• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работаем с будущим: факультет социальных наук провел первую форсайт-сессию

В феврале факультет социальных наук – первым среди факультетов Вышки – провел в учебном центре «Вороново» при поддержке Программы развития НИУ ВШЭ форсайт-сессию, посвященную вопросам стратегического развития образовательной и кадровой деятельности факультета. Буквально вчера была завершена работа по созданию дорожный карты развития факультета, подготовленной по материалам, наработанным в ходе сессии. Осмысление и воплощение полученных результатов пока только предстоит, но некоторыми результатами и впечатлениями хочется поделиться уже сейчас.

Для участия в форсайте были приглашены коллеги, представляющие разные департаменты и отвечающие за разные направления деятельности университета, – преподаватели, научные работники, административные сотрудники и руководство подразделений. В качестве модераторов выступили коллеги из Институт статистических исследований и экономики знаний – Константин Вишневский и Олеся Майбах.

Форсайт как технология прогнозирования и конструирования образа будущего была выбрана факультетом по нескольким причинам. Во-первых, это один из самых удобных механизмов выявления трендов развития той или иной области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в условиях неопределенности среды, отсутствия возможности количественного прогнозирования или экстраполяции текущих тенденций. Во-вторых, форсайт позволяет объединить интересы и экспертные знания представителей разных структурных подразделений. В-третьих, метод предполагает скрытую выработку консенсуса по основным вызовам и подходам к их решению, что способствует вовлечению участников в реализацию принятых решений.

Да и место – учебный центр Вороново – было выбрано не случайно. Половина успеха сессии – это возможность для участников сосредоточиться только на происходящем, не отвлекаясь на бесконечный поток звонков, писем, консультаций и совещаний.

В результате сессия прошла очень продуктивно. Сначала мы определились с ключевыми вызовами для факультета и способами ответа на них; потом – поработали над трендами, способными оказать наиболее серьезное влияние на факультет, после чего приступили к планам мероприятий по образовательному и кадровому развитию с учетом возможных рисков и имеющихся в распоряжении ресурсов. Итогом сессии стала мета-карта развития факультета.

Каковы же ключевые ожидания участников форсайт-сессии по разным направлениям деятельности факультета? В сфере образования в среднесрочной перспективе планируется открытие новых образовательных программ, в том числе полностью платных, привлечение иностранных абитуриентов за счет интеграции образовательных программ с ведущими зарубежными программами, усиление интеграции между образованием и наукой, развитие междисциплинарности. В общем, использование преимуществ нашего мега-факультета. В сфере научной деятельности мы хотим и количественных, и качественных изменений: создание новых научных подразделений, создание и продвижение журналов департаментов в международных базах цитирования, включение в международные проекты и увеличение числа международных мероприятий, проводимых на базе университета. Кадровое развитие факультета стало, пожалуй, самым обсуждаемым вопросом: равномерное распределение нагрузки, ресурсов и ответственности среди разных категорий сотрудников, привлечение и удержание талантливых молодых кадров на департаментах, развитие внутренних программ переподготовки кадров и кадрового резерва академических руководителей для образовательных программ факультета – в этом участники выразили редкое единодушие.

Участники форсайт-сессии, в полном соответствии с демократической процедурой голосования, определили наиболее значимые для факультета вызовы. Топ-5 из них: противоречие между целями «исследовательского университета» и необходимостью коммерческого результата «сейчас»; перегруженность «среднего класса» преподавателей; отсутствие фондов у бюджетных образовательных программ; исчерпание ресурсов открытого конкурса; сильная дифференциация оплаты разных категорий сотрудников. Дальнейшая работа была организована в направлении обсуждения этих проблем. Наравне с ключевыми были определены и другие: например, «мифы о Вышке», угроза потери ключевых сотрудников из-за ужесточающихся требований к публикационной активности, снижение спроса на магистерские и аспирантские программы, проблемы взаимодействия между разными структурными подразделениями и т.д. Проработка этих вызовов и их влияния на ключевые – задача рабочих групп.

Третий этап форсайт-сессии – определение перечня трендов, которые способны в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе упростить или усложнить ответы на вызовы. Ключевые тренды – глобальная конкуренция за абитуриента, рост числа работающих студентов, life-long learning, неопределенность жизненных сценариев и пр. Трендом с самым сильным негативным влиянием была признана несистемность и бюрократизированность государственной образовательной политики, ее изменчивость и противоречивость, что создает барьеры на пути стратегического планирования деятельности факультета. Изменение роли преподавателя, который в большей степени организует процесс обучения, чем является носителем экспертного знания, напротив, было отмечено как «позитивный тренд», упрощающий поиски ответа на стоящие перед факультетом вызовы.

Участники форсайт-сессии наметили решения-ответы на основные вызовы. Например, пятый вызов – разрыв в оплате труда между российскими и зарубежными сотрудниками факультета, который не всегда соответствует результативности их работы. Так, анализ публикационной активности, проведенный на факультете, демонстрирует, что количество и «качество» (квартиль, цитируемость) публикаций россиян-получателей надбавок выше, чем у иностранцев. Для преодоления этого вызова предлагается внедрить четкую систему KPI, на основе которой строить дифференциацию оплаты труда, рассмотреть вопрос с точки зрения не только материального, но и нематериального стимулирования. Отдельный вопрос – повышение зарплат учебно-вспомогательного и инженерно-технического персонала, что позволит рекрутировать высококвалифицированные кадры для координации и сопровождения образовательной, научной и иных направлений деятельности факультета.

Участники форсайт-сессии высоко оценили результаты проведенного мероприятия. Илья Локшин, доцент департамента политической науки, академический руководитель образовательной программы «Политология»:

«Я впервые участвовал в форсайт-сессии, и мне было очень интересно познакомиться с форматом. Оказалось, что это весьма увлекательное мероприятие – и в плане разнообразия задач, которые нужно выполнить, и в плане общения с коллегами. Было здорово видеть, как из разрозненных фрагментов складывается большая картина нашего общего видения возможностей и вызовов, стоящих перед ФСН».

Ординарный профессор и руководитель департамента социологии Александр Чепуренко отметил ценность форсайт-сессии не только для процедуры стратегического планирования, но и для будущей «дружбы» коллег факультета:

«Мы увидели, что представители разных департаментов и поколений, многие из которых до этого были шапочно знакомы, дружно работали для достижения одной задачи. Произошло взаимное узнавание и притирка».

Доцент Института демографии и академический руководитель образовательной программы «Население и развитие» Владимир Козлов призвал коллег не останавливаться на достигнутом и продолжить работу в рамках «постфорсайта»:

«Давайте сделаем так, чтобы мы не зря съездили. Пусть будет план работ. Дополнительные встречи по конкретным вопросам и по тем вещам, которые еще не обсудили».

Именно этим мы и занялись. Совместно с модераторами мы разработали дорожную карту развития факультета. Следующий этап – создание рабочих групп, присоединиться к которым на ФСН сможет любой желающий.


Варвара Васильева,
заместитель декана по науке и развитию факультета социальных наук

Дарья Присяжнюк,
заместитель декана по учебной работе факультета социальных наук