• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
15 июня – 25 августа
Окончание приема заявок - 25 августа 
1 августа – 11 сентября
Дедлайн подачи заявки - 11 сентября 2022 года, 23:59 
24 сентября – 15 октября
старт 24 сентября 2022 года 
Книга
Благородный Идальго Костромской сцены

Едошина И. А., Максименко А. А., Бушуев И. А.

Костромская областная общественная просветительско-обучающая организация "Знание", 2022.

Статья
Стратегии «сохранения лица» и успешность делового взаимодействия

Васильева Е. Д.

Психологические исследования: электронный научный журнал. 2022. Т. 15. № 83.

Глава в книге
Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса

Лебедева А. А., Витко Ю. С.

В кн.: Психическое здоровье и религиозность. Материалы международной конференции «Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества» (Москва, 26–27 ноября 2021 г.): сборник докладов.. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 115-124.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Цифровые следы

Цифровые следы

ISTOCK

По действиям, которые пользователь совершает в цифровом пространстве, можно прогнозировать черты его личности, эмоциональные состояния, ценности и поведение. Например, при помощи анализа цифровых следов можно выяснить, насколько пунктуальным может быть человек в погашении кредитов, оплате сотовой связи и готов ли он к участию в благотворительных проектах.

Тому, как развивается и работает цифровая психометрика посвящена статья старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Виктории Овсянниковой (в соавторстве с Владиславом Латыновым из Института психологии РАН), опубликованная в журнале «Психология» НИУ ВШЭ..

Проще всего «вычислить» экстраверсию и открытость опыту

К цифровым следам относятся размещаемые в сети тексты, изображения, особенности интернет-серфинга, «лайки», а также телефонные звонки, геолокация и финансовые транзакции.

В 2016 году, когда Дональд Трамп победил на выборах в США, появилась популярная версия о большой заслуге в этой победе технологий Big Data и психологического таргетирования. Суть версии заключалась в том, что пользователям социальных сетей в период предвыборной кампании выдавалась таргетированная реклама на основе составленных на них психологических портретов. Подобные технологии использовались политиками и ранее, но именно громкая победа Трампа привлекла к ним внимание.

Что можно прогнозировать при помощи анализа цифровых следов:

Личностные черты (наибольшая точность при анализе личностных черт по «Большой пятерке» (Big Five) – экстраверсия, открытость опыту, добросовестность, нейротизм, дружелюбие)

Эмоциональные состояния (например, тревога, депрессия)

Мотивы, ценности

Поведение (например, покупательское поведение, пунктуальность в исполнении взятых обязательств, социальная активность)

Активнее всего прогнозируются личностные черты «Большой пятерки». По степени успешности прогнозов они располагаются следующим образом: экстраверсия, открытость опыту, добросовестность, нейротизм, дружелюбие.

Красноречивые тексты и картинки

Чаще всего в качестве источников данных для цифровой психометрики используют тексты. Пример тому — исследование американского ученого Тэла Яркони, который работая с текстами блогеров, с высокой точностью определил их личностные особенности.

Для каждой личностной черты он выделил группы слов, наиболее сильно связанных со значениями шкал опросника Big Five.

Что ближе человеку, если он чаще использует (+) или не использует (-) в своих текстах следующие слова:

бар, концерт, толпа (+), книги, кошки, компьютер (-) – экстраверсия,

прекрасный, чувства, радость (+), идиот, сексуальный, глупый, насилие (-) – дружелюбие,

раздраженный, стресс, ужасный (+), земля, гора, дорога (-) – нейротизм,

культура, фильмы, луна (+), ненавидеть, молитва, умолять (-) – открытость опыту,

настойчивость, дисциплина, снэк, овощи (+), кровавый, солдат, глупый (-) – добросовестность.

Другим источником информации о личностных чертах могут быть размещаемые изображения. Какой характерный набор изображений присущ каждой личностной черте показывает исследование группы ученых из Барселоны (2018), в котором использовалась социальная сеть «Инстаграм».
О чем говорят размещаемые изображения в соцсетях:

 открытость опыту: книги, луна, небо (+), изображения на тему любви (-),

 добросовестность: еда (+), люди (-),

 экстраверсия: большие скопления людей (+), кошки, книги, вязаные предметы одежды (-),

 дружелюбие: цветы (+), обнаженные торсы, а также изображения, включающие текст (-),

 нейротизм: животные (+), пейзажи (-).

В исследованиях нет исчерпывающих объяснений, почему те или иные изображения или слова могут быть связаны с определенными чертами личностями. Но, например, изображение людей связано с ориентацией на внешние впечатления, а для добросовестности как черты – это не свойственно, отмечает автор обзора Виктория Овсянникова.

Цифровая картина депрессии

Эмоциональные состояния с помощью цифровых следов прогнозировать сложнее. Тем не менее, это возможно. Так, например, в одном из исследований (2019) было обнаружено, что фотографии в профиле депрессивных людей имеют меньше признаков хорошего настроения (изображения улыбок и смеха), они эмоционально нейтральны и менее экспрессивны. Изображение часто размыто, на фото отсутствуют другие люди, и что важно – картины праздников, спорта, разного рода развлечений и т.п., – все то, что приносит радость.

Исследователи обнаружили, что в цифровом контенте депрессивных людей нет непосредственных индикаторов депрессии: слез, плача, плохого настроения. То есть, о депрессии они сигнализируют косвенным образом, не размещая, например, картинок, демонстрирующих позитивные эмоции. Ученые связывают подобную особенность с влиянием культурных норм: во многих странах принято поддерживать свой позитивный образ в глазах других, что отражается в публикуемом контенте.

С ценностями все сложнее

Сегодня при помощи цифровых следов прогнозируются и ценности. Но точность таких прогнозов несколько ниже, чем личностных черт и эмоциональных состояний.

Лучше всего ценности прогнозируются на основании текстов, в которых обсуждаются связанные с ними темы (что для человека важно? какие у него жизненные цели?). Но поскольку основная масса сообщений в социальных сетях слабо связана с этой проблематикой, то и точность прогнозов невысокая, отмечают ученые.

Цифровые следы пытаются также использовать для прогнозирования удовлетворенности жизнью. Но ситуация такая же, как и с ценностями. Удовлетворенность жизнью – величина динамическая, постоянно изменяющаяся под воздействием жизненных обстоятельств, а потому сложно прогнозируемая.

Зачем нужна цифровая психометрика

Анализ цифровых следов может быть применим в разных сферах. Естественно, это маркетинг. В случае рекламной кампании выявление личностных особенностей интересуемой аудитории – задача крайне сложная, а порой и невыполнимая. «При помощи же цифровых следов можно осуществлять диагностику буквально за несколько часов или дней», – отмечают исследователи.

Используя цифровую психометрику, можно прогнозировать, насколько пунктуален будет человек при оплате кредитов или сотовой связи, как он отреагирует на просьбу о пожертвовании или медицинскую рекомендацию. Тут правда возникают вопросы этического порядка, касающиеся защиты прав и личной информации пользователей. Эти вопросы, как отмечает Виктория Овсянникова, обсуждаются в научных кругах и однозначно требуют правового регулирования.

IQ