• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна
Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. G. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/70/5
95 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
14/6/5
14 бюджетных мест
6 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
27/5
27 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Все побежали, и я побежал

Почему во время режима самоизоляции одни люди остаются дома, а другие нарушают карантин и собираются в парках на шашлыки? Ответ на это может дать поведенческая экономика. О том, как с помощью теории игр можно предсказать подобное поведение, рассказывает научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Оксана Зинченко.

Все побежали, и я побежал

© gorodfinansov.ru

Почему во время режима самоизоляции одни люди остаются дома, а другие нарушают карантин и собираются в парках на шашлыки? Ответ на это может дать поведенческая экономика. О том, как с помощью теории игр можно предсказать подобное поведение, рассказывает научный сотрудник Института когнитивных нейронаук Оксана Зинченко.



Оксана Зинченко,
научный сотрудник
Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ



В период самоизоляции, еще до введения административных ограничений и штрафов, мы столкнулись с появлением новой социальной нормы — многие люди добровольно (по согласованию с руководством) переходили на удаленную работу. Они максимально сокращали выходы из дома и пользовались онлайн-доставкой вместо похода в магазин. Однако, наряду с такими проявлениями ответственности и заботы об общем благе, мы увидели множество и обратных примеров, когда в начале апреля, несмотря на постоянное увеличение числа заболевших и призывы оставаться дома, люди выходили в теплую погоду в парки на шашлыки. Почему же одни следуют новой социальной норме без санкций, а другие систематически ее нарушают?

Подобное кооперативное поведение изучается в поведенческой экономике с использованием моделей из теории игр, например, таких как «игра на создание общественного блага» (public goods game). В ее стандартной версии каждый член группы — индивидуальный игрок — имеет свой личный бюджет. Он должен принять анонимное решение — какую его часть он готов перечислить в общий котел — на создание группового бюджета.

По итогам каждого раунда игры все перечисленные общие средства умножаются на конкретный коэффициент (больше одного, но меньше, чем количество членов группы) и распределяются поровну между всеми игроками. При наличии кооперации все участники получат максимальную выгоду, а при ее отсутствии самым рациональным поведением будет не вкладывать свои средства вообще и надеяться на выгоду от других участников.

Сейчас накоплено уже немало сведений о динамике поведения людей в группе в условиях реальных экспериментов по этой модели. Что на основании этих данных мы можем предположить о текущей ситуации?

Известно, что вклад в создание общественного блага достаточно высок в начале, но уменьшается с течением времени — по экспериментальным данным, около 60–80% членов группы постепенно перестают вносить собственные средства в общий котел — поддерживать социальную норму. А остальные в поздних раундах вносят значительно меньшую долю по сравнению с собственным вкладом в начале игры. И если мы посмотрим на график самоизоляции в России по данным Яндекса, то точно так же увидим этот тренд к уменьшению. При этом по данным по Москве мы можем предположить, что тренд начался позднее.

Почему так происходит? Поведенческие экономисты Саймон Гэхтер, Урс Фишбахер и Эрнст Фер показали, что в среднем около половины игроков являются «условно кооперирующими» — они ориентируются на поведение остальных членов группы и поддерживают норму только в тех случаях, когда видят положительный пример со стороны других. 

Ещё около трети игроков демонстрируют крайне высокую установку на индивидуальную выгоду и не следуют норме (не вносят собственные средства в общий бюджет). Таким образом, с течением времени «условно кооперирующие» наблюдают увеличение числа случаев, когда другие не поддерживают норму, и действуют реципрокно — постепенно перестают и сами поддерживать ее, жертвуя все меньше средств в общий котел.

Игра на создание общественного блага активно использовалась для моделирования ситуаций загрязнения окружающей среды и использования невозобновляемых природных ресурсов. Экономист Колин Камерер отмечает, что игроки, сфокусированные максимально на собственной индивидуальной выгоде, в подобных ситуациях не вносят ничего в общий бюджет (не поддерживают норму), вне зависимости от поступков других игроков. 

Однако такое поведение может быть эффективно скорректировано. Первый способ — институциональные механизмы, такие как введение штрафов со стороны государства. Или же, на примере загрязнения окружающей среды — специальных налогов. Второй путь — неформальные механизмы воздействия со стороны других членов социальной группы, общества в целом. Среди них: всеобщее осуждение и остракизм.

Исследование, которое провели Эрнст Фер и Саймон Гэхтер в 2000 году, показывает, что введение опции наказания другими членами группы тех, кто не следует норме (не жертвует средства в общий котел), резко увеличивает частоту кооперативного поведения.

Примечание: на представленном выше графике с результатами эксперимента члены группы взаимодействовали с одними и теми же людьми внутри одной группы на протяжении всех раундов игры. Однако для группы, где участники менялись каждый раунд, была продемонстрирована схожая динамика.

IQ