал

Почему во время режима самоизоляции одни люди остаются дома, а другие нарушают карантин и собираются в парках на шашлыки? Ответ на это может дать поведенческая экономика. О том, как с помощью теории игр можно предсказать подобное поведение, рассказывает научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Оксана Зинченко.

Все побежали, и я побежал

© gorodfinansov.ru

Почему во время режима самоизоляции одни люди остаются дома, а другие нарушают карантин и собираются в парках на шашлыки? Ответ на это может дать поведенческая экономика. О том, как с помощью теории игр можно предсказать подобное поведение, рассказывает научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Оксана Зинченко.



Оксана Зинченко,
научный сотрудник
Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ



В период самоизоляции, еще до введения административных ограничений и штрафов, мы столкнулись с появлением новой социальной нормы — многие люди добровольно (по согласованию с руководством) переходили на удаленную работу. Они максимально сокращали выходы из дома и пользовались онлайн-доставкой вместо похода в магазин. Однако, наряду с такими проявлениями ответственности и заботы об общем благе, мы увидели множество и обратных примеров, когда в начале апреля, несмотря на постоянное увеличение числа заболевших и призывы оставаться дома, люди выходили в теплую погоду в парки на шашлыки. Почему же одни следуют новой социальной норме без санкций, а другие систематически ее нарушают?

Подобное кооперативное поведение изучается в поведенческой экономике с использованием моделей из теории игр, например, таких как «игра на создание общественного блага» (public goods game). В ее стандартной версии каждый член группы — индивидуальный игрок — имеет свой личный бюджет. Он должен принять анонимное решение — какую его часть он готов перечислить в общий котел — на создание группового бюджета.

По итогам каждого раунда игры все перечисленные общие средства умножаются на конкретный коэффициент (больше одного, но меньше, чем количество членов группы) и распределяются поровну между всеми игроками. При наличии кооперации все участники получат максимальную выгоду, а при ее отсутствии самым рациональным поведением будет не вкладывать свои средства вообще и надеяться на выгоду от других участников.

Сейчас накоплено уже немало сведений о динамике поведения людей в группе в условиях реальных экспериментов по этой модели. Что на основании этих данных мы можем предположить о текущей ситуации?

Известно, что вклад в создание общественного блага достаточно высок в начале, но уменьшается с течением времени — по экспериментальным данным, около 60–80% членов группы постепенно перестают вносить собственные средства в общий котел — поддерживать социальную норму. А остальные в поздних раундах вносят значительно меньшую долю по сравнению с собственным вкладом в начале игры. И если мы посмотрим на график самоизоляции в России по данным Яндекса, то точно так же увидим этот тренд к уменьшению. При этом по данным по Москве мы можем предположить, что тренд начался позднее.

Почему так происходит? Поведенческие экономисты Саймон Гэхтер, Урс Фишбахер и Эрнст Фер показали, что в среднем около половины игроков являются «условно кооперирующими» — они ориентируются на поведение остальных членов группы и поддерживают норму только в тех случаях, когда видят положительный пример со стороны других. 

Ещё около трети игроков демонстрируют крайне высокую установку на индивидуальную выгоду и не следуют норме (не вносят собственные средства в общий бюджет). Таким образом, с течением времени «условно кооперирующие» наблюдают увеличение числа случаев, когда другие не поддерживают норму, и действуют реципрокно — постепенно перестают и сами поддерживать ее, жертвуя все меньше средств в общий котел.

Игра на создание общественного блага активно использовалась для моделирования ситуаций загрязнения окружающей среды и использования невозобновляемых природных ресурсов. Экономист Колин Камерер отмечает, что игроки, сфокусированные максимально на собственной индивидуальной выгоде, в подобных ситуациях не вносят ничего в общий бюджет (не поддерживают норму), вне зависимости от поступков других игроков. 

Однако такое поведение может быть эффективно скорректировано. Первый способ — институциональные механизмы, такие как введение штрафов со стороны государства. Или же, на примере загрязнения окружающей среды — специальных налогов. Второй путь — неформальные механизмы воздействия со стороны других членов социальной группы, общества в целом. Среди них: всеобщее осуждение и остракизм.

Исследование, которое провели Эрнст Фер и Саймон Гэхтер в 2000 году, показывает, что введение опции наказания другими членами группы тех, кто не следует норме (не жертвует средства в общий котел), резко увеличивает частоту кооперативного поведения.

Примечание: на представленном выше графике с результатами эксперимента члены группы взаимодействовали с одними и теми же людьми внутри одной группы на протяжении всех раундов игры. Однако для группы, где участники менялись каждый раунд, была продемонстрирована схожая динамика.

IQ