• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Книга
Политология для географов. Практикум

Окунев И. Ю., Остапенко Г. И.

М.: Издательские решения. Ридеро, 2022.

Глава в книге
Основные инструменты формирования цифровой культуры в ракетно- космической промышленности

Ступин Р. С., Лукьянова П. Е.

В кн.: «Вызовы цифровой экономики: импортозамещение и стратегические приоритеты развития». Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2022. С. 580-586.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Работаем с будущим: факультет социальных наук провел первую форсайт-сессию

В феврале факультет социальных наук – первым среди факультетов Вышки – провел в учебном центре «Вороново» при поддержке Программы развития НИУ ВШЭ форсайт-сессию, посвященную вопросам стратегического развития образовательной и кадровой деятельности факультета. Буквально вчера была завершена работа по созданию дорожный карты развития факультета, подготовленной по материалам, наработанным в ходе сессии. Осмысление и воплощение полученных результатов пока только предстоит, но некоторыми результатами и впечатлениями хочется поделиться уже сейчас.

Для участия в форсайте были приглашены коллеги, представляющие разные департаменты и отвечающие за разные направления деятельности университета, – преподаватели, научные работники, административные сотрудники и руководство подразделений. В качестве модераторов выступили коллеги из Институт статистических исследований и экономики знаний – Константин Вишневский и Олеся Майбах.

Форсайт как технология прогнозирования и конструирования образа будущего была выбрана факультетом по нескольким причинам. Во-первых, это один из самых удобных механизмов выявления трендов развития той или иной области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в условиях неопределенности среды, отсутствия возможности количественного прогнозирования или экстраполяции текущих тенденций. Во-вторых, форсайт позволяет объединить интересы и экспертные знания представителей разных структурных подразделений. В-третьих, метод предполагает скрытую выработку консенсуса по основным вызовам и подходам к их решению, что способствует вовлечению участников в реализацию принятых решений.

Да и место – учебный центр Вороново – было выбрано не случайно. Половина успеха сессии – это возможность для участников сосредоточиться только на происходящем, не отвлекаясь на бесконечный поток звонков, писем, консультаций и совещаний.

В результате сессия прошла очень продуктивно. Сначала мы определились с ключевыми вызовами для факультета и способами ответа на них; потом – поработали над трендами, способными оказать наиболее серьезное влияние на факультет, после чего приступили к планам мероприятий по образовательному и кадровому развитию с учетом возможных рисков и имеющихся в распоряжении ресурсов. Итогом сессии стала мета-карта развития факультета.

Каковы же ключевые ожидания участников форсайт-сессии по разным направлениям деятельности факультета? В сфере образования в среднесрочной перспективе планируется открытие новых образовательных программ, в том числе полностью платных, привлечение иностранных абитуриентов за счет интеграции образовательных программ с ведущими зарубежными программами, усиление интеграции между образованием и наукой, развитие междисциплинарности. В общем, использование преимуществ нашего мега-факультета. В сфере научной деятельности мы хотим и количественных, и качественных изменений: создание новых научных подразделений, создание и продвижение журналов департаментов в международных базах цитирования, включение в международные проекты и увеличение числа международных мероприятий, проводимых на базе университета. Кадровое развитие факультета стало, пожалуй, самым обсуждаемым вопросом: равномерное распределение нагрузки, ресурсов и ответственности среди разных категорий сотрудников, привлечение и удержание талантливых молодых кадров на департаментах, развитие внутренних программ переподготовки кадров и кадрового резерва академических руководителей для образовательных программ факультета – в этом участники выразили редкое единодушие.

Участники форсайт-сессии, в полном соответствии с демократической процедурой голосования, определили наиболее значимые для факультета вызовы. Топ-5 из них: противоречие между целями «исследовательского университета» и необходимостью коммерческого результата «сейчас»; перегруженность «среднего класса» преподавателей; отсутствие фондов у бюджетных образовательных программ; исчерпание ресурсов открытого конкурса; сильная дифференциация оплаты разных категорий сотрудников. Дальнейшая работа была организована в направлении обсуждения этих проблем. Наравне с ключевыми были определены и другие: например, «мифы о Вышке», угроза потери ключевых сотрудников из-за ужесточающихся требований к публикационной активности, снижение спроса на магистерские и аспирантские программы, проблемы взаимодействия между разными структурными подразделениями и т.д. Проработка этих вызовов и их влияния на ключевые – задача рабочих групп.

Третий этап форсайт-сессии – определение перечня трендов, которые способны в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе упростить или усложнить ответы на вызовы. Ключевые тренды – глобальная конкуренция за абитуриента, рост числа работающих студентов, life-long learning, неопределенность жизненных сценариев и пр. Трендом с самым сильным негативным влиянием была признана несистемность и бюрократизированность государственной образовательной политики, ее изменчивость и противоречивость, что создает барьеры на пути стратегического планирования деятельности факультета. Изменение роли преподавателя, который в большей степени организует процесс обучения, чем является носителем экспертного знания, напротив, было отмечено как «позитивный тренд», упрощающий поиски ответа на стоящие перед факультетом вызовы.

Участники форсайт-сессии наметили решения-ответы на основные вызовы. Например, пятый вызов – разрыв в оплате труда между российскими и зарубежными сотрудниками факультета, который не всегда соответствует результативности их работы. Так, анализ публикационной активности, проведенный на факультете, демонстрирует, что количество и «качество» (квартиль, цитируемость) публикаций россиян-получателей надбавок выше, чем у иностранцев. Для преодоления этого вызова предлагается внедрить четкую систему KPI, на основе которой строить дифференциацию оплаты труда, рассмотреть вопрос с точки зрения не только материального, но и нематериального стимулирования. Отдельный вопрос – повышение зарплат учебно-вспомогательного и инженерно-технического персонала, что позволит рекрутировать высококвалифицированные кадры для координации и сопровождения образовательной, научной и иных направлений деятельности факультета.

Участники форсайт-сессии высоко оценили результаты проведенного мероприятия. Илья Локшин, доцент департамента политической науки, академический руководитель образовательной программы «Политология»:

«Я впервые участвовал в форсайт-сессии, и мне было очень интересно познакомиться с форматом. Оказалось, что это весьма увлекательное мероприятие – и в плане разнообразия задач, которые нужно выполнить, и в плане общения с коллегами. Было здорово видеть, как из разрозненных фрагментов складывается большая картина нашего общего видения возможностей и вызовов, стоящих перед ФСН».

Ординарный профессор и руководитель департамента социологии Александр Чепуренко отметил ценность форсайт-сессии не только для процедуры стратегического планирования, но и для будущей «дружбы» коллег факультета:

«Мы увидели, что представители разных департаментов и поколений, многие из которых до этого были шапочно знакомы, дружно работали для достижения одной задачи. Произошло взаимное узнавание и притирка».

Доцент Института демографии и академический руководитель образовательной программы «Население и развитие» Владимир Козлов призвал коллег не останавливаться на достигнутом и продолжить работу в рамках «постфорсайта»:

«Давайте сделаем так, чтобы мы не зря съездили. Пусть будет план работ. Дополнительные встречи по конкретным вопросам и по тем вещам, которые еще не обсудили».

Именно этим мы и занялись. Совместно с модераторами мы разработали дорожную карту развития факультета. Следующий этап – создание рабочих групп, присоединиться к которым на ФСН сможет любой желающий.


Варвара Васильева,
заместитель декана по науке и развитию факультета социальных наук

Дарья Присяжнюк,
заместитель декана по учебной работе факультета социальных наук